УДК 908

Перспективные позиции исследования памятников археологии в рамках изучения предмета «Кубановедение»

Бездудный Александр Михайлович – студент магистратуры Армавирского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье автор выявляет возможности исследования памятников археологии и определяет применение полученных археологических материалов и данных на уроках предмета «Кубановедение» учениками пятых классов школ Краснодарского края с целью повышения интереса учащихся к изучению древней истории региона.

Ключевые слова: Кубановедение, памятник археологии, артефакт, краеведение, археологический материал.

Краеведение, будучи одним из инструментов духовно-нравственного воспитания, является важным компонентом школьного образования. В школах Краснодарского края изучается предмет «Кубановедение», который являясь самостоятельной дисциплиной, имеет интегрированный характер и объединяет в себе знания по истории, культуре и природе кубанского региона. «Кубановедение» позволяет учащимся 1-11 классов через проектно-исследовательскую деятельность получить целостные знания и общее представление о родном крае [4, с. 3]. Структура учебного курса дисциплины объединяет направления школьного краеведения (тематические разделы), соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Системообразующим является тематический раздел «История Кубани», в котором соблюдается хронологический принцип [4, с. 4].

С пятого класса на уроках «Кубановедения» школьники приступают к знакомству с историей родного края. На этом этапе в рамках дисциплины изучаются следующие разделы:

  • Кубань в эпоху каменного века;
  • Земледельцы и скотоводы в эпоху бронзы;
  • Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке;
  • Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей.

Наряду с общеисторическими сведениями, в учебниках «Кубановедение» широко используется археологические и источниковедческие данные, описываются некоторые памятники археологии, расположенные на территории Краснодарского края. В курс дисциплины включены также различные археологические понятия: культурный слой, археологическая культура, стоянка древнего человека, археологические раскопки и другие.

Одной из задач учителя в учебном процессе является организация познавательной деятельности, при которой изучаемый материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика [6, B]. Давно известно, что обучение, построенное на интересе, а не на принуждении, более целенаправленно и продуктивно [10, с. 1]. Активизации интереса учащихся может способствовать углублённое исследование памятников археологии и отдельных артефактов. Ведь наглядный пример археологического материала позволит конкретизировать полученные знания. Использование памятников археологии в организации краеведческой работы позволит вооружить школьников знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшей самостоятельной историко-краеведческой работы — навыками работы с письменными источниками в архиве, в музее, в библиотеке, методикой полевых археологических исследований, основами знаний в области исторической топонимики, музееведения, архивного дела [1, с. 524].

Привлечение учеников к использованию археологических материалов даёт возможность расширить горизонты исследования древней истории Кубани; играет значительную роль в общеисторическом познании учащихся, делает интересным учебный процесс, позволяет учителю применять методы обучения, которые превратят учащегося из наблюдателя и слушателя в непосредственного участника учебного процесса [2, с. 313]; воздействовать на сознание и эмоции учащихся, стимулируя интерес детей к изучаемому материалу и формируя у школьников нравственные и познавательные, позитивные личностные качества [10, с. 1].

С древних времён и по настоящее время Северо-Западный Кавказ был полиэтническим и поликультурным регионом. Эти составляющие позволяют с помощью археологии показать множество компонентов регионального культурогенеза [2, с. 324]. Территория Кубани является одной из самых археологически насыщенных в стране, богатой на памятники археологии различных эпох. Их можно обнаружить практически в любом населённом пункте региона или его окрестностях – каменные руины древних городов, курганные могильники, остатки оборонительных сооружений. Наличие объектов археологического наследия «в шаговой доступности» значительно облегчает привлечение школьников к их исследованию.

Одним из методов обучения и воспитания, позволяющим ученикам прикоснуться к археологическим исследованиям, является экскурсия. Экскурсии могут совершаться на уже исследованные и музеефицированные археологические объекты. Примером может служить археологический музей под открытым небом Горгиппия, расположенный в городе Анапа. Также экскурсия может быть совершена и на выявленные, но неисследованные археологические объекты. Например, на отдельные курганные могильники или курганные группы, широко представленные практически на всей территории Кубани.

Широкий размах хозяйственного освоения земель Краснодарского края стимулирует проведение полевых археологических изысканий, проводимых специализированными организациями с целью недопущения бесконтрольного разрушения археологических объектов. Мягкий климат региона позволяет проводить археологические полевые работы в течении почти всего года, что даёт возможность школьникам посетить места проводимых раскопок и ближе познакомиться с работой полевых археологов.

Следующим элементом углублённого изучения археологических памятников на уроках «Кубановедение» может являться проектная деятельность по описанию выбранного объекта на основе архивных данных или информации из открытых источников, что способствует развитию у учеников компетенции по поиску и обработке необходимых данных. Например, учащиеся Северского района Краснодарского края часто берутся за выполнение проектов по описанию Ильской палеолитической стоянки. А ученики из Темрюкского района создают работы по древнегреческой колонии Фанагория.

Ещё одним методом исследования для учеников могут стать работы по изучению артефактов древности. Конечно, не в каждой школе может быть коллекция каменных орудий, керамических сосудов или металлических украшений бронзового века. Поэтому на уроках вполне можно обойтись репродукциями, репликами и макетами данных предметов. Школьники могут получить задание по изготовлению макетов артефактов из пластилина, зарисовке предметов или изготовлению простейших каменных орудий из камня. Подобные экспериментальные работы позволят учащимся попробовать труд древних мастеров, полнее понять назначение предметов, получить новые эмоции.

Опираясь на вышенаписанное, можно выявить важное значение исследования памятников археологии при изучении предмета «Кубановедение». Археологические материалы позволят оживить урок и дополнить материалы, содержащиеся в учебнике. Работа с артефактами и археологическими памятниками, основанная на детской любознательности, способствует активизации интереса к познанию истории родного края, позволит ученикам приобщиться к научному труду, реализовать и раскрыть свой потенциал на уроках и в научно-исследовательской деятельности.

Список литературы

  1. Балабанова Ю.А. Использование памятников археологии в организации краеведческой работы // Молодой ученый. – 2016. – № 26. – С. 523-526.
  2. Дударев С.Л., Пелих А.Л., Савенко С.Н., Цецхладзе Г.Р. Археологические источники о происхождении и этнополитической истории населения Северного Кавказа : монография / С.Л. Дударев, А.Л. Пелих, С.Н. Савенко, Г.Р. Цецхладзе. – Армавир: Дизайн-студия Б, 2020. – 394 с.; ил.
  3. История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века: Учебник. – Краснодар: Перспективы образования, 2004. – 400 с.
  4. Кубановедение: программа для 5–9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодар. края / Под ред. А. А. Зайцева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Краснодар: Перспективы образования, 2017. – 80 с.
  5. Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох / Пер. с чеш.; Коммент. И послесл. Е.Н. Черных. – М.: Мысль. 1988. – 271 с., ил.
  6. Мезенцев А.Л. Археология и формирование интереса к истории у школьников. Полевые занятия и экскурсии [Электронный ресурс] // Сайт клуба юных археологов «Резерв» – URL: http://rezerv.narod.ru/interes.html: (дата обращения: 16.10.2021).
  7. Палеолит СССР. М., 1984; Щелинский В. Е., Кулаков С. А. Ильская мустьерская стоянка. Раскопки 1920-х – 1930-х гг. СПб., 2005.
  8. Русских В. И. Педагогическая археология / В. И. Русских. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77769/ (дата обращения: 24.10.2021).
  9. Трехбратов Б.А. Кубановедение: археология, мифология, культура: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учерждений / Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко – Краснодар: Перспективы образования, 2008. – 128 с.; ил.
  10. Фролов, И. В. Педагогический потенциал археологии / И. В. Фролов. — // http://www.rezerv.narod.ru/frolov.html: [сайт]. — URL: (дата обращения: 26.10.2021).
  11. Щелинский В.Е. Ильская стоянка на Кубани. Уникальный памятник среднего палеолита на территории России // Археологические открытия. 1991-2004 г г. Европейская Россия. Отв. ред. Н.А. Макаров. М.: Институт археологии РАН, 2009. С. 23-34.
  12. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997. – 557 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: