УДК 34

Особенности правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законов о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Паньшин Владимир Евгеньевич – кандидат политических наук, доцент кафедры Правового регулирования экономической деятельности Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

Акимова Ярослава Владимировна – магистрант Юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университет.

Аннотация: В статье рассматривается основные направления правотворческой деятельности прокуратуры в исполнении законов о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Представлен механизм по работе с государственными и муниципальными закупками, который разделен на несколько этапов, в каждом из которых выделены особенности правовой деятельности органа.

Ключевые слова: закон, право, прокуратура, государственные закупки.

Контрактная система в сфере закупок является одной из ключевых элементов современной российской экономико-правовой системы, развитие которой влияет на повышение эффективности государственного и муниципального управления по использованию бюджетных ресурсов. Вопрос об особенностях правотворческой деятельности прокуратуры в исполнении законов о контрактной системе закупок уже несколько лет является актуальной темой для обсуждения, так как с введением новой закупочной системы участились случаи правонарушений в данной сфере.

Так, пройти конкурс на заключение государственного контракта представляется крайне выгодным для представителей бизнеса, в связи с чем, возникают множество нарушений, таких как: принятие незаконных правовых актов, заключение контрактов без проведения торгов с единственным поставщиком в обход конкурентных процедур, отсутствие расчета и обоснования цены контракта, завышения цен и т.п. Поэтому деятельность участников данного процесса, как и любой другой вид деятельности государства, подлежит контролю и надзору со стороны органов прокуратуры.

Предмет прокурорского надзора в отношении сферы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд отмечается как система комплексного нормативно-правового регулирования, так как регулируется различными видами законодательства. Правовой основой, определяющей цели и задачи деятельности прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов и правовых актов в данной сфере, является Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – закон о прокуратуре). Согласно ст.1 данного закона прокуратура определяется, как орган власти призванный следить за соблюдением Конституции РФ и других действующих законов на территории страны, в их число также входит и закон регулирующим закупочную деятельность – Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44ФЗ) и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Целью прокурорского надзора в сфере обеспечения эффективного применения Закона №44-ФЗ является установление соответствия правоприменительной практики тем новым положениям, которые этим законом регламентируются и устанавливаются.

Механизм по работе с государственными и муниципальными закупками можно разделить на пять основных этапов. Первый этап заключается в определении потребностей организации в каком-либо товаре или услуге, составлении планов-графиков. Согласно 44 ФЗ ст. 16 п.1. «закупки, которые не предусмотрены планом-графиком, не могут быть осуществлены», поэтому задача прокуратуры на данном этапе заключается в мониторинге утвержденных сведений, поданных в единую информационную систему, учитываются также цели осуществления планируемых закупок, обоснованность цен, объемов финансового обеспечения. Составление планов-графиков должно осуществляться в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации формой. Согласно ст.99 44-ФЗ, закупка, которая в ходе мониторинга и аудита будет признанной необоснованной, органы прокуратуры должны выдать предписание об устранении выявленного нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности согласно ч.6 ст.18 44ФЗ. [2]

Вторым этапом являться формирование государственного (муниципального заказа), размещение задания в единой информационной системе в сфере закупок. Здесь предметом прокурорского надзора будут являться нарушения связанные с выбором способа определения поставщика (ст.24, 44ФЗ), некорректный составленный протокол определения победителя, сокращенные сроки подачи заявки.

Отбор исполнителей и поставщиков в рамках конкурентных торговых процедур – следующий этап закупок. Анализ практик прокурорского надзора свидетельствует о многочисленных нарушениях связанных с данным этапом, в частности нарушения связанные с конфликтом интересов между заказчиком и исполнителем. К примеру, в Ярославской области в заседании комиссии муниципального учреждения по рассмотрения заявок принимал участие заместитель главы администрации городского округа г.Переславль-Залесский, супруга которого была единственным учредителем и генеральным директором организации – участника закупки. Переславской межрайонной прокуратурой, главе городского округа внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, в результате виновное лицо освобождено от занимаемой должности. Также не редко возникают случаи преднамеренной «заточке» технического задания под конкретного исполнителя. В данном случае нет конкретных правовых инструментов выявить данное явление, однако, все же необходимо сделать его экономически невыгодным для заказчика, посредством включения штрафных санкции. [2]

Важно отметить, что существенная роль в закупочном процессе отводится органам, контролирующим деятельность по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, без проверки, деятельности которых невозможно было бы сформировать целость состояния законности в системе закупок.

Четвертым, не менее сложным шагом после отбора исполнителей является заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или предоставление услуг. Сложность прокурорской проверки заключается в ненадлежащем оформления контрактной документации, при ее оформлении чаще всего отмечаются следующие нарушения: отсутствие обязательных условий о границах ответственности поставщика; незаконное изменение условий контракта; отсутствие банковских гарантий утвержденных в ст.45, 44ФЗ; нарушение сроков заключения контракта, включение в контракт незаконных условий.

Заключительный этап представляет собой контроль за исполнением обязательств в рамках заключенного государственного контракта. Здесь предметом прокурорской проверки определяются следующие нарушения: не применение штрафных санкций и мер к расторжению контрактов при условии их ненадлежащего исполнения, отсутствие контроля заказчика за исполнением контрактов, несоответствие условиям контракта принятых товаров или услуг (работ) заказчиком, отсутствие документации о приемке товаров или услуг (работ).

Иными словами, особенностями прокурорской проверки будут являться: установление законности принятых решений о выборе размещения заказа; своевременность; качество составления государственного задания, локальных актов регламентирующих процедуру; полнота и правильность подготовки конкурсной документации, выявление соответствия или несоответствия с действующим законодательством, законность заключения контрактов и мониторинг за их исполнением, осуществление грамотного процесса принятия выполненных работ, услуг.

Таким образом, роль прокуратуры в сфере исполнении законов о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключается в контроле и правовом сопровождении закупочной деятельности: обеспечении неотвратимости наказания за те или иные виды нарушения, своевременном принятии действенных мер по предупреждению и устранению правонарушений, дальнейшем совершенствовании форм и методов осуществления эффективной реализации данной государственной программы. 

Cписок литературы

  1. Паламарчук, А. В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд [Текст] // Законность. - 2019. - № 1. - С. 3-10.
  2. Урванцев, С. А. Деятельность прокурора по обеспечению законности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [Текст] // Законность. - 2015. - № 5. - С. 39-41.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail