УДК 004.9

Концепция «компьютерной грамотности» и её основные характеристики

Хусаинов Роберт Рустемович – студент магистратуры Казанского (Приволжского) федерального университета.

Данилов Андрей Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Билингвального и цифрового образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие компьютерной грамотности в условиях развития информационно-коммуникационных технологий, а также описана её базовая классификация.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, информационная культура личности, персональный компьютер, компьютеризация, алгоритмическое мышление, уровень грамотности.

Первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) появились ещё в конце 1930-х годов. Несмотря на то, что они выполняли ограниченное число операций, их основной функцией являлось преобразование информации. Благодаря процессу компьютеризации, который начался в 1950-х годах [1], было положено начало и развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые к началу 21-го века заняли отдельную нишу в сфере науки.

Действительно, трудно представить современный мир без компьютеров. Они окружают нас повсюду: от бытового уровня (использование смартфонов) до узкоспециализированной профессиональной деятельности (нейрохирургия). Таким образом, процесс использования компьютера в повседневной деятельности человека укоренился в качестве обыденности, а сам компьютер используется для самых разнообразных целей, список которых не прекращает расти.

Как уже было сказано, огромный скачок в технологическом развитии стал возможным благодаря информатизации (процессу широкого распространения информации и перехода к информационному обществу) и компьютеризации (широкому внедрению ЭВМ, в частности, персональных компьютеров). Эти два явления непосредственно связаны между собой, так как компьютер – это инструмент для работы с информацией. Информация может быть представлена совершенно в любом возможном виде: документы, таблицы, изображения (рисунки, схемы, чертежи), видео- и аудиофайлы (медиа данные), метаданные (информация об информации) и т.д. Работа со всеми её видами, или её преобразование, так же варьируется в зависимости от поставленных целей и задач и может задействовать когнитивные способности человека (создание презентаций, преобразование табличных результатов в текст, конвертация файлов, редактирование растровых и векторных графических изображений и т.п.).

Поскольку ПК является инструментом, любой пользователь должен обладать навыками для эффективного взаимодействия с ним. Любой компьютер, какими бы производительными мощностями он не обладал, будет работать настолько хорошо, насколько хорошо им будет управлять пользователь. По этой причине и возникла концепция компьютерной грамотности.

Если попробовать сжать данное понятие в одно простое определение, то получится следующее утверждение: компьютерная грамотность – возможность эффективно использовать ПК. Но в случае, если рассматривать данное понятие целиком, как отдельное явление, и постараться найти ему теоретическую базу и возможное практическое применение, то важно осветить данный вопрос с разных точек зрения.

В отечественной литературе вопрос компьютерной грамотности рассматривается через призму информационной культуры личности. Информационная культура включает и библиотечно-библиографическую грамотность, и культуру чтения, но предполагает овладение человеком целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков: представление о возможностях декодирования различных носителей информации, достоинствах и недостатках традиционных и электронных средств сбора, систематизации, хранения и поиска информации; умение использовать современные информационные технологии, стремление постоянно повышать свою компьютерную грамотность [2]. Компьютерная грамотность – системная совокупность знаний и умений, необходимая человеку для жизнедеятельности и профессиональной деятельности в компьютеризированном обществе, использования компьютера в качестве орудия интеллектуального труда [3]. Таким образом, компьютерная грамотность рассматривается как элемент информационной культуры личности, а не информационной грамотности (в противовес зарубежным источникам). Проблема заключается в языковой картине мира и практике перевода: термин «грамотность» в русском языке отражает лишь элементарные, базовые знания в то время, как термин «культура» говорит об уровне развития – то есть о всех приобретенных навыках и опыте человека.

В зарубежной же литературе одним из первопроходцев в данном вопросе стала ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). В пособии для педагогов и преподавателей [4] рассмотрены понятия «медийная и информационная грамотность». Отличие представленной концепции заключается в том, что компьютерная и информационная грамотность стоят на одном уровне и входят в общее понятие «медийно-информационная грамотность» (МИГ). Также в это понятие входят: цифровая грамотность, Интернет-грамотность, грамотность в использовании электронных игр и др. Это означает, что компьютерная грамотность не охватывает все смежные и производные области, а сужается ровным счетом до деятельности человека с использованием конкретно персонального компьютера.

В настоящее время для оценки уровня навыков человека при взаимодействии с ПК (уровня компьютерной грамотности) используют простую номинативную шкалу: «базовый уровень – средний уровень – продвинутый уровень»; «элементарный уровень – функциональный уровень – системный профессиональный уровень» [2] и т.п. Базовый, или элементарный уровень характеризуется наличием минимальных базовых знаний при работе с ПК (включение-выключение, знания о периферии). На среднем уровне пользователь в достаточной степени обладает знаниями о популярных и распространенных программах и может их использовать в рамках обучения (изучения предмета). На продвинутом, или профессиональном уровне пользователь располагает знаниями в разных (возможно, смежных) узкоспециализированных областях информатики (к примеру, в объектно-ориентированном программировании, информационной безопасности и т.д.) и может использовать и комбинировать разнообразные пакеты прикладных программ в рамках своей деятельности, в особенности если это не требуется.

Кроме того, необходимо упомянуть и о психологическом аспекте при работе с компьютером. Несмотря на широкое распространение и внедрение компьютерных технологий, не все люди осознают и отдают себе отчет о своём подсознательном психологическом отношении к данному процессу. Особенно сильно это затронуло группы людей, которые не использовали ПК на ежедневной основе. Поэтому иногда пользователь боится сделать что-то неправильно. Таким образом, можно выявить еще одну номинативную шкалу, описывающую готовность человека взаимодействовать с ЭВМ: низкий (нежелание использовать компьютер); средний (использование ПК только при необходимости) и высокий (использование ПК при каждой возможности и желание самообучаться).

Зарубежные исследователи также не обходят вопрос стороной. Немалое число зарубежных исследователей посвятили свои труды вопросам о так называемом «алгоритмическом мышлении» (computational thinking – вычислительное мышление) как части компьютерной грамотности [5]. Они пришли к выводу о том, что люди используют этот вид мышления как для решения специализированных задач в области программирования и математической логики, так и для решения ежедневных (рутинных) задач. При решении проблем человек проходит следующие этапы (использует следующие методы): абстрагирование, декомпозиция, алгоритмический «прогон», оценка и обобщение. Стоит отметить, что студенты-программисты пользуются этими методами при написании кода для решения простых математических задач, что также влияет на их способ мышления. Именно вследствие его гибкости, удобства и универсальности алгоритмическое мышление можно применить и для решения задач, не связанных с программированием.

Таким образом, можно охарактеризовать компьютерную грамотность как набор навыков, умений и когнитивных способностей, необходимых для реализации любого вида деятельности и присущих представителю 21-го века.

Список литературы

  1. Фролов, Е.С. Становление информационно-коммуникационных технологий / Н.Х. Фролова, Е.С. Фролов // Символ науки – 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy (дата обращения 11.12.2021).
  2. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование м моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. – 512 с.
  3. Формирование компьютерной грамотности как необходимая составляющая информатизации общества / А.А. Паскова, Р.П. Бутко // Вестник Майкопского государственного технологического университета – 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompyuternoy-gramotnosti-kak-neobhodimaya-sostavlyayuschaya-informatizatsii-obschestva (дата обращения 01.12.2021).
  4. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов [Текст] / Перевод: Елена Малявская. Редакторы: Н.И. Гендина, С.Г. Корконосенко. 2012. – 200с . – ISBN 978-5-905385-08-7.
  5. The Computational Thinking Scale for Computer Literacy Education / Meng-Jung Tsai, Jyh-Chong Liang, and Chung-Yuan Hsu // Journal of Educational Computing Research – 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0735633120972356 (дата обращения 15.11.2021).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail