УДК 32

Пиар и политическая коммуникация

У Цзяюэ – студент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Данная статья рассматривает такие понятия массовой коммуникации, как пиар и политическая коммуникация. Автором выявляются взаимосвязи между этими коммуникационными действиями.

Ключевые слова: пиар, политика, коммуникация, связи с общественность, каналы коммуникации.

Пиар является формой коммуникации, при которой конкретная, направленная на улучшение имиджа информация целенаправленно распространяется в обществе. В политике пиар используется так же часто как и в других сферах. Однако его необходимо отличать от похожего, но не идентичного ему понятия – политической коммуникации.

«Коммуникацией называют процесс взаимодействия объектов на основе обмена информацией и непосредственного общения, а также используемые при этом средства связи - формы, способы, каналы взаимодействия» [1]. Коммуникация становится политической, когда ее источник, содержание или объект относятся к сфере политики. Политическая коммуникация является важным элементом политической системы, поскольку тесно связана с процессом формирования имиджа политического института.

Начало изучения политической коммуникации было положено после Первой Мировой войны в контексте пропаганды. Этому значительно поспособствовали исследования американского социолога Гарольда Лассуэла. Однако в дальнейшем идея политической коммуникации вышла за рамки простой пропаганды. Так, в 1940-ых гг. в Колумбийском университете США Полом Лазарсфельдом, Бернардом Берельсоном и Хейзелем Годе проводились активные исследования феномена политической коммуникации, в ходе которых было установлено, что люди имеют возможность при определенных обстоятельствах сопротивляться пропаганде, также было выдвинуто понятие «двухшаговой коммуникации», при которой информация изначально поступает к так называемым «лидерам мнений», имеющих влияние на реципиента, и только потом - к общественности [2].

Существует несколько теоретических подходов к коммуникации. Сторонниками теории информационного общества, которая видит в средствах и передаче информации стимул и источник социального развития, являются Даниэль Белл и Збигнев Бжезинский. Теория, сформированная в рамках понимающей социологии Макса Вебера предполагает, что целью и результатом коммуникации является взаимопонимание между людьми [3]. Важно также отметить кибернетический подход К. Дойча. В своей книге «Нервы управления. Модель политической коммуникации и управления» он представляет политическую систему как кибернетическую самонастраивающуюся коммуникативную систему [4]. По Дойчу правительство является системой принятия решений на основе различных потоков информации. При этом он также вводит такой важное понятие, как «система обратной связи», которая описывается как «коммуникационная сеть, действующая в ответ на ввод информации и включающая результаты своего действия и информацию, которая изменяет ее последующее поведение» [5].

Принято выделять традиционные каналы политической коммуникации (СМИ, общественно-политические организации, неформальные контакты, выборы и пр.) и новые, возникшие входе информационной революции. К ним относятся пиар, политическая реклама и маркетинг. Также важно помнить про коммуникации в сети Интернет, ставшие характерной чертой процесса политической коммуникации в XXI в.

Существуют различные типы коммуникации - горизонтальная (внутри одного уровня, например, среди элит) и вертикальная (между элитой и массами), формальная и неформальная, а также, по охвату аудитории, межличностная, групповая и массовая.

В сферу политической коммуникации входят коммуникационные усилия по формированию и мобилизации политических движений и проведению политических кампаний, работа с общественным мнением, информирование общественности, развитие политического сознания.

Таким образом, современная политическая коммуникация включает в себя связи с общественностью, который является одной, но не единственной ее формой.

Список литературы

  1. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под общ. ред. В.С. Комаровского. – М.: Издательство РАГС, 2001. - C.63
  2. Lazarsfeld, P.F., Berelson, B., Gaudet, H. The people’s choice: How the voter makes up his mind in a presidential campaign. / P.F. Lazarsfeld, B. Berelson, H. Gaudet - New York: Columbia University Press,1949 - 211 р.
  3. Вебер, М. Избранные Произведения / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко - М.: Прогресс, 1990. - Сс. 495-499
  4. Дойч, К. Нервы управления. Модель политической коммуникации / К. Дойч.- М., 1993. - Cс. 132-133
  5. Кузнецова, Н.А. Роль и значение современных политических PR-технологий в процессе формирования позитивного имиджа власти на российском и региональном уровнях / Н. А. Кузнецова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2004, № 1 (1). - С. 305

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail