УДК 656.132

Логистика организации функционирования городского пассажирского транспорта

Кравцова Мария Алексеевна – студентка магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Аннотация: Транспортная система является основой современного общества, особенно ее роль заметна в условиях мегаполисов ведь от ее работы зависит функционирование многих сфер деятельности города, населения, предприятий и организаций. В статье рассматривается ряд аспектов, связанных с сущностью логистики и транспорта как элементов устойчивого развития города. Целью статьи является исследование логистического подхода при организации функционирования городского пассажирского транспорта.

Ключевые слова: маршрутное транспортное средство, пассажир, транспорт, логистика.

Растущее покровительство общественного транспорта в условиях высокого спроса на владение и использование автомобилей остается важной задачей для многих развитых и развивающихся стран. В текущих условиях массовый общественный транспорт является не просто панацеей от бесконечных пробок, но по мере удорожания бензина, повышения уровня комфортности подвижного состава и быстроты передвижения становится реальной альтернативой личному автотранспорту. Особенную актуальность обретает проблема наиболее эффективного и сбалансированного применения и совершенствования системы общественного транспорта, а ее прямое решение требует внедрения самых современных технологий и подходов.

Для успешного функционирования системы транспортной логистики необходимо:

  1. создавать транспортные системы, а также транспортные коридоры и транспортные цепочки;
  2. обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;
  3. выбрать вид транспорта;
  4. выбрать тип транспортного средства;
  5. определение эффективных маршрутов и др. [1]

1

Рисунок 1. Структура пассажироперевозок.

На сегодняшний день существует три группы факторов, определяющие транспортную подвижность населения :

  1. Характеризует условия выполнения перевозок: планировка города, размещение жилых районов, мест культурного отдыха, центров торговли и промышленных зон, расположение загородных дачных массивов, параметры улично-дорожной сети, временные характеристики поездки.
  2. Отражает спрос на перевозки в зависимости от социальной и профессиональной структуры населения
  3. Характеризуется существующую систему организации пассажирских перевозок, условия работы различных операторов.

Качество транспортного обслуживания населения оценивается целым рядом показателей и с точки зрения пассажира представляет собой степень удовлетворения требований населения к системе пассажирского общественного транспорта: минимальное время поездки, безопасность и комфортабельность поездки, комфортабельность ожидания, низкая плата за проезд. Любое транспортное средство конструктивно должно отвечать определенным требованиям по безопасность для пассажиров и других участников движения, скорости движения, удобству и комфорту поездки. [2]

Совместная эксплуатация различных видов транспорта требует выполнения следующих условий:

  • единое управление всеми видами транспорта, работающего по согласованному расписанию, составленному для комплексной маршрутной системы;
  • единый центральный диспетчерский пункт, координирующий работу через диспетчерские пункты отдельных видов транспорта;
  • систематическое обследование пассажиропотоков на всех видах пассажирского общественного транспорта, работающего в городе.

Для централизованного управления работой подвижного состава при крупных транспортных предприятиях (объединениях), как правило, создаются центральные диспетчерские службы (ЦДС) или логистические центры. Руководство движением из одного центра, снабженного комплексной системой информации, обеспечивает принятие рациональных и обоснованных оперативных решений.

Основными задачами диспетчерского управления являются:

  • повышение эффективности использования подвижного состава;
  • контроль за своевременным выпуском подвижного состава на линию;
  • контроль за регулярностью движения подвижного состава и за состоянием обслуживания пассажиров;
  • регулирование движения при отклонениях от расписания и восстановление нарушенного движения;
  • организация заказных перевозок пассажиров;
  • координация работы различных видов пассажирского транспорта. [3]

Стабильное повышение доступности и качества транспортных услуг обеспечит стабильный рост мобильность населения в соответствии со спросом на транспортные услуги от различных социальных групп.

Обеспечение стабильности и предсказуемости транспортной системы, реализация транспорта, стандарты в координации с технологическим прогрессом и сбалансированными управленческими решениями будут способствовать достижению целей устойчивого развития транспортной инфраструктуры.

Список литературы

  1. Kurbatova S M, Aisner L Yu and Naumkina V V 2020 IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci
  2. Солодкий А. И., Горев А. Э., Бондарева Э. Д. Транспортная инфраструктура : учебники практикум для академического бакалавриата / под ред. А. И. Солодкою.. 2017. С. 113.
  3. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем : учебное пособие для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2017. — 150 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail