УДК 34

Понятие административно правового статуса российского гражданина

Качалова Светлана Викторовна – магистрант Московского финансово-юридического университета.

Аннотация: Статья посвящена разбору понятия «административно-правовой статус российского гражданина» в разрезе определения терминов «административно-правовой» и «гражданин» и в их соединении посредством определения положения российского гражданина через административно-правовые акты РФ.

Ключевые слова: административный, правовой, статус, гражданин, акты, законодательство.

Цель статьи – дать четкое определение понятию «административно-правовой статус российского гражданина».

Методы исследования: метод анализа литературы, метод синтеза, обобщения и систематизации материалов, нормативный подход, метод эмпирико-теоретического общенаучного описания

Актуальность: актуальность темы обусловлена важностью определения юридического положения гражданина в обществе, поскольку на основании данного положения делается вывод о наличии у него законодательно закреплённых, нормативно и легально обоснованных прав и обязанностей по отношению к государству, стране, гражданином которой он как раз и является. Все это в конечном итоге как раз и определяет административный статус данного гражданина.

Основные результаты: сформулировано авторское определение понятию «административно-правовой статус российского гражданина».

Когда речь идет об административно-правовом статусе гражданина РФ, то в данном случае следует разобрать сразу два составных элемента данного термина, соответственно, «административно-правовой» и «российский гражданин».

Содержание термина «административно-правовой» находит свое отражение практически в одноименном термине «административное право», под которым с позиции доктора юридических наук Н. В. Макарейко [1, с. 20], следует иметь в виду систему юридических норм, закрепленных в административно-правовых актах, регулирующую государственно-общественные (между государством и социумом/населением), общественно-предпринимательские (между социумом/населением и бизнесом), государственно-предпринимательские (между государством и бизнесом) и другие виды отношений.

Рассмотрение словосочетания «административно-правовой» через призму применения к данному термину административно-правовых актов находит свое отражение так же и в трудах профессора Н. Ф. Поповой [2, с. 30], С.Ф. Мазурина [3, с. 18], А. И. Стахова [4, с. 17] и других ученых, с чем, на мой взгляд, вполне стоит согласиться. Так, действительно, существует определенный перечень актов, для которых характерно административно-правовое регулирование (например, КоАП РФ [5] и другие).

Получается, что в первом случае, касательно понятия «административно-правовой», следует иметь в виду регулирующую систему, совокупность, комплекс административно-правовых актов - законодательную административную базу (акты, содержащие административные нормы).

Далее обратим внимание на следующую часть - «гражданин». Здесь речь уже идет о гражданстве, которое в России регулируется соответствующим актом федерального уровня о российском гражданстве [6], определяющем понятие, принципы, правила получения/лишения гражданства в РФ и многие другие аспекты, так или иначе касающиеся российского гражданства.

Если обратиться к положениям норм ст. 6 Конституции РФ [7], то можно увидеть, что гражданин не может быть лишен своего гражданства, а также не может быть лишен и права на то, чтобы изменить данное гражданство.

Разобравшись с двумя понятиями «административно-правовой» и «гражданин» остается только связать их понятием «статус», под которым общепринято понимать состояние, положение. Следовательно, представляется, что гражданство или положение российского гражданина можно определить через административно-правовые акты, которыми оно регулируется и которые дают ему определенные права, наделяют его комплексом обязанностей и ответственностью перед социумом, в котором находится данный гражданин.

Примерами таких актов являются акты, содержание административно правовые нормы и, соответственно, определяющие положение (права, обязанности, гарантии и ответственность) гражданина в Российской Федерации. В данном случае речь идет о Конституции РФ [7], о названном выше законе о гражданстве, о действующем российском федеральном законодательстве об уполномоченном по правам человека Российской Федерации [8], о действующем законодательстве, регулирующем административно-правовое положение российского гражданина в чрезвычайной ситуации [9] и другие акты. Сюда же можно отнести и акты, изданные российским Президентом, например, Указ Президента РФ № 1325 [10] и другие.

Таким образом, исследование понятия административно-правового статуса российского гражданина позволяет сформулировать собственное авторское определение данному термину:

административно правовой статус российского гражданина – это законодательное юридически оформленное закрепление положения гражданина в Российской Федерации, которое в обязательном порядке сопровождается наличием у данного гражданина комплекса прав, обязанностей, гарантий и ответственности, легально установленных российским законодателем и закрепленных им в административно-правовых актах РФ.

Список литературы

  1. Макарейко Н. В. Административное право: учебное пособие. Москва, 2019.
  2. Попова Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. Москва, 2018.
  3. Мазурин С.Ф. Административное право: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2019.
  4. Стахов А. И. Административное право России: учебник для академического бакалавриата. Москва, 2017.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2021) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
  6. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
  7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  8. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
  9. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
  10. Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (ред. от 12.10.2020) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail