Миграция: проблемы терминологии

Дюрягин Игорь Олегович – студент магистратуры кафедры Уголовного права и уголовного процесса Забайкальского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос отсутствия основополагающих терминов в миграционном законодательстве, существующем в настоящее время в России. Автором предлагается внести изменения в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», для кодификации и устранения противоречий при использовании специальных терминов.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, мигрант, государственная граница.

Любое государство стремиться защитить свою территориальную целостность от незаконных посягательств не только других государств, но и от иностранных граждан. Для контроля указанных процессов осуществляется охрана территориальных границ, в целях пресечения перехода государственной границы. Как нам известно, пересечение государственной границы чаще всего приводит к вооруженным столкновениям между государствами. Даже война между Союзом советских социалистических республик и Германией началась с пересечения последней государственной границы силами своих вооруженных сил. Таким образом, защита государственной границы является важной задачей государства. Однако, несмотря на столь давнюю роль государства в защите от иностранного вмешательства до настоящего времени отсутствует кодифицированное толкование миграционных процессов. Для разрешения названной проблематики необходимо рассматривать миграционное законодательство как комплексный межотраслевой институт[5]. Так, законодательство в сфере миграции можно рассмотреть, как совокупность, объединяющую нормы конституционного, административного, финансового, уголовного права.[3] Следует отметить, что проблема терминологии в миграционном законодательстве отмечается не только в России, но и странах СНГ, а также международном законодательстве.

По мнению части авторов миграция – это постоянное перемещение отдельных лиц либо групп из одного места в другое[8]. Е.П. Будалин, закладывает в основу понятия «мигрант» всех лиц (граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев), осуществляющих миграцию[4], то есть перемещение по территории государств. В некоторых источниках указано, что миграция – это перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на длительное время[6]. Однако, указанный термин трудно назвать юридическим и возможным для кодификации.

С точки зрения Российского законодательства понятие «миграция» рассматривается в двух значениях: в качестве правового явления, как перемещение лиц при соблюдении правовых аспектов на легальное проживание иностранца на территории государства; во-вторых, в качестве категории правонарушения, то есть правоотношения, которые возникают при совершении нарушений действующего законодательства, когда наступает ответственность по нормам КоАП РФ и УК РФ. Если обратиться к опыту европейских стран, то можем обнаружить термин «нерегулярная миграция», которая означает «перемещение населения государствами, которое происходит за рамками регулирования юридических норм страны отправления, транзитных и принимающих стран»[7]. Избегая точных цифр, генеральный секретарь ООН указывает, что «на сегодняшний день десятки миллионов мигрантов в мире либо несанкционированно въехали в зарубежную страну, либо, въехав на законном основании, находятся или работают в ней без необходимых разрешений или документов, требуемых в соответствии с иммиграционными или трудовыми нормативными положениями» [9]. На основании чего полагаем, что под миграцией следует понимать перемещение людей внутри государства или через границы государств с целью смены постоянного места проживания.

С термином миграция тесно соседствует термин незаконная миграция, который ранее был определен в Федеральной миграционной программе на 1998-2000 гг., который был определен как «въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации».

31 октября 2018 г. Указом Президента РФ № 622 была принята «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 г.»[2], которая в себе не содержит никакой терминологии. Таким образом, легальные определения, связанные с миграцией, обнулились. В связи с чем не только законодатель, но и научные деятели имеют возможность принять участие в пополнении терминологических основ рассматриваемой сферы. Главным образом необходимо определить не только определение понятия миграции, но дать оценку таким терминам как, легальная и нелегальная миграция. Незаконная миграция, имеет четкое определение в Уголовном Кодексе в статье 322.1. Нелегальная миграция – более широкое определение, которое включает и понятие незаконной миграции, и все деяния, связанные с незаконным пересечением границ [10]. Термины легальная и нелегальная миграция являются взаимозависимыми, а с точки зрения правового и социального явления они требуют пристального внимания со стороны общественности. В Россию в основном мигрируют из неблагополучных регионов [11]. В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства допускает просрочку предоставления документов, не оплачивает пошлину на патент, не покидает страну назначения в установленные сроки или иным способом нарушает миграционные правила, он становится неконтролируемым мигрантом, то есть фактически из легального перемещается в нелегального. Обычно такие правонарушения связаны с административным проступком в связи с низкой степенью общественной опасности. Другая ситуация, когда мигрант, выпавший из поля зрения федеральных ведомств, занимается преступной деятельностью, тогда он становится криминальным элементом и ответственность наступает согласно уголовному законодательству. В связи с этим также возникают вопросы в сфере правового регулирования экстрадиции и депортации. Мы знаем, что юридической обязанностью выдача преступников является лишь при наличии специальных соглашений между государствами. И решение таких вопросов – суверенное право каждого государства. В сложившейся международной практике вопросы экстрадиции лежат в плоскости взаимосвязи каналов между дипломатическими учреждениями или непосредственно органами правопорядка. Последние внесенные поправки в Конституцию закрепили примат российского права над международным. Сложно дать оценку этой дефиниции и спрогнозировать уровень последствий. Поэтому сейчас первостепенной задачей является урегулирование на законодательном уровне возможных коллизий интересов в сфере экстрадиции и депортации мигрантов, которые преступили закон у себя на родине или в стране пребывания.

Таким образом, в настоящее время отсутствует основополагающая терминология миграционного законодательства России. Указанное считаем возможным исправить посредством внесения терминов в Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[1], для кодификации и устранения противоречий при использовании специальных терминов. Мы видим, что во второй статье, закрепляющей терминологию, нет термина «мигрант». Используются термины «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Используются, но не раскрываются. Законодатель отсылает нас по вопросам определения этих терминов к Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В налоговом законодательстве применяются понятия резидент и нерезидент. В связи с чем, считаем необходимым расширить и детализировать понятия, прямо отнесенные к вопросам миграции.

Миграционное законодательство довольно часто подвергается изменениям. Последние важные корректировки были внесены приказом МВД Российской Федерации в отношении выдачи патентов. Более того, значительным образом внес свои правила в отношении пересечения границ по всему миру COVID-19. Это действительно фундаментальное событие 2020 года, которое перекроило не только экономику, политику, право, трудовые отношения, но и все сферы жизни по всему миру. В отдельных странах объявлен локдаун, некоторые государства теперь требуют от мигрантов и своих граждан, пересекающих границу, предъявлять документ об отрицательном результате лабораторного исследования материала на коронавирус. И подобные меры применяются в режиме «ручного регулирования» главами государств или регионов. Мы понимаем, что в существующих условиях отдельных указов недостаточно. Предлагается расширить не только терминологию, но и сформировать новые правила, регулирующие практику пересечения границ, в том числе транзитных, получения гражданства, вида на жительство, патента на работу. Стоит учитывать опыт европейских стран и принятые в международной практике определения и дефиниции.

Список литературы

  1. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации федер. закон [от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. - № 30. – Ст. 3285.
  2. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы: Указ Президента РФ [от 31 октября 2018 года № 622 (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. - № 45. – Ст. 6917.
  3. Абазалов Л.Ф. Основы миграционной политики: учеб.-метод. пособие / Под общ. р ед. И. Н. Барцица. – М., 2010. – С. 25.
  4. Будалин Е. П. Миграция: проблемы правового регулирования // Ars administrandi. – 2010. – № 1. – С. 33-43.
  5. Гаврилова И.Н. К проблеме государственной миграционной политики в Российской Федерации // Миграция. XXI век. – 2011. – № 4. – С. 25-28.
  6. Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д.И. Валентей. – М., 1985. – С. 251.
  7. Лянной В.А. К вопросу об определении понятия «нелегальная миграция» // Пробелы в российском законодательстве. – 2011. – № 2. – С. 64-65.
  8. Политика: толковый словарь / Под общ. ред. И. М. Осадчей. – М., 2001. – С. 197.

Интересная статья? Поделись ей с другими: