УДК 656

Характеристика городской транспортной сети города Череповец

Кравцова Мария Алексеевна – студентка магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Аннотация: В данной статье рассмотрены характеристики городской транспортной сети города Череповец. Городской транспорт является важной сферой городского хозяйства и призван обеспечивать ежедневные передвижения жителей на работу и обратно, все культурно-бытовые поездки, а также перевозку грузов предприятий и организаций, т.е. обеспечивать нормальное функционирование городского народного хозяйства. Городскую транспортную сеть (ГТС) образует совокупность улиц и транспортных проездов, обслуживаемых различными видами городского транспорта, а также подземные, наземные и надземные транспортные линии, связанные с уличной сетью лишь частично или не связанные с ней вообще (городские железные дороги, эстакадные автомагистрали, метрополитен, монорельсовые дороги).

Ключевые слова: пассажирский транспорт, транспортная логистика, железная дорога, авиасообщение, пассажиры.

В северо-западном регионе Череповец занимает очень выгодное местоположение. Довольно разнообразны виды транспортных передвижений, так как город соединен с остальным миром с помощью железных дорог, систем водоканалов, разветвленной автодорожной сети и авиасообщением. 

Железнодорожное сообщение

Строительство участка дороги от Вологды до Санкт-Петербурга было завершено в 1905 году, именно тогда открылась станция Череповец и заработало паровозное депо.

Череповец в годы Великой Отечественной войны играл важную роль для транспортировки груза и людей из блокадного Ленинграда.

Изначально станция была открыта для грузоперевозок. Сейчас в общей сложности примерно 120 грузовых поездов проходят транзитом по территории Череповецких ж/д дорог за сутки, а также около 20 пассажирских составов.

По грузообороту на Северной железной дороге Череповецкий железнодорожный узел уступает лишь Вологодскому. Так как город промышленный, ориентировочно 30 составов ежедневно пересекают станцию, чтобы доставить различные химические вещества на заводы, а также транзитом до Вологды или Санкт-Петербурга.

Прямым сообщением Череповец связан с Москвой, Архангельском, Челябинском и т.д. Пригородных поездов осталось немного, работают они только в период летнего времени и в майские праздники. 16 

Автотранспортный путь

Междугородние перевозки осуществляются по трассам А114 (Вологда – Новая Ладога) и Р104 (Сергиев Посад – Череповец).

В 1968 году начал свою работу автовокзал. Популярные направления: Ярославль, Москва, Вологда и Санкт-Петербург, конечно же, не считая поездок до близлежащих посёлков и районов. 

Водный транспорт

 В прошлом, так называемый «порт пяти морей», Череповецкий водный узел участвовал в переплавке грузов на юг и запад России. Река Шексна, по которой и производят все перевозки, в длину составляет 139 километров. На данный момент пассажиры могут ездить на теплоходе лишь в летнее время.

Для промышленной эксплуатации используется Рыбинское водохранилище, созданное искусственно в 1941 году.

 Авиасообщение Чтобы добраться в другие города России и мира жители города используют самый быстрый вариант передвижения, а именно воздушный транспорт. Компания ООО «Авиапредприятие «Северсталь» в среднем выполняет рейсы в 15 городов, среди них Калининград, Симферополь, Хельсинки и Екатеринбург.

Авиапарк представляет собой 3 воздушных судна RRJ-95B-100 и 5 самолетов CRJ-200. 1.3

Движение транспортных средств в городе

В Череповце насчитывается 27 маршрутов общественного транспорта, по трем из которых пассажиров перевозят трамваи, по остальным – автобусы.

Общественный транспорт города – это четыре предприятия-перевозчика, два из которых муниципальные и два частные. Ежедневно общественный транспорт Череповца перевозит 134 тысячи пассажиров, за год – порядка 48 миллионов [1]. Каждый день на линию выходят 250 единиц общественного транспорта, в том числе 28 трамваев.

В 2019 году по инициативе Губернатора Вологодской области для муниципальной автоколонны Череповца были приобретены 25 газомоторных низкопольных автобусов [2]. Для промышленного центра этот вид транспорта – хорошее решение по поддержанию экологического баланса. Современные автобусы удобны и для мам с колясками, и для пожилых людей, и для людей с ограниченными возможностями здоровья.

С помощью спутниковых навигационных систем ведется контроль за качественной работой городских автобусов. А именно, в реальном времени диспетчеры наблюдают за положением автобусов и трамваев на карте города, смотрят за различными параметрами и скоростью передвижения. Для безопасности граждан и пресечения дорожно-транспортных происшествий общественный транспорт оснащается видеорегистраторами внутреннего и внешнего наблюдения.

Интересным фактом является то, что вся транспортная система самоокупается, то есть перевозчики не находятся под финансированием городского бюджета.

Первый трамвай был запущен в эксплуатацию в октябре 1956 года [3]. Изначально трамвайная линия строилась для того, чтобы доставлять рабочих на завод. На данный момент передвижение людей выполняется по 4 маршрутам. Протяженность маршрута №2 равна 5,4 километра, №4 – 10,7 километра, №8 – 5,5 километра. Стоимость проезда для льготных категорий граждан 22 рубля, для остальных 26 рублей. Парк состоит из вагонов марки: КТМ-5, 71-608К, 71-608КМ. В 2017 году в потребление были доставлены списанные столичные трамваи 2006 года выпуска. Трамвайные пути соединяют между собой Заягорбский и Индустриальный районы.

1

Рисунок 1. Схема трамвайного движения.

В городе нет маршрутных такси, троллейбусов и сети метро, соответственно помимо трамваев особую роль играет автобусное сообщение.

Первый пассажирский автотранспорт появился только в 1951 году. Единственный маршрут проходил через Индустриальный район от Соборной горки до железнодорожного вокзала.

С 1955 года металлургический завод начал набирать обороты, то есть расширять границы промышленных зон и открывать новые цеха. Вследствие этого транспортная сеть также разрасталась.

Ключевым этапом развития транспортной сети послужило строительство Октябрьского моста через реку Шексну, которое позволило в 1979 году открыть движение на левобережную часть города. Лишь в 1994 году началось регулярное сообщение с Зашекснинским районам по трем маршрутам.

Автоколонны выполняют перевозки автобусами особо большой, большой и средней вместимости. В основе используются такие модели, как МАЗ-103, МАЗ-203, ЛиАЗ-6212 и Scania Omnilink.

Стоимость проезда достигает 28 рублей, для льготников стоимость соответствует проезду на трамвае, то есть 22 рубля.

Список литературы

  1. Транспорт // Интернет-портал «cherinfo.ru». 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cherinfo.ru/34.
  2. ООО «Медиа-Центр» / «Программа Олега Кувшинникова, кандидата на должность губернатора Вологодской области» // Череповец. 2019.
  3. Газета «Речь» № 199 (21866): «Свой бег продолжая… Череповецкому трамваю — 50 лет» // Череповец. 20.10.2006.

Интересная статья? Поделись ей с другими: