gototopgototop

УДК 34

Понятие информационно коммуникационной революции в международных правовых соглашениях

Растегари Сайедэбрахим – аспирант кафедры Международного права Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Рассмотрены этапы и факторы развития информационной революции, и ее влияние на современное международное договорное право. Определено, что революционное влияние ИТ на международное договорное право определяется современной концепцией международной информационной безопасности.

Ключевые слова: информационная революция, международное договорное право, международная информационная безопасность.

Постановка проблемы. Революционное влияние ИТ определяется, прежде всего процессом накопления знаний, что в результате обеспечивает накопление капитала. Проблематика Института международной информационной безопасности выделилась в международном праве в 90-х гг. ХХ в. Этому способствовал ряд факторов, в первую очередь-многообразие негативных проявлений использования информационно-коммуникационных технологий. Эти новые технологии оказались способными осуществлять негативное влияние как на реализацию основных прав так и на целостность государственных инфраструктур. Их быстрое и широкомасштабное развитие, разнообразное влияние на субъектов отношений и растущая зависимость мирового сообщества от надлежащего функционирования информационно-коммуникационных сетей и систем усилила внимание к этим новым проблемам, как с практической, так и теоретической точек зрения.

Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует, что среди представителей доктрины значительное внимание международно-правовым проблемам, была уделена в работах А. Балера, В. А. Василенко, Н. Н. Емельянова, Р. Кнейка, С. Комова, С. Короткова, Т. Морера, А. Стрельцова, А. В. Федорова и др. среди рассматриваемых авторами тем значительное место заняли теоретические вопросы по отдельным аспектам международно-правовых проблем, вопросы сотрудничества в рамках региональных международных организаций. В то же время одними из малоисследованных остаются концептуальные подходы влияния информационной революции на развития международного договорного права.

Целью статьи является исследование влияния информационной революции на развитие международного договорного права в концепции международной информационной безопасности.

Информационная революция (Information Revolution) - метафора, отражающая революционное влияние ИТ на все сферы жизни общества в последней четверти ХХ столетия. Это явление интегрирует эффекты предыдущих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации, что способствует объединению интеллектуальных способностей и духовных сил человечества.

Формирование современного информационного общества стало результатом нескольких информационных революций, которые произошли в истории развития человеческой цивилизации, и которые не только кардинально меняли способы обработки информации, но и способ производства, стиль жизни, системы ценностей:

  • первая информационная революция связана с появлением письменности, сделала возможной передачу информации, знаний от поколения к поколению через ее фиксацию в знаках и разрушила монополию узкого круга людей на знание;
  • вторая информационная революция была вызвана изобретением и распространением книгопечатания в XV в. и расширила доступ к информации широким слоям населения благодаря тиражированию знаний;
  • третья информационная революция (конец ХІХ — начало ХХ ст.) связана с изобретением телеграфа, телефона, радио, телевидения, что позволяло в больших объемах передавать и накапливать информацию, передавать визуальные и звуковые образы на расстояния;
  • четвертая информационная революция (70-е годы ХХ в.) обусловлена изобретением микропроцессорной технологии и персонального компьютера. Она характеризуется переходом от механических, электрических средств преобразования информации к электронным [5].

Современная информационная революция стала возможной лишь благодаря совпадению нескольких факторов:

  • появлению цифровых способов обработки информации; бурному развитию электроники;
  • освоению человеком космоса и созданию спутниковых технологий связи;
  • разработке информационных сетевых технологий и созданию Интернета.

Исследования научных подходов, к международному договорному праву позволяет утверждать, что на протяжении последних десятилетий сложилось общее видение и понимание ряда важных и принципиальных вопросов этой темы.

Фактически речь идет о двух подходах, которые легли в основу и позволили определить основные положения современных концепций. Особенностью является то, что будучи высказанными, они сразу стали основой позиций государств и остаются почти неизменными до настоящего времени.

Считаем целесообразным определить сначала общие для двух концепций положения. Они характеризуются одинаковым осознанием и пониманием:

  1. места и значение информационных технологий, их взаимосвязи в рамках информационного пространства (киберпространства), роли в реализации общей концепции информационного общества;
  2. необходимости защиты важнейших национальных инфраструктур, глобальных информационно-коммуникационных сетей и систем, а также целостности накопленной информации;
  3. сложности, серьезности и численности угроз для информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), связанных как с процессами и антропогенного характера, так и деятельностью человека;
  4. неэффективности традиционных стратегий (таких, как меры, что аналогично применяются в процессе контроля за вооружением или их сдерживания);
  5. государственных задач, стоящих на национальном и международном уровнях;
  6. необходимости объединения усилий в целях сохранения и расширения вклада, который ИКТ делают в обеспечение безопасности и целостности государств;
  7. необходимости международного взаимодействия в вопросе разработки стратегий уменьшение рисков для ИКТ.

К этому стоит добавить и общую цель: создание глобальной культуры кибербезопасности, сформулированную в рамках Организации Объединенных Наций.

Вместе с тем привлекают к себе внимание и расхождения в концепциях. Язык идет о ряде положений относительно принципов, структурных и функциональных элементов, места международном договорном праве.

В международно-правовой проблематике информационной безопасности они рассматриваются с позиций противодействия использованию ИКТ, направленных во вред 1) основным правам и свободам человека и 2) критически важным структурам государств. Кроме того, проявления могут выражаться через использование информационной инфраструктуры для размещения информационных ресурсов, что пропагандируют насильственные действия с целью запугивания, угнетения и навязывания определенной линии поведения; распространение призывов к свержению существующего государственного и правительства в других государствах, проведение экстремистских и террористических актов; сообщений о совершенных или запланированных актах (в том числе и в информационно-коммуникационных сетях) и т. д [6]. В случае с коммуникационным (техническим) направлением — это противодействие применению коммуникационных систем, процессов и ресурсов против коммуникационных сетей и критически важных структур других государств, что несут вред работе систем.

Эти функциональные элементы (информационный и коммуникационный) тесно связанные со структурными элементами (криминальным, террористическим и военным). Фактически складывается ситуация, когда каждому из структурных элементов соответствует определенный круг разноуровневых функциональных элементов.

Подтверждением этой связи являются положения ряда региональных международных соглашений, в частности: соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями в облласти компьютерной информации от 01.06.2001 г. [3], Конвенции о киберпреступности от 23 ноября 2001 г. [2] и Дополнительного протокола к Конвенции о киберпреступности, касающимися криминализации действий расистского и ксенофобского характера, совершенных через компьютерные системы от 28.01.2003 г.[4].

Расхождения в доктринальных взглядах по регулированию функциональных элементов международной информационной безопасности тоже вызваны отношением сторон к потребности в международно-правовом регулировании этих аспектов. Они сводятся к следующему.

В рамках первой концепции, в связи с тем, что ее сторонники не рассматривают терроризм и войны как составные элементы международной информационной безопасности, вопрос о регулировании функциональных элементов не относят как перспективным для международно-правового регулирования.

Следующий вопрос связан с местом международного договорного права в системе международной безопасности. Речь идет о признании международной информационной безопасности в качестве составляющей в системе международной безопасности.

Вопрос в основном имеет теоретическую направленность и на начальном этапе был связан с предложенной в 80-х гг. ХХ в. концепцией всеобъемлющей системы международной безопасности. Несмотря на то, что концепция создания всеобъемлющей системы международной безопасности представляла собой политическую концепцию достижения безопасности всей межгосударственной системой, в правовой доктрине ее связывали с международным правом. Высказывались мнения, что развитие института международной информационной безопасности должен проходить в рамках модели всеобъемлющей системы международного мира и безопасности. 04.12.1986 г. на 41-й сессии ООН была одобрена резолюция 41/92 «О создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности»; ее положения получили дальнейшее развитие в резолюции ООН «всеобъемлющей система международного мира и безопасности», принятой 07.12.1987 г. на 42-й сессии ООН. Первым шагом в продвижении идеи международной информационной безопасности вынесение в ноябре 1987 г. на обсуждение 42-й сессии ООН предложения о создании Всемирной информационной программы в рамках всеобъемлющей системы международного мира и безопасности. В комплексе с другими сферами этой всеобъемлющей системы, информационная безопасность, должна была занять особое место в иерархии сфер безопасности и способствовать решению проблем человечества.

Взгляды представителей доктрины на правовые аспекты международной информационной безопасности разнятся [6; 7].

Сторонники первой концепции не видят потребности в построении сложной иерархической и разветвленной системы международной безопасности, где отдельное место было определено международной информационной безопасности.

Сторонники второй концепции рассматривают международную информационную безопасность в качестве одного из ключевых аспектов системы международной безопасности (п. 3 преамбулы) [1], что безусловно нуждается в международно-правовом регулировании.

Стоит отметить, что изложенные положения не рассматриваются в качестве устоявшихся. Причиной этого является то, что ряд государств мира продолжает разработки как так и концепций ведения сетевых и информационных войн.

В то же время привлекает внимание и тот факт, что поиски приемлемого для всех сторон варианта урегулирования проблемы международной информационной безопасности продолжается.

Вывод

Таким образом, революционное влияние ИТ на международное договорное право определяется аспектом международной информационной безопасности. Рассмотрев вопросы, связанные этапами и развитием информационной революции, и ее влиянием на международное договорное право, можно прийти к таким выводам:

  • в доктрине международного договорного права сложилось две концепции международно-правового регулирования информационной безопасности;
  • концепции имеют одинаковое понимание места, роли и значения информационно-коммуникационных технологий в обеспечении защиты важнейших национальных инфраструктур, глобальных информационно-коммуникационных сетей и систем, сохранении информации и реализации концепции информационного общества;
  • концепции имеют принципиальные различия в вопросах относительно принципов обеспечение, структурных и функциональных элементов, места международной информационной безопасности в системе международной безопасности;
  • важную координирующую роль в разработке общей концепции международной информационной безопасности играет ООН.

Список литературы

  1. Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция). – URL: http://www.mid.ru/bdomp/nsosndoc.nsf/e2f289bea6297f9c325787a0034c255/542df9e13d28e06ec3257925003542c4!OpenDocu ment.
  2. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS N 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.) . – URL : https://base.garant.ru/4089723.
  3. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. – URL : http://docs.cntd.ru/document/902140948.
  4. Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16 июня 2009 г. – URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28340.
  5. Попов А.В. Информационная и четвертая индустриальная революции: время глобальных изменений / А.В. Попов // В сборнике: Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 105-107.
  6. Стрельцов А.А. Основные проблемы правового обеспечения международной информационной безопасности / А.А. Стрельцов // В сборнике: Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы. Сборник научных трудов. Отв. ред. Т.А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Талапина. 2018. С. 28-37.
  7. Томилова Ю.Н. ООН и проблема обеспечения международной информационной безопасности / Ю.Н. Томилова // Международная жизнь. 2015. № 8. С. 73-85.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail