УДК 37.013

Формирование экологической компетентности в рамках внеучебной деятельности студентов российских вузов

Шайхутдинова Юлия Николаевна – студентка магистратуры Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Н. Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности формирования экологической компетентности в рамках внеучебной деятельности студентов российских вузов, а также определены способы внедрения экопрактик в повседневную жизнедеятельность студенческой молодежи.

Ключевые слова: экологизация образования, экологическая компетентность студентов российских вузов, экологическая культура личности.

Экологические проблемы входят в перечень глобальных проблем человечества в XXI веке. Одни из них (землетрясения, цунами, извержения вулканов и т.д.) вызваны естественными причинами и зачастую имеют неконтролируемый и необратимый характер. Другие (загрязнение воздуха, водоемов и почвы, проблемы сортировки и утилизации отходов, вырубки лесов, сокращения билологического разнообразия и т.д.) вызваны антропогенными причинами, то есть негативным воздействием человека на окружающую его среду. В поисках путей решения глобальных экологических проблем общество стало уделять всё больше внимания повышению экологической грамотности подрастающего поколения, которому в будущем предстоит не только минимизировать последствия существующих экологических проблем, но и предотвратить появление новых. В связи с этим большое значение приобрело сотрудничество разных стран мира в рамках международных программ и проектов по повышению экологической компетентности, распространению экологических знаний и ценностей, основ экологичного мышления и образа жизни в разных сферах деятельности человека, в том числе в сфере образования.

Сегодня одной из важнейших идей образования является формирование экологически компетентной личности. Данная идея легла в основу процесса экологизации образования, который подразумевает формирование экологической культуры личности на всех уровнях обучения и воспитания человека. Формирование экологической компетентности обучающихся является одним из направлений программы ЮНЕСКО «Образование в интересах устойчивого развития», которая действует и в России: «В мире проживает около 7 миллиардов человек, однако природные ресурсы ограничены. В этих условиях человечеству и отдельным людям необходимо научиться жить вместе и принимать осознанные, ответственные решения, основанные на понимании того, что действия, совершаемые нами здесь и сейчас, могут воздействовать на жизнь и деятельность людей в других частях света и будущих поколений» [1].

Процесс формирования экологической компетентности у студентов российских вузов может осуществляться в рамках как учебной, так и внеучебной деятельности. С одной стороны, в содержание программ различных дисциплин естественно-научного, технического и гуманитарного циклов, на наш взгляд, должны быть включены темы, связанные с изучением экологических проблем и путей их решения, а также основ экологической культуры личности. С другой стороны, согласно Л.О. Филатовой, «компетентность будущего специалиста должна объединять в себе интеллектуальную и навыковую составляющие <…> предполагает готовность и способность мобилизации сформированных компетенций в определенной ситуации своей профессиональной деятельности...» [2, 11]. Если интеллектуальную составляющую экологической компетентности студент может получить в рамках учебного процесса, то формирование навыков и умений, связанных с усвоением полученных экологических знаний и применением их на практике, зачастую осуществляется в рамках внеучебной деятельности.

Рассмотрим особенности формирования экологической компетентности в рамках внеучебной деятельности студентов российских вузов, а также способы внедрения экопрактик в повседневную жизнедеятельность студенческой молодежи как на всероссийском, так и на региональном уровнях.

Ассоциация «Зеленые вузы России» является лидером студенческих объединений в области экопросвещения и эковолонтерства. В нее входят около четырехсот высших учебных заведений Российской Федерации. Основными направлениями внеучебной деятельности студентов (участников программы «Зеленые вузы России») являются: коллективное экопросвещение «в интерактивных и современных форматах», реализация студенческих экологических инициатив, участие в проекте «Как сделать вуз зеленым?» (с внедрением в университетах экопрактик, связанных с раздельным сбором отходов, ресурсосбережением, ответственными закупками и т.д.), прохождение экоквестов и возможность представлять свой университет на всероссийских слетах ассоциации «Зеленые вузы России» [3].

Однако и за пределами вузов у современной молодежи есть возможность повысить свою экологическую компетентность, принимая участие в локальных экопроектах на уровне своего региона, города, поселка. Так, В.В. Лещинская отмечает позитивное влияние локальных молодежных экосообществ на формирование гражданского общества в России: «Экологические движения, громко заявляющие о себе в последнее время, – это неформальные, самоорганизованные, автономные и независимые от легитимных центров общественной силы инициативные группы. Результаты их деятельности подтверждают, что низовые инициативы молодых оказывают определенное влияние на изменение общественного климата. Социальный аспект экологической проблемы очевиден. Во многом благодаря этой низовой социальной волне начинают создаваться общественные советы при различных государственных структурах, осуществляется поддержка и стимулирование правительственных решений в области экологии, организуется общественное протестное движение, происходит активизация гражданских институтов влияния» [4, с. 131].

Ярким примером таких локальных экоинициатив, популярных в молодежной среде Республики Татарстан, является проект «Экологично». Руководители и участники этого некоммерческого проекта определяют его как «сообщество, состоящее из жителей города, неравнодушных к природе» [5]. В числе периодически проводимых мероприятий проекта «Экологично» – внедрение раздельного сбора мусора на разных площадках города, мобильный пункт приёма одежды и вторсырья, фримаркеты, экофесты, лекции, мастер-классы, круглые столы по вопросам решения экологических проблем, экологичного образа жизни и обмену опытом с другими экосообществами Татарстана. Благодаря демократичности и интерактивности подачи информации, активному продвижению в соцсетях, игровому формату экопрактик и их доступности, с каждом годом в проект «Экологично» вовлекается всё больше студентов республиканских вузов.

Формирование экологической культуры личности Э.В. Бушкова-Шиклина и Т.А. Мусихина определяют как «процесс “вызревания” осознанности и ответственности экологического поведения в практике повседневной жизни. Условно можно выделить следующие этапы ее динамики: когнитивный (получение и осмысление экологической информации), поведенческий (от эпизодических экологических практик к регулярному повседневному экоцентрическому поведению), рефлексивный (осознание персональной и общественной экологической ответственности)» [6, с. 288]. Как мы видим на примерах экопроектов всероссийского и регионального масштабов («Зеленые вузы России» и «Экологично»), содержание их деятельности включает все этапы формирования экологической культуры личности, от когнитивного (экопросветительская деятельность) до поведенческого и рефлексивного (экопрактическая деятельность).

На наш взгляд, участие студентов российских вузов в экопроветительских и эковолонтерских проектах в рамках внеучебной деятельности способствует выработке активной гражданской позиции и бережного отношения к природе, усвоению ценностей экологической культуры и экологичного образа жизни, а значит и формированию их экологической компетентности в целом.

Список литературы

  1. Образование в интересах устойчивого развития. URL: https://ru.unesco.org/themes/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-0 (дата обращения 26.12.2021).
  2. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. М., 2005. № 7. С. 10–11.
  3. Общероссийская программа «Зеленые вузы России». URL: http://вузэкоквест.рф (дата обращения 26.12.2021).
  4. Лещинская В.В. Развитие экологической активности молодежи как фактор формирования экологической культуры // Философия средообразования. № 3. С. 127–135.
  5. Проект «Экологично». URL: https://ecologickzn.ru/ (дата обращения 26.12.2021).
  6. Бушкова-Шиклина Э.В., Мусихина Т.А. Экологическая культура студентов: от повседневных практик к экологической ответственности // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 285–295.

Интересная статья? Поделись ей с другими: