УДК 629

Оценка рисков при автомобильных перевозках опасных грузов

Воронцов Илья Константинович – студент магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Аннотация: Важнейшим фактором, определяющим развитие транспортной системы, является резко возросшая значимость безопасности перевозок. Повышение безопасности дорожного движения является одной из важнейших задач для лиц, определяющих транспортную политику в современном обществе, и представляет собой стратегический вопрос для повышения качества жизни. Проблемы, связанные с перевозкой опасных грузов, представляют собой особую угрозу, которая требует стратегий и инструментов для снижения уровня риска для общества, собственности и окружающей среды. Актуальность регулирования и повышения безопасности перевозок опасных грузов подчеркивается последними выступлениями президента РФ которые посвящены скорейшему внесению изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

Ключевые слова: опасные грузы, перевозка опасных грузов, безопасность транспортного движения.

В настоящее время безопасность перевозок опасных грузов является интересной темой планирования перевозок. Это касается безопасности дорожного движения, хранения товаров, профилактики и безопасности. Основной целью является снижение риска опасных аварий (например, вредного загрязнения, токсичных выбросов, пожара и взрывов) во время поездок или транспортных операций. Последствия аварий с опасными грузами могут быть очень трагичными для людей, особенно когда они происходят в густонаселенных городских районах, для окружающей среды (как для форм жизни, которые там обитают, так и для экономики, которая зависит от этого), или для собственности.

Опасные грузы в силу своей опасности требуют наличия специальной упаковки, выполнения квалифицированной погрузки и разгрузки, а также особого режима перевозки. Опасные грузы делят на следующие классы (рисунок 1)[1,2].

1

Рисунок 1. Виды опасных грузов.

Международная перевозка опасных грузов автомобильным, железнодорожным или внутренним водным транспортом регулируется европейскими Соглашением о международной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом (ДОПОГ), Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) и Правила, касающиеся Международной перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом (МПОГ).

В 2012 году был введен стандарт ISO 39001 по системам управления безопасностью дорожного движения (RTSM), позволяющий организация, действующая в системе дорожного движения, для уменьшения последствий (смерти и серьезных травм) дорожно-транспортных происшествий, на которые она может повлиять. ISO 39001 определяет руководящие принципы для продвижения и повышения культуры управления рисками в этом секторе.

Как хорошо известно, международная система регулирования перевозок опасных грузов (ДОПОГ, МПОГ И IMGD код и код IATA) определяет технические требования к безопасности (например: по классификации, упаковке и транспортным средствам), разрешенные к перевозке количества, требования к обучению персонала, обязательства по транспортным документам и так далее, но не дает никаких конкретных указаний о том, как управлять рисками. Несмотря на то, что законодательная база строго определяет требования по управлению рисками, они не применяются к транспортировке или временному хранению (например, в порту). Следовательно, стандарт ISO 39001 обеспечивает дополнительную ценность и при перевозке опасных грузов.

Применение цикла управления рисками PDCA (рисунок 2) может помочь компаниям, занимающимся перевозкой опасных грузов, реализовать соответствующие стратегии по предотвращению несчастных случаев, смягчению последствий и проверке эффективности принятых контрмер. Кроме того, сертификация ISO 39001 может принести экономические выгоды с точки зрения снижения стоимости страхования (для персонала и транспортных средств), повышения профессионального имиджа и подтверждения ответственности во время судебных процессов.

2

Рисунок 2. Цикл PDCA.

Рассматривая компанию по перевозке опасных грузов, стандарт ISO 39001 представляет собой интересный инструмент для повышения безопасности и качества транспортных услуг. Организация должна осуществлять процесс, который обеспечивает постоянный анализ текущих характеристик безопасности дорожного движения (БДД), определяет риски и перспективы, отбирает для проработки факторы реализации БДД, исследует, каких результатов можно достигнуть со временем и устанавливает соответствующие цели БДД, задачи БДД, а также планирует их достижение, что позволяет сделать компанию конкурентоспособной. ISO 39001 является добровольным стандартом, поэтому предприятие может выбрать для применения настоящий стандарт в отношении работы предприятия в целом или в отношении определенного подразделения.

Список литературы

  1. Рекомендации по перевозке опасных грузов. Типовые правила. Двадцатое пересмотренное издание. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева, 2017.
  2. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.08.1988 № 2957) (ред. от 01.09.1992 г.).
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (Дата обращения: 01.12.2021).

Интересная статья? Поделись ей с другими: