УДК 305

Марксистский феминизм Сян Цинъюй как предпосылка к развитию гендерной социологии Китая

Цзян Юйфэн – студент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается жизнь и воззрения китайской революционерки Сян Цинъюй. Ее подход к марксистскому феминизму лег в основу гендерных исследований китайской социологической школы.

Ключевые слова: феминизм, женское движение, Китай, КПК, гендерные исследования.

Среди множества течений феминизма выделяется марксистский феминизм. Это в большей степени историческое явление, имеющее, тем не менее, ряд последовательниц и в наше время. Марксистский феминизм не только заложил основы эмансипации женщины в социалистических обществах по всему миру, но и дал толчок к развитию новых теорий и подходов в феминизме и гендерных исследованиях в целом.

Марксистский феминизм – это радикальное направление феминизма, которое видит корень женского неравенства в капитализме, а способ борьбы с этим неравенством – в уничтожении капитализма. С теоретической очки зрения марксистский феминизм тесно связан с экономикой, и потому хорошо может объяснить гендерную асимметрию в сферах, связанных с экономикой. К таким вопросам можно отнести неравенство зарплат и невысокое количество женщин-руководителей. Кроме того, это направление затрагивает в целом вопрос эксплуатации женского труда, в том числе неоплачиваемого труда в домохозяйствах.

Теоретические основы марксистского феминизма были заложены в трудах Ф. Энгельса, А. Бебеля, К. Цеткин и А. Коллонтай. Хотя в Китае большая часть революционных лидеров были мужчинами, впрочем, всецело поддерживавшими женские права, свои лидеры женского движения в стране все же были. К ним можно отнести в первую очередь Сян Цинъюй. Ее подход к феминизму и будет рассмотрен в этой статье.

Деятельность Сян Цзинюй по отстаиванию женских прав началась в 1920-х годах. Она вступила в КПК в 1922 году, что делает ее из первых женщин-членов партии. Она принимала активное участие в делах партии, в том числе посещала съезды партии, где. Также она стала первой женщиной-лидером партийной структуры. Так, в 1922 году она стала главой женского отдела ЦК КПК. До самой ее трагической смерти (она была казнена в 1928 году) она занималась работой с женскими народными массами. Она заниалась мобилизацией и пропогандой среди женщин рабочего класса Китая. Также она участвовала в создании такой важной для женского движения организации, как Союз женщин Китая.

Сян Цзинюй критиковала существовавший в то время первый в Китае парламент, как коррумпированный и не отражающий волю широких народных масс. Как классическая марксистская феминиста она утверждала, подобный буржуазный подход не послужит на благо прав женщин, так как патриархальный парламент будет продолжать попирать права угнетаемых классов и слоев населения, в том числе и женщин. В ее представлении женское течение было неотделимо от революционного, и освобождение женщины было возможно только при освобождении рабочего класса [1].

Как одна из первых женщин членов КПК, Сян Цзинюй активно занималась публицистикой посвященной женскому вопросу. В статье 1924 года, опубликованной во влиятельном журнале Ladies Journal (Funfi zazhi), Сян опубликовала особенно резкую оценку женского движения за получение избирательного права, так как «даже если избирательное право будет успешно получено, те немногие женщины, что войдут в парламент, будут продолжать маскулинную политику подавления свобод народа и будут руководить притеснением угнетаемых масс, и, в том числе, женщин[2]». Сян представила всестороннюю критику женского избирательного движения, язвительно назвав его «движением за то, чтобы стать официальными лицами» [2] в статье 1923 года, отвечая на статью Ван Бихуа, главы чжэцзянской Федерации женских кружков, где она отстаивал важность участия женщин в политическом процессе как ключевого метода обеспечения равных юридических прав мужчин и женщин. Сян подчеркивала классовый характер работ Ван, ведь в существовавшей в Китае ситуации равные права получали бы только женщины из обеспеченных семей, владеющих частной собственностью, и возникала проблема исключения из повестки женщин крестьянского и рабочего класса. Кроме того, она подчеркивала высокую коррумпированность парламента, и отмечала что женщины «войдут в [правительство] белыми и уйдут черными»[3]. Также Сян проницательно отмечала объективную сложность реализации каких-либо законодательных изменений в условиях нестабильной политической обстановки в Китае 1920-ых годов.

Деятельность Сян Цинъюй в Китае коррелирует, например, с деятельностью А. Коллонтай в СССР. Представление женщин как угнетаемого патриархальным капиталистическим обществом класса позволяет вписать воззрения Сян Цинъюй в мейнстрим марксистского феминизма. Хотя в современном западном мире это направление гендерной социологии несколько «ушло в подполье», в КНР работы Сян Цинъюй не забыты и до сих пор остаются важной частью научного социологического дискурса Китая.

Список литературы

  1. 柏立; 龚少石 (编). 第十七课:怀化名人纪略. 《怀化市初中乡土教材:历史》. 湖南省长沙市: 湖南科学技术出版社、湖南人民出版社. 2000.
  2. 向警予:为女权疾呼 立志做旧社会“清道夫”. 中国网. 2013年5月12日 [2014年9月10日]. (原始内容存档于2014年9月10日).
  3. 杨冰郁主编. 历史丰碑 100位为新中国成立作出突出贡献的英雄模范人物 西安:西北工业大学出版社. 2012.11: 137.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail