УДК 656.132

Планирование инфраструктуры городского транспорта

Цагараев Алан Русланович – студент магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Аннотация: Проектирование городской транспортной инфраструктуры, формирующей комфортную среду обитания и развитие территорий невозможно без прогнозирования параметров транспортных и пассажирских потоков. Эти параметры формируются под влиянием субъективного выбора горожан маршрутной сети. В данной статье рассмотрены факторы, влияющие на распределение транспортных и пассажирских потоков через существующие проблемы большого количество личного транспорта.

Ключевые слова: инфраструктура, транспорт и пассажиропотоки, транзит, мобильность.

Транспорт и транспортная инфраструктура оказывают существенное влияние на экономическое развитие городов, основную сферу занятости населения, производительность труда людей, стоимостные показатели транспортного процесса. Во многом это связано с географическим положением, структурой улично-дорожной сети, особенностями расселения и различными сценариями экономического развития. Рост уровня автомобилизации вызывает необходимость развития улично-дорожной сети, увеличения пропускной способности и пропускной способности городской транспортной системы.

Сектор городского транспорта является экономически устойчивым, когда ресурсы используются и распределяются так, чтобы максимизировать выгоды и минимизировать затраты на внешнюю мобильность. Городские жилые зоны, в которых проживает более половины населения мира, сталкиваются с беспрецедентными проблемами в области транспорта и мобильности. В условиях глобализации и значительного повышения уровня автомобилизации одной из задач развития транспортной инфраструктуры является прогнозирование параметров транспортных и пассажирских потоков при одновременном улучшении транспортного обеспечения новых микрорайонов и различных городских объектов. Более того, часто бывает необходимо оценить влияние проектируемого объекта на транспортную инфраструктуру. Таким образом, решение задач формирования и развития транспортной инфраструктуры требует учета большого количества факторов, связанных с показателями технического развития города. Определение направлений развития транспортной инфраструктуры, реализация которых приведет к созданию устойчивой транспортной системы, является серьезной проблемой, поскольку связана с высокой степенью неопределенности относительно будущего воздействия предлагаемых мер на транспортную систему и городскую среду [1].

Транспортное планирование включает:

  • исследование работы транспортной системы территории;
  • установление целевых показателей транспортной системы;
  • формирование альтернативных наборов мероприятий для достижения данных целевых показателей;
  • выбор оптимального набора мероприятий по развитию транспортной системы на основе прогнозной оценки эффективности реализации данных мероприятий (с использованием средств математического моделирования транспортной системы).

Отлаженная транспортная инфраструктура обеспечивает устойчивость и доступность транспорта для населения; возможность свободного проезда в зоне и повышение мобильности; создает условия для развития системы расселения, занятости, отдыха. Это требует сбалансированности и координации землепользования, строительства и развития транспортной инфраструктуры. Такое согласование необходимо и возможно не только на этапе планирования новых зон застройки. Это должно осуществляться в ходе любых крупных проектов городского территориального развития .

Постоянное увеличение количества автомобилей вызывает необходимость оптимизировать дорожную сеть, чтобы удовлетворить большинство нужд города. Чтобы снизить риск инвестирования до минимума, необходимо учитывать схемы развития системы дорог, распределения нагрузки на отдельные его участки.

Как показывает опыт других городов, наиболее простой и действенный метод усовершенствования транспортной системы заключается в запрете на бесплатную парковку в центре города. Кроме того необходимы ограничения которые затрагивают использование личного транспорта в границах городского ядра: от взимания платы за въезд на определенные территории до законодательного запрета на въезд на личных автомобилях в центр города. Подобные ограничения способны заметно «разгрузить» центр города от наплыва личного транспорта, направив большую часть скопления транспортных средств в специальные перехватывающие парковки, которые расположены на периферийных областях городского ядра. После разгрузки центра города сперва нужно начать развивать инфраструктуру городского общественного транспорта, проводить работы по оптимизации маршрутов, увеличению парка транспортных единицу, развивать инфраструктуру остановочных пунктов и повышать качество предоставляемых услуг. Например в Лондоне средства от налога на въезд личного транспорта в центр города направляются на развитие общественного транспорта.

При эффективной и последовательной модификации общественного транспорта, увеличивается его востребованность. Востребованный наземный городской общественный транспорт аккумулирует новые пешеходные потоки, которые, в свою очередь, активизируют развитие общественных пространств. Территориальная близость к остановочным пунктам общественного транспорта благотворно влияет на формирование близлежащих территорий, увеличивает их конкурентоспособность и доступность [2]. При этом, лимитирования в отношении собственного транспорта содействуют его плавному выводу из густо застроенных центральных районов. Перенос парковочных площадей на периферию муниципального ядра в точки непосредственной близости к остановочным пунктам общественного транспорта позволит освободить внушаемые площади городского центра. При условии успешной работы плотной транспортной системе в центре города, вероятные пешеходные пространства всегда будут располагаться в радиусе пешеходной доступности остановочных пунктов. Смещение активности личного транспорта на периферийные области с комплексным развитием системы городского общественного транспорта способно вызвать положительное развитие городского центра, повысить экономическую продуктивность территорий в радиусе действий остановочных пунктов.

Современное нашествие личных транспортных средств, которое вызвало лишь дисбаланс транспортной системы, а так же заметно ухудшило качество городской среды. Говоря простым языком применяемые в современной практике принципы транспортного и градостроительного планирования не справляются с вызовами времени. Излишнее внимание к техническим аспектам города обособило от него транспортную систему, придав ей курс самостоятельно развития, несмотря на разрушение и распыление структуры городской застройки.

Список литературы

  1. Vicente, P., Reis, E. Бывшие пользователи общественного транспорта: причины ухода и возвращения. Журнал общественного транспорта [онлайн]. 2018, 21 (2), стр. 101-116.
  2. Cervero, R. Integration of urban transport and urban planning / Cervero, R // Department of City and Regional Planning. – Berkeley, 2007. – 24 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: