Проблемы коренного населения в РФ на современном этапе развития общества

Дамшаева Людмила Кимовна – аспирант Бурятского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, касающиеся проблем коренного населения Российской Федерации. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются коренные народы: недостаточная защита прав коренных народов, уязвимость и изолированность, угроза вымирания и др.

Ключевые слова: коренное население, проблемы, развитие общества, малочисленные народы.

Коренное население – это очень важный и чувствительный вопрос в современной России с ее многонациональным и поликультурным характером нации, насчитывающей почти двести различных этносов, проживающих в пределах Российской Федерации. Определение коренных малочисленных народов в России имеет несколько требований [4, с. 44]:

  • проживание на исторических территориях своих предков;
  • сохранение традиционного образа жизни и занятий;
  • признание себя отдельной этнической группой;
  • численность не более 50 000 человек в пределах России.

Из-за численного порога коренные народы в России называют коренными малочисленными народами. Они довольно уникальна во всем мире и создает асимметричную законодательную защиту среди групп, которые разделяют сходные проблемы и характеристики, но в конечном счете не признаются в качестве коренных народов. Существует единый перечень коренных малочисленных народов России, который в настоящее время насчитывает 47 народов, 40 из которых населяют территории Сибири, Севера и Дальнего Востока России, составляющие до 0,3 процента населения России.

Коренные территории стратегически важны для экономики России, поскольку там сосредоточено много природных ресурсов. Это большая проблема – найти способ сочетать экономические выгоды с сохранением уникальных экосистем и коренных общин на севере. Поэтому важно подчеркнуть связь коренных народов с Землей и средствами к существованию за счет ее природных ресурсов [1, с. 128]. Важно также подчеркнуть, что коренные народы уязвимы не сами по себе, а в силу внешних факторов, привнесенных современным обществом. Учитывая изменение климата и промышленное развитие северных территорий, многие коренные группы в настоящее время находятся под угрозой исчезновения. Из всех проблем, с которыми сталкиваются коренные народы, наибольшую озабоченность вызывает право на их земли.

Закон гарантирует право коренных народов на бесплатное владение и пользование различными категориями земель, необходимых для поддержания их традиционных экономических систем и ремесел. Иными словами, Земля охраняется не просто потому, что там живут коренные народы, а потому, что земля необходима для традиционной экономической системы коренного населения. Существует также противоречие с земельным законодательством России, поскольку оно предоставляет землю в аренду, а не в безвозмездное пользование, как это предусмотрено аборигенным законодательством. Это право толкуется с позиций обычных имущественных отношений, а не с позиций публичного права, вытекающего из признания факта проживания этих народов на соответствующих землях с незапамятных времен.

В 2015 году Комитет по правам человека (КПЧ) выразил озабоченность в связи с тем, что принимаются недостаточные меры для защиты прав коренных народов и обеспечения признания представителей таких народов коренными народами. Кроме того, КПЧ был обеспокоен тем, что в соответствии с законом «О территориях традиционного природопользования» не было создано ни одной территории традиционного природопользования, а в 2017 году Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации подчеркнул, что не было создано ни одной охраняемой федеральным законом территории традиционного природопользования и для коренных народов.

Коренные народы России по-прежнему являются одной из наиболее уязвимых и изолированных социально-экономических групп населения. Право коренных народов в России неустойчиво, противоречиво, часто имитационно, лишь изначально разработано и недостаточно приспособлено к международному праву. В последние годы в России в основном отсутствует правозащитный подход и равноправный диалог между правительством и коренными народами. Права коренных народов считаются чем-то таким, что «даруется» государством и вновь отменяется, когда это необходимо. Это часто происходит, когда добрая воля и доступность местной исполнительной власти важнее верховенства закона и играет как положительную, так и отрицательную роль.

Коренные народы имеют общие проблемы и сталкиваются с одними и теми же проблемами в России. Изучение прав коренных народов связано с историей возникновения проблем. В России коренные общины сталкиваются с угрозой вымирания и вынуждены вести борьбу с правительствами и добывающими предприятиями, чтобы сохранить свои земли и свой образ жизни.

Сегодня коренные народы и их земли сталкиваются с опасностью отчуждения и культурного вымирания из-за тройной угрозы ассимиляции, изменения климата и вредных добывающих отраслей. Процветание коренных общин главным образом зависит от того, как правительства принимают и защищают их права и свободы. Общины процветают, если у них есть институты, защищающие их собственность и прибыль, а правительство не вмешивается в их стимулы, институты, традиции и инновации.

Несмотря на рост численности коренного населения, коренные меньшинства в настоящий момент переживают настоящий демографический кризис с быстрым падением рождаемости и высокой смертностью. Обе эти тенденции, в такой форме и последовательности, противоречат теории демографического перехода. Значительная часть подобной негативной динамики напрямую связана с драматическими экономическими, институциональными, социальными и культурными изменениями в регионе после распада Советского Союза. Некоторые из этих изменений были разрушительными для образа жизни коренных народов и их социального благополучия (и, в свою очередь, для демографических тенденций), хотя другие способствовали повышению оценки самобытности коренных народов [3, с. 49].

Огромные социальные и экономические проблемы, стоящие перед коренными меньшинствами, усугубляются глубоко удаленным и изолированным расположением исконных земель. Кроме того, способность коренного населения отстаивать свои права и бороться за дополнительные привилегии подрывается их статусом меньшинства во всех северных регионах, даже там, где коренное население сильно сконцентрировано [5, с. 491].

Международные стандарты сегодня играют огромную роль в обеспечении прав коренных народов в России и за рубежом. Если раньше международное право можно было рассматривать как инструмент колониализма и территориального завоевания, то сегодня оно является важным ориентиром и мощным двигателем развития национального законодательства, направленного на защиту прав коренных народов в России. Крайне важно также уделять внимание не только правовым вопросам, но и антропологическим и культурным проблемам в рамках изучения того, что происходит при столкновении различных культур, а также истории миграции и народонаселения, что может пролить свет на споры о первенстве и собственности на землю и ресурсы.

В завершении хотелось бы отметить, что коренные малочисленные народы требуют особого внимания со стороны федеральных и региональных органов власти. Они должны быть полностью включены в социальные, экономические и политические процессы и обеспечены всеми средствами для продолжения своей традиции и культуры [5, с. 491].

Несмотря на привлечение общественности к проблемам коренного населения РФ, в настоящее время все еще обнаруживается значительный разрыв между общими соответствующими нормами международного права и реальным положением этих народов, согласно отечественному законодательству. Абсолютное отсутствие политической воли и сосредоточенность на национальном экономическом развитии поддерживают дискриминационные модели, препятствуют любому реальному участию этих общин в принятии затрагивающих их решений, продлевают нарушения их земельных прав и в конечном итоге ставят под угрозу их выживание [2, с. 12].

Коренные меньшинства нуждаются в особой социально-демографической политике, которая находится в стадии разработки, но уже намечаются сдвиги в положительную сторону. Сохранение традиционной экономики и образа жизни позволит добиться социальной справедливости и равенства для коренных народов, а также обеспечить их демографическую жизнеспособность, что позволит избежать потери будущих поколений коренных народов.

Список литературы

  1. Журавель В.П. Проблемы обеспечения коллективных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Коллективные права этнических сообществ: проблемы теории и практики: сб. науч. трудов / Отв. ред. Ю.В. Попков, И.С. Тарбастаева; ИФПР СО РАН. Новосибирск: Манускрипт, 2017. С. 128-136.
  2. Зиганшин И.Р. Конституционно-правовой статус общественных объединений коренных народов арктических государств: сравнительно-правовой анализ: Автореф. дисс ...канд. юрид. наук, ВШЭ, 2016. 29 с.
  3. Кряжков В.А. Законодательство об общинах коренных малочисленных народов Севера как развивающаяся система // Государство и право. 2015. № 11. С. 49-58.
  4. Кряжков В.А. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов в конституционно-правовом измерении // Государство и право. 2017. № 12. С. 44-55.
  5. Тишков В.А., Новикова Н.И., Пивнева Е.А. Коренные народы российской Арктики // Вестник РАН. 2015. Т. 85. № 5-6. С. 491-500.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail