УДК 159.946.3

Влияние логоритмики на стимуляцию речи у неговорящих детей дошкольного возраста с моторной алалией

Речицкая Анастасия Игоревна ˗ студентка по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" профиля "Логопедия" Психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета.

Иванова Наталья Викторовна ˗ кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье показана актуальность проблемы стимуляции речевого развития «неговорящих» детей. Теоретически доказана эффективность включения в процесс логопедической коррекционной работы логоритмических занятий с целью стимуляции речи детей дошкольного возраста с моторной алалией. А также экспериментально доказан низкий уровень сформированности речевой и моторной сферы у данной категории детей.

Ключевые слова: логоритмика, речевые ритмы, моторные ритмы, речь, моторная алалия, двигательная сфера, ритмическая организация речи, ритмическая организация движений.

В последние годы стремительно возрастает количество неговорящих детей. Это может быть связано с органическими поражениями речевых зон коры головного мозга, отклонениями в развитии психомоторного и речевого развития ребёнка и другими причинами социального характера: вместо общения с родителями дети смотрят телевизор, играют в смартфоны, отмечается дефицит внимания со стороны родителей. Еще недавно дети играли в подвижные игры, которые способствовали развитию не только координации, но и моторики, пространственной ориентации. А сейчас преобладают игры статического характера. В итоге двигательная сфера остается не затронутой, что сказывается недостаточной сформированности двигательно-моторной и координаторной функций ребенка. [1]

У большинства родителей сформировано мнение о том, что речь появится сама по себе к 5-6 годам при условии, что ребенок не произносит даже звуки в 3 года. Это является заблуждением. Коррекционную работу нужно начинать в том момент, как только установили дефект. Необходимо стимулировать речевое развитие ребенка через развитие общей и мелкой моторики, координационных навыков.

В стимуляции речи у неговорящих детей могут помочь логоритмические занятия, направленные на сочетание слова, музыки и движения, укрепление костно-мышечного аппарата, на развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, на воспитание чувства равновесия, на формирование двигательных умений и навыков и содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией. [1]

Эффективность применения в коррекционной логопедической работе с неговорящими детьми логоритмики доказана в исследованиях Г.А. Волковой, Л.Е. Вороновой, Н.Н. Гончаровой, Ю.О. Филатовой, Е.В. Прокопенко, Н.В. Микляевой, О.А.Полозовой, Р.Л. Бабушкиной, О.М. Кисляковой, Л. Бонева и других.

В настоящее время использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе достаточно распространено, но действительно ли эффективно воздействие на речь через логоритмические упражнения? Существует противоречие между недостаточно развитой моторной сферой у детей 3 лет и необходимостью повышения уровня ее развития для полноценного психофизиологического функционирования ребенка. На сегодняшний день недостаточно развито и освещено развитие именно двигательной, моторной сферы при организации логоритмических занятий, а также развитие моторных и речевых ритмов. Поэтому на данный момент решение этой проблемы достаточно важно.

С целью диагностики уровня сформированности моторных и речевых ритмов у неговорящих детей дошкольного возраста и теоретического доказательства о положительном влиянии логоритмических занятий на стимуляцию речи данной категории воспитанников мы провели констатирующий эксперимент, в котором объектом исследования являлись дети 3-х лет с моторной алалией.

В ходе обследования мы получили следующие результаты.

В экспериментальную группу мы отобрали 4 человека (в связи с пандемией covid-19) дошкольного возраста с ОНР (I-II уровня), моторной алалией.

В ходе эксперимента мы обратились к методике обследования уровня ритмической организации моторики и речи у детей дошкольного возраста Л.С. Медниковой.[3] При анализе обследования моторных ритмов были выявлены следующие показатели.

  1. Исследование уровня ритмической организации моторной сферы у детей с моторной алалией.

С заданием на воспроизведение ритмических структур, основанных на равномерном повторе, ритме «суммирования» и ритме «дробления» справилось 2 ребёнка. Два человека правильно передали ритм «суммирования», остальная

половина детей эксперментальной группы воспроизвели без ошибок второй ритм.

На основе проведенного обследования были выявлены ошибки следующего характера:

  • сокращение количества хлопков в ритмическом ряду;
  • добавление количества хлопков в ритмическом ряду.

Большее количество ошибок отмечалось в ритмическом ряду, основанном на ритме «дробления». Уровень успешности выполнения этого задания соответствует нижней границе среднего уровня.

С заданием на воспроизведение акцентированных неречевых звуков в разных последовательностях возникали значительные трудности. При выполнении вводных проб задания часто требовалось повторное предъявление ритмического рисунка.

С воспроизведением акцентированных неречевых звуков в разных последовательностях не возникло трудностей только у 2-х детей с моторной алалией от общего количества экспериментальной группы.

Характерные ошибки:

  • увеличение количества хлопков;
  • неправильная постановка акцента.

При усложнении ритмического рисунка количество ошибок значительно возрастало. При выполнении пробы №3 справился верно только 1 ребёнок.

Таким образом, результаты выполнения данного задания выявили у детей низкий уровень успешности моторного ответа. Наблюдая поведение детей экспериментальной группы, мы отметили, что они часто не сразу начинали выполнять задания, а требовалось повторное предъявление ритмического ряда. Если дети не справлялись с выполнением пробы, то часто они просто отказывались от дальнейшего выполнения задания. Темп выполнения проб был в основном замедлен. Дети быстро утомлялись, истощались и переставали реагировать на предъявление заданий через 4–5 минут.

Для наглядности обратимся к рисунку 1.

1 

Рисунок 1. Показатели обследования моторных ритмов у экспериментальной группы.

  1. Исследование уровня ритмической организации речи у детей с трудностями формирования языковой компетенции.

При анализе обследования речевых ритмов у детей с трудностями формирования языковой компетенции, а именно, с моторной алалией, были выявлены следующие показатели.

Исследование речевого ритмического ряда по метрическим признакам на уровне слога вызвало трудности определения детьми данной подгруппы наличия акцента в слоговом ряду у 50 % детей.

Характерные ошибки при выполнении первой пробы:

  • ответы в большинстве случаев были хаотичны;
  • ответы не соотносились с позицией акцента в предъявленном слоговом ряду.

Для правильного выполнения задания требовались дополнительные разъяснение и повторное предъявление слогового ряда с помощью хлопков сопряжено с проговариванием.

Больше половины детей не справились с этой серией заданий, остальные выполняли пробы при двукратном и трехкратном повторении условий эксперимента.

Воспроизведение словесного ритма, но только двусложных слов, было доступно 25 % детей, при этом требовалось повторное предъявление задания для получения правильного ответа.

У остальных детей были обнаружены трудности выделения ударения:

  • в двусложных словах- 75 %;
  • в трехсложных словах – 100%;
  • в словах со стечением согласных - 100 %.

Для детей данной категории характерны следующие типы искажений:

  • недоговаривания;
  • перестановки звуков в слогах.

При выполнении заданий у детей наблюдался значительный латентный период реагирования, то есть перед тем, как воспроизвести речевой ритмический рисунок, ребенок сначала беззвучно артикулировал.

С заданиями на воспроизведение словесного ритма двусложных слов справлялся только 1 ребёнок, а более сложной слоговой структуры – ни один.

С заданиями на воспроизведение ритмического ряда на синтагменном уровне экспериментальная группа не справлялась, так как дети «неговорящие».

Таким образом, на основании анализа полученных данных при обследовании речевых ритмов у детей с моторной алалией, мы пришли к следующему выводу.

Для детей с трудностями формирования языковой компетенции с моторной алалией характерно нарушение ритмической организации речи. Для выполнения проб ребенку часто требуется повторное предъявление задания. Воспроизводимые простые ритмические речевые рисунки носят нестойкий характер. Особенностью данной категории детей является то, что между предъявлением образца и непосредственным выполнением пробы ребенку требуется длительный латентный период. У экспериментальной группы констатируется нарушение слогового и словесного ритмов, которое проявляется в трудностях определения акцента в ритмических рядах.

А воспроизведение словесного ритма трехсложных и более сложных слов по количеству слогов для данной категории детей невозможно. То же касается и воспроизведения ритмического рисунка предложения, фразы.

Для наглядности обратимся к рисунку 2.

2 

Рисунок 2. Показатели обследования речевых ритмов у экспериментальной группы.

Таким образом, данные показатели, выявленные в ходе обследования речевых и моторных ритмов детей дошкольного возраста с трудностями формирования языковой компетенции, говорят о том, что важный элемент в структуре дефекта при моторной алалии – нарушение речевых и моторных ритмических процессов.

У детей дошкольного возраста с моторной алалией возникают трудности воспроизведений ритма «суммирования» и «дробления», с этими пробами справились меньше половины детей от общего количества экспериментальной группы. При усложнении заданий отмечалось снижения процента воспитанников, которые выполнили пробу успешно. Вышесказанное говорит о низком уровне ритмической организации моторики.

Кроме этого, у детей дошкольного возраста с данной речевой патологией отмечается соответственно и низкий уровень ритмической организации речи, так как меньше половины детей от общего количества экспериментальной группы могли справиться только с воспроизведением слогового и словесного ритмических рядов, при полной невозможности выполнения пробы на повтор синтагменного ряда.

Таким образом, можно сделать вывод, что причиной отсутствия речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией является низкий уровень развития ритмической организации речи и моторики. А на логоритмических занятиях проводится работа по развитию моторных и речевых ритмов у «неговорящих» детей дошкольного возраста, что непосредственно будет оказывать стимуляцию их речи.

Логопедическая ритмика – это система коррекционной логопедической работы, направленная на преодоление речевых нарушений, в том числе и моторной алалии, путем осуществления взаимодействия моторики и речи на занятиях.

Н.В. Иванова при анализе значения логоритмики в коррекции речевых нарушений пишет: «Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц антагонистов (сгибателей и разгибателей), вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.

Согласно результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах, но и, в первую очередь, в биоритмах мозга. М.Н. Ливановым и другими учеными выявляется, что выработка прочного двигательного навыка облегчается при действии ритмического раздражителя разной природы, в то время как аритмичная стимуляция затрудняет его формирование.[2] Тем самым, мы отмечаем, что развитие речи не может происходить без сохранной ритмической организации движений и второй сигнальной системы.

В связи с изложенным, подчеркнем, что при непосредственном воздействии на развитие моторных и речевых ритмов и их взаимодействия в ходе логоритмических занятий, происходит стимуляция речи у неговорящих детей дошкольного возраста с моторной алалией, у которых отмечается низкий уровень сформированности данных сфер.

Список литературы

  1. Григоренко Н. Ю. Технологии стимуляции развития речевой и двигательной сфер у детей первых лет жизни в условиях новых форм дошкольных образовательных учреждений / Н. Ю. Григоренко, Л. Б. Астахова // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов, 21 марта 2013 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. — Екатеринбург, 2013. — Ч. 1. — С. 66-75 (дата обращения: 02.01.2021).
  2. Иванова Н.В. К вопросу о значении логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений. Журнал: Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Издательство: Смоленский Государственный Университет (Смоленск), 2017. 67-72 с. – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30101962 (дата обращения: 30.12.2020).
  3. Филатова Ю.О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2014. 310 с. – Режим доступа: URL: https://docplayer.ru/27901926-Filatova-yuliya-olegovna-rechevye-i-motornye-ritmicheskie-processy-i-model-ih-razvitiya-u-detey-s-narusheniyami-rechi.html (дата обращения: 02.01.2021).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail