gototopgototop

Мотивация предпринимателя к достижению стратегических целей

Алексашкина Сабина Рустемовна – студентка по программе «Психология в бизнесе» факультета Клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В статье рассматриваются задачи по определению личностных особенностей предпринимателей, особенно значимых для ведения успешной предпринимательской деятельности и достижения стратегических целей предпринимателями. Указывается, что для успеха в достижении поставленных целей предпринимателю необходим определенный уровень мотивационной готовности. Определяется терминологическое поле: мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, локус контроля, уверенность в себе, готовность к риску. Показано, что для успеха в достижении поставленных целей человеку необходим определенный уровень мотивационной готовности. Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, уверенность в себе, эмоциональные реакции, целеустремленность, четкое целеполагание, умение правильно оценивать свои ресурсы и готовность к действию. С целью выявить причины успеха рассматриваются характеры предпринимателей, их способности, социальные характеристики. Особое внимание направлено на их личностные качества, выделяющие их из ряда других людей, не предпринимателей. Проведен анализ исследований личности предпринимателей по определению мотивации успеха и избегания неудач, также изучены уверенность в себе и готовность к риску.

Показано, что существуют определенные личностные качества предпринимателей, которые значимо влияют на достижение стратегических целей и детерминирующие успешность их бизнеса. Выявлено, что для успешного ведения бизнеса ключевыми качествами личности являются высокая уверенность в себе, высокий уровень мотивации к успеху и значительно преобладающий уровень интернального локуса контроля над экстернальным.

Ключевые слова: личность успешного предпринимателя, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, локус контроля, предпринимательская деятельность, стратегические цели.

Курс социально-экономического развития России определен таким образом, что развитие экономики, а особенно такой сферы как предпринимательство, имеет приоритетное значение. Помимо правовой и финансовой поддержки предпринимательства, необходима и социально-психологическая поддержка. На фоне создания внешних факторов повышения успешности предпринимательства не менее важно влиять на факторы, внутренне обуславливающие успешность предпринимательской деятельности. А значит, повышать профессиональную компетентность предпринимателей, изучать личностные детерминанты предпринимательства, в том числе влияние мотивации предпринимателя на успех бизнеса. Спрос на услуги бизнес-образования в настоящее время резко растет и превышает предложение достойного качества, поэтому психология как наука должна предложить новые работающие модели и технологии, которые позволят оценивать потенциал успешности предпринимателя и развивать его. Актуальность развития успешного предпринимательства и его корреляции с особым сочетанием личностных характеристик и умением достигать стратегических целей предпринимателя подтверждается активными исследованиями в данной области во всем мире. Стоит отметить, что данный вопрос на сегодняшний день считается недостаточно изученным.

Для успеха в достижении поставленных целей человеку необходим определенный уровень мотивационной готовности. Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, уверенность в себе, эмоциональные реакции, целеустремленность, четкое целеполагание, умение правильно оценивать свои ресурсы и готовность к действию. С целью выявить причины успеха рассматриваются характеры предпринимателей, их способности, социальные характеристики. Особое внимание направлено на их личностные качества, выделяющие их из ряда других людей, не предпринимателей. Многочисленные исследования (Д. Аткинсон, Д. Макклеланд, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, Х. Хекхаузен и др.) говорят о том, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами структуры личности. На сегодняшний день сформировался определенный психологический портрет и российского предпринимателя, имеющий как общие черты с зарубежными предпринимателями, так и специфические черты, связанные с особенностями российских социально-экономических реалий. Тем не менее, исследователи феномена личности предпринимателя сходятся во мнении, что становление научного познания о психологии успешного предпринимателя все же в значительной мере отстает от процессов эмпирического познания. Зарубежные и российские исследователи сходятся во мнении, что для предпринимателя характерны такие черты, как инициативность, готовность к риску, коммуникабельность, желание самореализации, стрессоустойчивость и многие другие личностные качества.

Однако целью большинства исследований является все же определение ключевых личностных качеств предпринимателя, без которых невозможна предпринимательская деятельность.

В рамках данной работы было проведено исследование личностных качеств российских предпринимателей малого и среднего бизнеса, обращавшихся за консультацией и давших согласие на участие в исследовании. Выборка сформирована в результате случайного отбора. В нее вошли предприниматели, имеющие официально зарегистрированные организации со стажем работы не менее трех лет. Сферы предпринимательской деятельности разнообразны: косметологические услуги, предоставление образовательных услуг, полиграфические услуги, продажа брендовой одежды, предоставление консалтинговых услуг, он-лайн школа по сметному делу, строительный бизнес и другие.

Процесс эмпирического исследования состоял из трех этапов. На первом этапе была собрана информация о респондентах с помощью анкеты. Участникам исследования предлагалось ответить на вопросы об их возрасте, половой принадлежности, семейном положении. Также необходимо было указать сферу их предпринимательской деятельности, срок работы их организации, определить готовность или не готовность поменять собственную предпринимательскую деятельность на выгодную работу по найму. Ключевыми вопросами анкеты стали два вопроса. Первый: считаете ли вы ваш бизнес успешным на данный момент? На основании ответов («да» или «нет») на данный вопрос выборка была разбита на две группы. Таким образом, критерием формирования групп стала субъективная оценка успешности собственного бизнеса от каждого респондента. И второй вопрос: как вы достигаете значимых целей? Ответ, на который должен был выявить кто из собственников бизнеса преуспевает, исходя из правильно построенной стратегической цели.

Второй этап предполагал тестирование всей выборки в рамках следующих методик: тест уверенности в себе С. Рейзаса; тест на локус контроля Дж. Роттера; тесты мотивации к успеху и избегания неудач Т. Элерса; тест на готовность к риску А. М. Шуберта.

Третий этап исследования посвящен обработке полученных данных. Результаты тестирования и анкетных данных респондентов были сведены в единую таблицу. Две группы, названные условно «владельцы успешного бизнеса» и «владельцы неуспешного бизнеса», сравнивались по степени выраженности личностных качеств, определенных в данной работе как наиболее значимые для ведения предпринимательской деятельности.

На основании полученных анкетных и тестовых данных были выявлены следующие корреляции между субъективными оценками собственного бизнеса и личностными характеристиками предпринимателей: существует значимая двусторонняя связь между субъективной оценкой успешности бизнеса и всеми исследуемыми параметрами: мотивацией к успеху, уверенности в себе, мотивацией к избеганию неудач, внутренним локусом контроля и готовностью к риску. Однако, в большей степени на субъективное восприятие собственного бизнеса оказывают влияние уверенность в себе, мотивация к успеху и преобладание интернального локуса контроля. Таким образом, можно сказать, что увереннее в себе предприниматель, чем более он ориентирован на достижение успеха и убежден, что результат зависит только от него, тем выше будет его оценка успешности собственного бизнеса. И наоборот, по степени выраженности указанных качеств личности, можно предположить, насколько успешен бизнес того или иного предпринимателя. Также обнаружен высокий уровень двусторонней корреляции между уверенностью в себе, мотивацией к успеху и интернальным локусом контроля. Таким образом, высоко мотивированный к успеху предприниматель вероятнее всего очень уверен в себе и обладает интернальным локусом контроля. Выявлена обратная взаимосвязь между готовностью к риску и интернальностью, к риску и мотивацией к успеху. Чем выше показатель готовности к риску, тем ниже уровень интернальности. Предприниматели, достаточно высоко мотивированные к успеху, показали средний уровень готовности к риску. Это объясняется тем, что мотивация на успех связана с надеждой на успех. Высокие риски в подобной ситуации будут являться угрожающей помехой. В случае отрицательной связи готовности к риску и интернальности речь идет о том, что предприниматель с высоким показателем интернальности более реалистично оценивает свои возможности, способности и другие ресурсы, что позволяет ему более трезво оценить вероятность благоприятного исхода событий и принять решение. Соответственно, человек, объясняющий происходящие события внешними факторами, имеет меньше возможностей оценить вероятные последствия своих действий, поэтому может идти на высокие риски.

Также, обратную корреляцию имеют показатели мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач. Очевидно, что страх неудач по определению является препятствием для достижения цели. Сильно опасаясь неудач, предприниматель вынужден принимать защитные стратегии в своей деятельности. И, скорее всего, это послужит причиной отсутствия амбициозных целей в его бизнесе. В данном исследовании участвовало 28 респондентов, среди которых 12 женщин (33,6 % от общей выборки). Пять женщин-предпринимателей определили, что их бизнес неуспешен на сегодняшний день, семь ответили, что их бизнес успешен. По данным корреляционного анализа, значимых связей между полом, субъективной оценкой своего бизнеса и исследуемыми в данной работе личностными особенностями не выявлено.

Также был проведен анализ полученных ответов на вопрос: «Как вы достигаете значимых целей?» и уточняющая беседа с респондентами в ходе которых было выявлено, что каждому предпринимателю присущ свой способ достижения успеха, но нет единого алгоритма достижения целей, который мог бы подойти всем. Тогда предпринимателям было предложено ответить на вопросы: «Что я хочу?», «Что я могу?», «Что я делаю?».

ХОЧУ предполагает постановку конкретной, не размытой, цели на какое-то время: год, полгода. Сюда же относится смысловое содержание цели: ДЛЯ ЧЕГО это нужно. МОГУ требует определения всех внутренних (психологических) ресурсов- способностей (интеллектуальных, эмоциональных, волевых, коммуникационных), а также характерологических качеств, необходимых для успеха). ДЕЛАЮ подключается тогда, когда цель определена, произошло осознание «для чего это мне», ресурсы выявлены, составляется алгоритм действий совершенно определенных, предельно конкретных, выстроенных по времени достижения и способам реализации и предвосхищающих вероятностные риски в реализации замысла на всех этапах. И данный этап по существу - о готовности к действию. Предпринимателям фактически был предложен инвариант технологического сопровождения достижения стратегических целей, позволяющий актуализировать имеющийся у них интеллектуально-личностный потенциал в процессе совместной работы с психологом.

По результатам проведенных исследований можно увидеть, что предположения о том, что существуют определенные личностные качества предпринимателей, которые значимо влияют на достижение стратегических целей и детерминирующие успешность их бизнеса, получили подтверждение. Это значит, что для успешного ведения бизнеса ключевыми качествами личности являются высокая уверенность в себе, высокий уровень мотивации к успеху и значительно преобладающий уровень интернального локуса контроля над экстернальным.

Данные исследований и алгоритм достижения стратегических целей предприниматели могут применять в целях саморазвития и, соответственно, в качестве инструмента влияния на успех собственного бизнеса. Результаты работы также могут быть использованы в учебных курсах, учебных пособиях, при подготовке специальных курсов и семинаров по соответствующей теме, а также как аналитический материал.

Список литературы

  1. Попов Л.М. Психология личности в Казанском университете: учебное пособие. – Казань: Отечество, 2015. – 303 с.
  2. Попов Л.М. Скаффолдинг метод актуализации интеллектуально личностного потенциала субъекта научно-образовательной деятельности» в материалах научной конференции Экопсихологические исследования. Москва, ПИ РАО, 2020, с.530-534.
  3. Н.В. Антонова, Н.Л. Иванова, В.А. Штроо/ Психология бизнеса. Теория и практика: учебник для магистров.-М.: Юрайт, 2014.- 416-496 c.
  4. Мелия М. М47 Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека / Марина Мелия. — 4-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 252 с.
  5. Мелия М.Как усилить свою силу? Коучинг. / Марина Мелия. – 2-е изд., доп. – М.: Альпина Паблишер, 2012.-130-150с.
  6. Салихова Н.Р. Жизненное пространство личности: механизм структурирования и развития // Психология личности в Казанском университете: учебное пособие / Отв. ред. Л.М.Попов. - Казань: Отечество, 2015. - С. 77-92.
  7. Манфред Кетс де Врис/ Мистика лидерства/ М.: Альпина Паблишер, 2017.-120с.
  8. Штроо Владимир Артурович/ Индивидуальность в бизнесе и организации / [Электронный ресурс] Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4. С. 82–86/ https://orgpsyjournal.hse.ru.
  9. Базаров Тахир Юсупович/Организационно-психологический контекст общения и доверия/ [Электронный ресурс] Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4. С. 154–158.https://orgpsyjournal.hse.ru.
  10. Королихин, А. / Профессия «Коуч»: искусство развития потенциала./ Консультант с большой буквы. Большой консалтинг/- 2014.- 48с.
  11. Андреева ГМ.Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 47-68.
  12. Шульгина Л.В. Личное потребление и его формы (экономический и психологический аспекты)/ Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2002 -240 с.
  13. Гринберг Р. Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1.
  14. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы девятой Всероссийской научно-практической конференции/ под общ. ред. д-ра психол. наук, профессора Карнышева А.Д. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2008 - 398 с.
  15. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Об актуальных исследованиях в области экономической психологии в России. // Проблемы экономической психологии. Т.2. Под ред. А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко. Изд-во «Институт психологии РАН». М.: 2005.С.3-14.
  16. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. Изд-во «Институт психологии РАН. М.: 2005.
  17. Эрих Кирхлер, Катя Майер-Пести, Ева Хофман. Психологические теории организации. Психология труда и организационная психология 5 (пер. с немецкого) Изд-во «Гуманитарный центр». Харьков, 2005 - 308 с.
  18. Журавлев П. В. Менеджмент персонала / П.В. Журавлев. - М.: Экзамен, 2014. - 448 c.
  19. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. Изд-во «Персэ». М.: 2011- 335 с.
  20. Белоконь О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук [Электронный ресурс], 2008, Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat Мф:// www.dissercatcom/content/vzaimosvyaz-emotsюnalmgo-i-sotsialmgo-mtellekta-s-liderstvom#ixzz2JjffieERa.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail