УДК 656

Горизонтальная и вертикальная интеграция процессов производства на предприятии

Яковлев Максим Максимович – студент магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Аннотация: Экономическая интеграция между предприятиями, компаниями и корпорациями может проявляться в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров и др. В этой статье будет рассмотрено интегрирование и интеграционная структура, которая способствует обеспечению конкурентоспособности предприятий и получению прибыли, а также обеспечивает стабильное положение на рынке и прибыльность производственно-хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: грузоперевозки, сотрудничество, автоперевозки, логистическое планирование.

Благодаря быстрому развитию мировой экономики и развитию науки и технологий, современная логистическая отрасль стала важной частью быстро развивающейся мировой экономики [1]. Из-за глобализации и сетевых характеристик логистической отрасли любой логистической компании сложно охватить все области и одновременно эффективно выполнять различные виды транспортировки, поэтому сотрудничество между логистическими компаниями постоянно углубляется.

Концептуально можно отметить 2 ключевых подхода к управлению цепями поставок: вертикальная и горизонтальная интеграция. Интеграция дает возможность настроить цепь поставок и управлять её функционированием. При вертикальной интеграции одна организация осуществляет контроль непосредственно звеньев цепи поставок, то есть в данном случае решения в области контроля цепи поставок и координации её деятельности принимаются из единого управляющего центра. При горизонтальной интеграции разные звенья цепи поставок принадлежат разным владельцам, и для координации работы цепи поставок организациям необходимо прийти к соглашению о том, как цепь поставок будет работать. В некоторых случаях при горизонтальной интеграции между предприятиями образовываются партнерские отношения, перерастающие иногда в стратегические альянсы.

При создании цепи поставок есть 2 основные задачи, решение которых имеет важное значение для любого предприятия. В первую очередь, это решение о том, какой интервал звеньев цепочки поставок организация контролирует – от контроля одного звена до контроля всей цепи поставок, и насколько важны контролируемые организацией звенья цепи поставок. При полном контроле цепи поставок организация полностью вертикально интегрировано. Контроль главного звена цепи поставок, в котором создается основная ценность продукции для конечного потребителя, позволяет организации иметь сильную позицию с точки зрения определения конфигурации и стиля работы цепи поставок. Осуществление контроля ключевого звена цепи поставок обеспечивает организации устойчивую конкурентоспособность. Второй важный для решения вопрос – какое количество связей с другими организациями целесообразно поддерживать, и какова должна быть теснота этих связей от разовых, транзакционных, до партнёрских.

Для реализации сотрудничества на практике могут использоваться два метода решения проблемы совместной логистики: централизованный метод и децентрализованный метод. При централизованном методе несколько перевозчиков достигают соглашения и образуют кооперативный альянс с координатором, ответственным за разработку совместных планов перевозки для них. Координатор перераспределил запрос на перевозку среди всех перевозчиков, чтобы максимизировать общую прибыль альянса с ограничением, согласно которому каждый запрос направляется не более чем одному перевозчику. Что касается децентрализованных методов, в структуре задействованы два типа участников: аукционисты и участники торгов (перевозчики). Среди них функция аукциониста определять и обновлять цену каждого запроса на обслуживание и максимизировать общую прибыль. Каждый участник торгов выбирает свои лучшие требования в соответствии с ценой, предложенной аукционистом, чтобы максимизировать свою личную прибыль. Централизованная структура обычно может принести альянсу больше прибыли, чем общая прибыль, генерируемая децентрализованной структурой [2], в то время как децентрализованные методы предлагают оператору большую автономию.

На практике общие сценарии горизонтального логистического планирования совместных перевозок можно описать следующим образом. На рисунке 1 показан типичный сценарий отказа от сотрудничества, когда каждый грузовой перевозчик разрабатывает свой собственный набор маршрутов для доставки своих клиентов. Напротив, на рисунке 2 показана та же проблема маршрутизации в кооперативном сценарии, где каждая распределительная единица разумно закреплена за соседним логистическим объектом. Это также помогает улучшить фактическое использование транспортных средств во время поездки туда и обратно и уменьшить явление перекрестных перевозок в сложной транспортной сети.

1

Рисунок 1. Сценарий без сотрудничества: каждый провайдер обслуживает своих клиентов.

2

Рисунок 2. Кооперативный сценарий: каждого клиента обслуживает ближайший поставщик.

Управление цепями поставок это организация, планирование, контроль и регулирование товарного потока, начиная с получения заказа и закупки сырья и материалов для обеспечения производства товаров, и далее через производство и распределение доведение его с оптимальными затратами ресурсов до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка. Основные цели интеграции для управления цепями поставок:

  • достижение необходимого уровня информационной открытости (прозрачности) в отношении потребностей, загрузки мощностей и уровня запасов в цепи поставок;
  • оперативное прогнозирование спроса, планирование загрузки мощностей и уровня запасов в цепи;
  • мониторинг логистических бизнес-процессов и своевременное определение отклонений и нарушений в функционировании цепи поставок.

Таким образом, под интеграцией понимают перемещение, перегрузку и складирование груза между отдельными ступенями производства, например, транспортирование изделий с завода строительных материалов на монтажную площадку или поставка на строительную площадку изоляционных материалов через предприятия торговли.

Список литературы

  1. А. Джайсвал, К. Самуэль и Г. А. Ганеш, «Исследование оптимизации загрязнения логистики на МСП», Управление качеством окружающей среды: Международный журнал, вып. 30, нет. 4. С. 731–750, 2019.
  2. С. Бергер и К. Бирвирт, «Решения проблемы переназначения запросов в совместных сетях операторов связи», Транспортные исследования, Часть E: Обзор логистики и перевозок, том. 46, нет. 5. С. 627–638, 2010.

Интересная статья? Поделись ей с другими: