Культурно-этнические особенности переживаний в экстремальных ситуациях аварцев

Безлюдная Мария Владимировна – студентка кафедры Клинической психологии Тихоокеанского государственного медицинского университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается определение экстремальной ситуации, ее параметры и особенности, а также влияние на психоэмоциональное состояние человека. Описаны изменения, которые могут происходить в психической деятельности человека, в частности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях под влиянием не только личностных факторов, но и культурных особенностей, а также индивидуального жизненного опыта.

На примере аварского этноса рассмотрена этническая принадлежность как фактор влияния на поведение человека в экстремальной ситуации. Подробное рассмотрение данного вопроса позволяет определить степень влияния этнической принадлежности на поведение в экстремальной ситуации и обратить внимание на необходимость учета культурно-этнических особенностей при выполнении профессиональной деятельности специалистами – психологами в условиях экстремальной ситуации.

Проведен анализ исследований, который позволяет выявить в целом психологические особенности аварского народа, которые были сформированы под влиянием культурно – и нравственно–этнических норм и ценностей, характерных для данных представителей этнической общности. В частности, были рассмотрены особенности религиозных воззрений, нравственно–этнические основы взаимодействия представителей этноса между собой.

Особенности быта, особенности гендерного распределения ролей, основы брачных отношений, основы детско–родительских отношений и характеристики воспитания. Данные особенности культурно–этнических ценностей рассматриваются как условия, влияющие на поведенческую реакцию человека в условиях экстремальной ситуации и позволяют составить общий психологический портрет аварского этноса, на основе которого становится возможным сделать предположения о возможных реакциях аварцев в экстремальной ситуации.

Ключевые слова: экстремальная ситуация, этническая принадлежность, культурные особенности, социально-психологическая адаптация, аварцы.

Последнее время обращается внимание на культурно-этнические особенности представителей различных народностей в области экстремальной психологии, оказавшихся в экстремальных ситуациях. Работники психологической службы сталкиваются в рамках оказания помощи с различными как неспецифичными аффективными реакциями, так и с со специфичными которые имеют отличную характеристику в зависимости от этнической принадлежности, что вызывает определённые требования к специалистам с ними взаимодействующими [7].

Самосознание растущей личности формируется в социальной ситуации родительской семьи, которая является активным транслятором культурно-нравственных установок этнической группы, имеющей один язык [3]. На современном этапе, человек может себя идентифицировать как в рамках своего этноса, так и той территории, где проживает, перенимая современные светские ценности. Однако, приобретённый детский опыт и усвоенная культурная традиция подспудно влияют на жизнедеятельность и как подтверждают исследования при переживании острых стрессовых реакций [10].

Под экстремальной ситуацией понимаются крайние проявления сложных ситуаций, которые требуют от человека максимального напряжения психических и физических сил для их разрешения [3]. На характер реагирования при воздействии экстремальной ситуации могут оказывать влияние личностные особенности, жизненный опыт и другие параметры, в частности культурная и этническая принадлежность. Поэтому для повышения эффективности выполнения профессиональной деятельности специалистов–психологов в экстремальных условиях, необходимо производить учет культурно-этнических особенностей участников экстремальной ситуации.

Для экстремальной ситуации характерна интенсивность воздействия на человека, характером воздействия и объективной сложностью самой ситуации и время воздействия. В параметры качественных своеобразий среды входят температура, изменение давления, нехватка кислорода или ограниченность движений. Экстремальная ситуация оказывает влияние на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы психики человека.

Психическое состояние людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, проходит последовательно три этапа. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха.

В поведенческой сфере могут происходить такие изменения, как потеря контроля, в виде бесцельной активности или наоборот пассивность, агрессивные проявления и возникновение конфликтных ситуаций. В когнитивной сфере могут происходить изменения психических процессов – ощущения, внимания, мышления, памяти и восприятия. В эмоциональной сфере возможны такие проявления как тревога, страх, гнев, агрессия, подавленность, апатия. 

Психологами, которым в связи со спецификой профессиональной деятельности часто приходится взаимодействовать с лицами, пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС), отмечается важность культурно–этнической принадлежности как регулятора поведения пострадавших и влияющей на особенности работы в конкретной ЧС [10]. Ю. С Шойгу и Л. Г. Пыжьянова подчеркивают роль этнокультурного фактора в прогнозировании рисков возникновения негативных социально–психологических явлений в зоне ЧС [13].

Таким образом, на реакцию в ЧС могут оказывать влияние не только различного рода личностные особенности, но и культурно-этническая принадлежность, требующая учета и внимания при выполнении профессиональной деятельности специалистом в экстремальных ситуациях. В данном исследовании проводится теоретический обзор исследований, посвященных психологическим особенностям аварцев, также их нравственно-этическим принципам, гендерным особенностям для составления предположений об особенностях поведения и переживаний аварцев в экстремальной ситуации.

Аварцы как народ в последнее время всё чаще на слуху. Дело в том, что эта древняя нация сейчас активно развивается, увеличиваясь в численности, а потому уже претендует на звание основного населения Дагестана. Это один из древнейших народов данного региона, а его история крайне интересна и насыщенна событиями.

Этнический состав Дагестана довольно разнообразен и даргинцы являются одной из крупных этнических групп - их численность 80 тыс. человек, что составляет 29,4% населения Дагестана [1]. Стоит упомянуть о том, что коренные народы Дагестана входят в группу народов, лучше других сохранивших свою национальную и культурную идентичность. Что свидетельствует о высоком уровне верности своим этническим ценностям и стремлении их сохранить.

Аварцы появились на дагестанских землях в глубокой древности, а потому неудивительно, что историки не могут определить, как появился этот народ на своей исторической родине. Известно, что аварское царство Хунзах было названо в честь прародителя нации, считавшегося выдающимся героем и основоположником аварских традиций. Сам народ не считает себя одной из ветвей других древних национальностей, а потому аварцев вполне можно назвать самостоятельно развившейся ветвью. Исследователи даже заметили отдалённое родство аварцев со славянами, причём удивительным фактом является то, что эта связь сильнее, чем с грузинскими народами [11].

Происхождение слова «аварец» также овеяно тайнами. Одна из версий утверждает, что оно имеет тюркские корни, а в переводе означает «всесильный, великий». Возможно, в этом есть истина, так как аварцы действительно зарекомендовали себя как сильный народ [8].

Одним из самых известных исторических периодов аварского народа было становление их государства. Его народ был воинственным и грозным, нередко на территории граждане Сарира вели долгие войны с хазарами, которые были их главными противниками. Несмотря на своё лидирующее положение в регионе, в VIII веке страна попадает под власть арабов, которые временно устанавливают свой порядок. Но характер аварцев проявляется в непокорности, уже через три столетия этот народ вновь становится хозяином здешних мест [9]. Благодаря тонкой политике правителей через время страна восстанавливает былой статус могучего государства, тесно сотрудничая с соседними княжествами.

Затишье длится недолго, а новым камнем преткновения становится религия. Дело в том, что Сарир в плане вероисповедания людей был крайне неоднородной территорией. У христиан, имеющих численное преимущество, возникают конфликты с исламистами и язычниками, у которых численность меньше, но амбиций больше. Внутренние противоречия приводят к ослаблению и расколу государства [8].

Вскоре аварская земля попадает под власть монголов, а затем приходят персы-завоеватели. Местное население отчаянно сопротивляется насаждаемым религии и культуре, но всё-таки некоторые их отголоски остаются и в фольклоре аварцев. С приходом России ситуация с положением этого народа не меняется. Более того, персидская стратегия покорения территории идёт во вред русским, после чего разгорается война. Немало аварцев гибнет в кровопролитных сражениях, но это противостояние показывает двум сторонам, что необходим компромисс [8].

Россия полностью меняет тактику покорения земель и старается привлечь на свою сторону непреклонных жителей этих мест. Не в силах покориться тем, кто лишь недавно воевал с ними, многие представители этой национальности уезжают из родных мест. Чаще всего новым пристанищем оказывается Турция, где и сейчас живет несколько десятков тысяч аварцев.

Несмотря на попытки сломить этих людей, аварцы проявили себя как непокорный и смелый народ. Они позаимствовали некоторые обычаи у других, но при этом сохранили самобытность собственных традиций и верований. Несмотря на схожесть культуры с другими кавказскими народами, у аварцев есть немало отличительных черт, характерных лишь для них.

Самые уважаемые люди для аварцев – это старшие. Именно с ними молодежь всегда советуется и никогда не противоречит. В наше время нередко происходят народные собрания, где решаются важные для поселения вопросы. На них решающее слово – за старейшинами общины. Согласно представлениям аварцев, старший человек имеет опыт и мудрость, а потому и ошибиться не может, в отличие от молодых и горячих.

Во время общения со старшими аварцы придерживаются дистанции. Это касается не только разговора, но и расстояния между собеседниками. В беседе со старейшиной молодые люди отступают на несколько шагов. Кстати, при разговоре с женщиной расстояние должно быть ещё больше, около двух метров [5].

Язык аварцев имеет особенную мелодичность и красивое звучание, а потому неудивительно, что этот народ известен своими песнями и исполняемыми под них танцами. В этом творчестве есть всё – от нежной лирики до дерзкой резкости. Так раскрывается характер этого народа.

Национальные черты характера аварцев - энергичность, целеустремленность, трудолюбие, предприимчивость, жизнестойкость, пристрастие к учению и ремеслам, преданность своему языку, дому и семье; индивидуализм, нежелание кому-либо подчиняться. Они самолюбивы и вспыльчивы, но отходчивы; миролюбивы, гостеприимны и добродушны.

Аварцы – люди с щедрой душой, свято хранящие свои традиции и воспевающие историю своего края. Их историческая судьба во все времена была непростой, но они выстояли, оставшись такими же непокорными и непокорёнными.

Особенности нравственно-этических основ взаимодействия тесно связаны с ролью религии в этническом самосознании аварцев. Поэтому для аварцев характерна в ситуации конфликта модель поведения, берущая за основу религиозно-правовые аспекты. Ислам утвердился на этих землях относительно недавно, а до той поры аварцы были стопроцентными язычниками, тотемными животными которых были отнюдь не бараны и не овцы, а волки, медведи и орлы [1].

Воистину прав был Вергилий, сказавший, что, выбирая богов, человек выбирает свою судьбу: обожествившие этих животных аварцы даже сейчас демонстрируют их качества – смелость, силу и верность родной земле [6].

Постепенно на этих землях стало утверждаться православие, от эпохи которого остались даже остатки старых храмов. Затем на смену ему пришел ислам суннитского и шафиитского толка, который и является наиболее распространенной религией в данном регионе на сегодняшний день.

Кроме этого, для них значимо будет примирение с помощью третей стороны, при этом ориентированы они будут на привлечение старшего брата или уважаемого человека, чем родителя [12]. Общественный уклад аварцев регулировался обычным правом, традициями, обычаями, установлениями морально-этического кодекса. Следование традициям кровной мести являлось нормой кодекса чести у аварцев. Община многое сделала для уменьшения ее масштабов, остроты, числа жертв [4]. Важными человеческими качествами для аварцев являются мужество, бесстрашие и решительность. Многие из аварских нравственны-этических норм сконцентрировались в обычае гостеприимства. Традиция гостеприимства у аварцев заключалась в обязанности принимать гостя в независимости от того какой конфессиональной или этнической он принадлежности. Гость ни в чем не должен нуждаться – такой неписаный обычай горцев. Любой гость имел право на ночлег, стол, неприкосновенность, охрану жизни, чести, достоинства, которые обеспечивали принимающие гостя.

В следствии того, что для аварцев важно сохранят традиционность, то выбор брачного партнера по-прежнему регулируется родителями, распределение ролей в семье отражает мускулинный характер свойственный всей культуре Кавказа. Ответственность за семью лежит на мужчине, причем не только в финансовом вопросе, но и в воспитании. Для аварского этноса не характерно публичное проявление чувств между мужчиной и женщиной, несмотря на то, что представители даргинского народа обладают энергичным характером [5].

Большое внимание уделялось воспитанию девочек. Впрочем, уважение к женщине вообще является неотъемлемой чертой аварской культуры. Все вопросы, связанные с домом, женщины решают сами, не ожидая мужского согласия. Как и у соседних народов, большое место в аварской культуре занимает старшее поколение, окружаемое всяческим почтением.

Следует отметить, что у всех кавказских народов трудолюбие считалось одним из критериев определения воспитанности девушки или юноши, поэтому это качество прививалось ребенку с самого раннего возраста. Труд был не только целью, но и средством воспитания, а трудолюбие, умение работать хорошо и в свое удовольствие было итогом и результатом трудового воспитания [11].

Для аварцев характерно выражение уважения и почтительное отношение к людям старшего возраста. До сих пор большая забота проявляется о пожилых и нетрудоспособных людях, а также о сиротах. Последних часто берут на воспитание; старики также живут в семьях своих родственников и находятся на их иждивении. Так как аварцам свойственна сильная семейная преемственность, передача опыта из поколения в поколение, а ослушаться старшего могло стоить жизни, то советы и наставления считаются уместными в любых ситуациях [4]. По этой причине в деятельности для аварцев характерно следовать авторитету, и роль главенствующего всегда отдается самому уважаемому, опытному и знающему человеку, они хорошо знают способности каждого в роду, поэтому выбор на роль такого лидера совершается без трудностей.

Аварцы достаточно вспыльчивы, но добродушны, общительны и гостеприимны, любят музыку и национальные танцы. В личных и профессиональных отношениях дружелюбны и доброжелательны, способны быстро наладить деловые контакты с представителями любого этноса. В то же время аварцы чувствительны к проявлениям неуважения в их адрес и игнорированию. В различных ситуациях могут сдерживать чувства, но вместе с тем армяне самолюбивы, болезненно воспринимают просчеты и упущения. Важной чертой аварского менталитета является способность достаточно быстро адаптироваться к изменениям внешних обстоятельств (иная страна, язык и т.д.). Независимо от места пребывания аварцы всегда духовно и физически стараются поддерживать связь со своей исторической Родиной.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие характеристики аварцев, обусловленные их культурными и этническими особенностями – это внутрисемейная сплоченность, родовая общность, характеристики гендерных ролей, взаимодействие между людьми различных возрастов, такие культурно-этнические особенности этноса как тесная внутрисемейная сплоченность, родовая общность, гендерные характеристики мужчин и женщин, презрение к трудностям, трудолюбие и приверженность религиозных взглядов будут оказывать положительное влияние на переживание экстремальных ситуаций представителями данного этноса.

Можно предположить, что в случае экстремальной ситуации представители данного этноса будут действовать исходя из иерархии подчинения более старшим и высокопоставленным людям, где основной идеей будет сохранение аварской идентичности и нравственной свободы, чести, культурного наследия и достоинства аварского народа. У мужчин аварской национальности фрустрация проявляется преимущественно в агрессивных реакциях, у женщин – в игнорировании, что также может быть подтверждено вышеуказанным гендерным нормам у аварцев, а также особенностям воспитания и детско-родительским отношениям, зависящим от половой принадлежности ребенка.

Аварский народ в экстремальной ситуации будет функционировать в соответствии с этическим традиционным кодексом морали и нравственности, заложенным многовековым становлением аварской идентичности, где существует феномен самопожертвования за национальные интересы, так как ориентация на западную модель индивидуализма не поддерживается и порицается в данном этносе.

Исходя из положения структуризации образа мужчины как храброго, сильного защитника своей семьи, территории и этнических ценностей, можно предположить, что в условиях экстремальной ситуации мужчины будут проявлять ответственность и предприимчивость, стремясь обезопасить свой род и свою семью. Кроме этого можно предположить, что сотрудники МЧС или других служб будут занимать авторитетную позицию, на инструкции которых они будут ориентироваться. А сильная сплоченность внутри группы, религия и трудолюбие, позволят действовать эффективно в случае возникновения экстремальной ситуации и справиться с ее последствиями.

Список литературы

  1. Абдулаева М. Ш. Этнокультурная идентичность народов Дагестана: Единство и многообразие: автореферат дис. ... доктора культурологии : 24.00.01 / Абдулаева Медина Шамильевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств]. - Санкт-Петербург, 2013. – 32 с.
  2. Алимова Б. М. Мусаева М. К., Агомедханов М. М. Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде / Б.М. Алимова. – СПб, 2013. – 344 с.
  3. Аристова Л. В. Психологические подходы к пониманию экстремальной ситуации // Вестник Камчатского государственного технического университета. – 2006. – №5. – С. 167-171.
  4. Винокурова А. В. Ценностные ориентации семей выходцев из Дагестана в Приморье // Вестник института социологии. – 2017. – №4 (23). – С. 124-137.
  5. Гимбатова М. Б. Мужчина и женщина в традиционной культуре тюркоязычных народов Дагестана (XIX - начало XX в.) / М.Б. Гимбатова. – Махачкала: Эпоха, 2014. – 392 с.
  6. Гурбанов О., Поломошнов А. Ф. Северный Кавказ в российском социокультурном пространстве / О. Гурбанов, А.Ф. Поломошнов – Персиановский, 2013. – 198 с.
  7. Кадыров Р. В. Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сб. науч. ст. международной научно-практической конференции/ Р.В. Кадыров – Владивосток, 2011. – 44 с.
  8. Магомедов Р. М. Легенды и факты о Дагестане: из записных книжек историка / Р.М. Магометодв ­– Махачкала, 1969. – 204 с.
  9. Муртузалиев С. И. Восприятие «своего» и «чужого» в обыденном сознании дагестанцев // Дагестанский государственный университет: Вестник Евразии. – 2005. – №3. – С. 89-106.
  10. Филиппова М. В. Культурная и этническая принадлежность как фактор регуляции поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2015. – №5. – С. 128-132.
  11. Хасбулатова З. И., Соловьева Л. Т. Актуальные проблемы истории народов Северного Кавказа // Махачкала: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. – 2019. С. – 422-429.
  12. Хухлаев О. Е. Гаврюшина М. К., Эбралидзе А. П., Гукова Р. И. Кросс-культурные особенности представлений о примирении (Сравнительное исследование молодежи, проживающей в Москве и Махачкале) // Вестник восстановительной юстиции. – 2015. – №12. – С. 63-68.
  13. Шойгу Ю. С., Пыжъянова Л. Г. Прогнозирование и управление социальнопсихологическими рисками во время чрезвычайной ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – №4. – С. 76-83.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail