УДК 34

Гармонизация законодательства о противодействии коррупции Республики Крым с законодательством Российской Федерации

Шафранская Чулпан Ягфаровна – кандидат социологических наук, доцент Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова.

Ганеев Ильдар Раисович – консультант отдела Антикоррупционных проверок Комитета по противодействию коррупции Республики Крым.

Аннотация: В настоящее время в Российской Федерации создана правовая основа для противодействия коррупции. Система федерального антикоррупционного законодательства представлена многочисленной группой законодательных актов, причем, концептуальную роль в этой группе имеют Указы Президента Российской Федерации. Соответствующая работа по указанному направлению проводится и в Республике Крым.

Ключевые слова: гармонизация, нормативный правовой акт, противодействие коррупции, Республика Крым.

На сегодняшний день коррупция является основной негативной характеристикой России, препятствующей ее эффективному развитию.

За последние годы в России приняты немалые усилия, направленные на минимизацию уровня коррупции в стране. Одно из ключевых направлений в указанной сфере – формирование антикоррупционного правового поля.

Система антикоррупционного законодательства включает в себя как федеральные законы и подзаконные акты федерального значения, так и законодательство субъектов Российской Федерации. Поэтому вопросы гармонизации и снятия противоречий между названными уровнями нормотворчества привлекают к себе особое внимание [8, 124].

Несмотря на то, что Республика Крым является молодым субъектом Российской Федерации, в регионе на протяжении 2014-2019 годов проделана существенная работа по созданию республиканской правовой основы в области противодействия коррупции.

Учитывая политическую ситуацию, сложившуюся в регионе, формирование и гармонизация антикоррупционного законодательства в Республике Крым происходили ускоренными темпами.

Уже через три месяца со дня проведения референдума в республике принят Закон от 22.07.2014 № 36-ЗРК «О противодействии коррупции в Республике Крым» [4] (далее – Закон № 36-ЗРК), определивший задачи, принципы, направления и формы противодействия коррупции в регионе.

Вместе с тем Закон № 36-ЗРК имеет ряд дискуссионных положений, свидетельствующих о необходимости актуализации названного Закона и приведении его положений в соответствие с федеральным законодательством.

Так, понятие «коррупциогенные факторы», установленное в статье 1 Закона № 36-ЗРК, не соответствует определению «коррупциогенные факторы», закрепленному в Федеральном законе от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [2].

Согласно статье 6 Закона № 36-ЗРК уполномоченным органом власти Республики Крым по реализации государственной антикоррупционной политики является исполнительной орган государственной власти Республики Крым, определяемый Советом министров Республики Крым.

Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [3] (далее – Указ Президента РФ № 364) полномочия по созданию и определению органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений возложены на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Обратим внимание и на статью 15 Закона № 36-ЗРК, согласно которой Глава Республики Крым в целях координации субъектов антикоррупционной деятельности образует совещательный орган – Республиканскую межведомственную комиссию по противодействию коррупции.

Однако в 2015 году Указом Президента РФ № 364 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано образовать в субъектах Российской Федерации комиссии по координации работы по противодействию коррупции, одной из основных задач которых является обеспечение взаимодействия органов власти субъекта Российской Федерации с институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции в регионе.

В связи с этим Указом Главы Республики Крым от 22.09.2015 № 258-У [6] образована комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Республике Крым, а Указ Главы Республики Крым от 05.03.2015 № 63-У «О республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции» признан утратившим силу.

Для эффективного интегрирования Республики Крым в антикоррупционное правовое поле Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию в регионе норм федерального законодательства об антикоррупционных запретах, ограничениях и обязанностях.

К основным республиканским нормативным правовым актам по противодействию коррупции можно отнести постановление Государственного Совета Республики Крым от 09.07.2014 № 2343-6/14 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Крым, должностей государственной гражданской службы Республики Крым, и лицами, замещающими государственные должности Республики Крым, государственными гражданскими служащими Республики Крым сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Указы Главы Республики Крым от 30.12.2015 № 406-У «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Крым, и государственными гражданскими служащими Республики Крым, и соблюдения государственными гражданскими служащими Республики Крым требований к служебному поведению»; от 04.08.2014 № 174-У «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Крым и урегулированию конфликта интересов»; от 13.05.2016 № 172-У «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Республики Крым, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»; от 08.09.2017 № 395-У «Об утверждении Положения о порядке получения отдельными государственными гражданскими служащими Республики Крым разрешения Главы Республики Крым на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями» и др.

Отметим, что в целях реализации положений федерального и регионального антикоррупционного законодательства в органах власти Республики Крым проделана соответствующая работа по принятию ведомственных нормативных правовых актов. Так, во всех органах власти образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утверждены порядки представления служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверки указанных сведений, приняты иные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок реализации служащими запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Особая роль в процессе гармонизации республиканского антикоррупционного законодательства возложена на органы прокуратуры. Еще на стадии подготовки юридические подразделения органов власти Республики Крым направляют проекты ведомственных нормативных правовых актов в прокуратуру Республики Крым в целях проведения антикоррупционной экспертизы, в ходе которой положения проектов нормативных правовых актов рассматриваются на предмет соответствия федеральному законодательству и наличия коррупциогенных факторов. Указанное позволяет выявлять и своевременно устранять «легальные» причины и условия, способствующие возникновению коррупции на региональном уровне [9, 155].

Необходимо отметить, что в законодательстве Республики Крым по противодействию коррупции в основном воспроизводятся положения федерального законодательства. Вместе с тем, среди антикоррупционных нормативных правовых актов Республики Крым нельзя не отметить нормативные правовые акты, выходящие за рамки регулирования, предложенного федеральным законодателем.

Так, Республика Крым едва ли не единственный регион, который распространил на организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти республики (далее – подведомственные организации), меры антикоррупционного контроля.

Например, Указом Главы Республики Крым от 27.02.2015 № 54-У «О мерах по противодействию коррупции в Республике Крым» [5] установлена обязанность работников подведомственных организаций представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Кроме того, Указом Главы Республики Крым от 14.07.2017 № 319-У [7] устанавливается порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в подведомственных организациях, а также за реализацией в этих организациях мер по профилактике коррупционных правонарушений.

Подводя итог отметим, что гармонизация законодательства о противодействии коррупции Республики Крым с федеральным законодательством является важным условием эффективного противодействия коррупции в регионе. В целом правовая основа противодействия коррупции в Республике Крым сформирована и соответствует федеральному законодательству. В то же время в республике приняты и реализуются нормативные правовые акты, выходящие за рамки регулирования, предложенного федеральным законодателем, и устраняющие явные пробелы в правовом регулировании.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273–ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
  2. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 29. – Ст. 3609.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» (ред. от 19.09.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 29. – Ст. 4477.
  4. Закон Республики Крым от 22.07.2014 № 36-ЗРК «О противодействии коррупции в Республике Крым» (ред. от 20.12.2014) // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. – 2014. – № 1 (ч.1).
  5. Указ Главы Республики Крым от 27.02.2015 № 54-У «О мерах по противодействию коррупции в Республике Крым» (ред. от 18.08.2016) // Текст указа размещен на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru/).
  6. Указ Главы Республики Крым от 22.09.2015 № 258-У «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Крым» (ред. от 15.04.2019) // Текст указа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://publication.pravo.gov.ru).
  7. Указ Главы Республики Крым от 14.07.2017 № 319-У «Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных учреждениях Республики Крым и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Советом министров Республики Крым, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, Аппаратом Совета министров Республики Крым, в государственных унитарных предприятиях Республики Крым, а также за реализацией в этих учреждениях, организациях и предприятиях мер по профилактике коррупционных правонарушений» (ред. от 11.12.2017) // Текст Указа опубликован на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru/).
  8. Бачило И.Л. Информационное право: учебник / под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2001.
  9. Козлов Т.Л. Становление и развитие правового регулирования в сфере противодействия коррупции в Республике Крым // «Журнал российского права». 2017. № 2. С. 152-158.

Интересная статья? Поделись ей с другими: