gototopgototop

Педагогические условия использования компьютерных технологий образования в процессе формирования личностной картины мира школьников

Ефимова Нелли Георгиевна – соискатель

Аннотация: В статье рассматривается актуальная сегодня проблема – создание педагогических условий использования компьютерных технологий в процессе формирования личностной картины мира школьников. Особенно интересным в статье является то, что автор статьи выделяет сначала три уровня проблем создания педагогических условий для использования ИКТ. Также рассмотрено содержание самих педагогических условий.

Ключевые слова: ИКТ, компьютерные технологии, формирование личностной картины мира школьников, педагогические условия.

Сегодня уже невозможно представить себе процесс обучения и воспитания без использования компьютерных технологий. Формирование целостной личностной картины мира у школьника происходит с использованием ИТ, они помогают учителю более эмоционально, в более быстром темпе, более разнообразно вести уроки и внеклассные мероприятия.

Но использование информационных технологий требует выделить три уровня проблем.

Итак, первый уровень – это методологические проблемы. Методология использования ИКТ требует разработки новых стратегий, определить новые цели обучения, осмыслить изменение и развитие картины мира. Второй уровень проблем – психолого-педагогические. Они требуют определить и разработать условия эффективного использования информационных технологий в процессе формирования личностной картины мира школьника. Третий уровень – это методические проблемы. Нужно разработать приемы обучения школьников и самообразования учителей, формировать опыт практического использования ИКТ на уроках, развивать умения использовать эти технологии в педагогической деятельности.

Таким образом, нельзя сразу внедрить компьютерные новшества в образовательный и воспитательный процесс. Их внедрение требует глубоко продуманной стратегии, которая бы включала в себя и обучение педагогов, и обмен опытом, и многое другое. Только после этого можно приступать к разработке и созданию педагогических условий для эффективного использования компьютерных технологий в процессе формирования личностной картины мира школьников.

Любое новшество встречает на своем пути препятствия, например, неприятие нововведений самими педагогами, поэтому создание психологических условий, по мнению автора данной статьи, являются важнейшими.

Психологические условия включают в себя:

  • формирование предпосылок для продолжительного контакта обучающихся с компьютером;
  • мотивирование занятия с использованием компьютера и компьютерных технологий. Причем мотивировать надо не только обучающихся, но и самих учителей;
  • формирование у обучающихся познавательных способностей и интереса к обучению, а также развитие познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечение достаточного уровня индивидуализации обучения;
  • создание обратной связи, которая подкрепляется стимулами учения.

Дидактические условия включают в себя:

  • единство целей, содержания, форм, методов и средств формирования личностной картины мира школьников с использованием компьютерных технологий;
  • совмещение слова учителя и компьютерных технологий;
  • разработку уроков с применением компьютерных технологий в соответствии с дидактикой;
  • обеспечение комплексного изучения явлений окружающего мира, крепкой связи естествознания, техники, гуманитарных наук и искусства;
  • активизацию учебного процесса;
  • повышение уровня умений;
  • оптимизацию контроля на уроке;
  • обеспечение обратной связи на каждом уроке;
  • придание игрового характера процессу получения знаний;
  • постоянное обновление содержания, форм и методов формирования личностной картины мира школьников.

Методические условия обеспечивают:

  • применение компьютерных технологий на всех этапах урока;
  • в связи с пандемией особенно актуально создание условий для перехода к всеобщему компьютерному образованию в условиях дистанционного обучения;
  • постоянное повышение уровня подготовки учителей, методистов, руководителей учебных заведений для успешного внедрения компьютеризации в процесс обучения и воспитания;
  • создание более наглядного дидактического материала, различных заданий по всем предметам;
  • укрепление междисциплинарных связей, комплексного изучения окружающего мира;
  • применение проблемных методов с использованием ИКТ;
  • регулярное совершенствование технической базы;
  • сочетание компьютера и других средств обучения. В качестве примера такого сочетания можно привести следующее соображение: для учащихся средней школы для познания окружающего мира чрезвычайно важна двигательная активность и тактильные ощущения. Поэтому ни один компьютер, даже с использованием записи шумов леса, дождя, его визуальной картинкой не заменит реальной прогулки по осеннему парку.

Итак, мы рассмотрели педагогические условия использования компьютерных технологий в процессе формирования личностной картины мира школьников. Нельзя отдать пальму первенства каким-либо отдельным педагогическим условиям. Все они должны быть реализованы вместе. Только так можно добиться реальной пользы, успехов в применении компьютерных технологий. Главное – помнить, что прогресс не стоит на месте, а это значит, что не только обучающиеся познают окружающий мир, но и сами учителя тоже. Новые программы, облачные сервисы, электронные учебники и т.д. – это все требует постоянного внимания учителя, если он хочет в полной мере использовать ИК-технологии.

Список литературы

  1. Информационно-образовательная среда современного образовательного учреждения. Понятие информационной среды ОУ. - http://www.fio.ru.
  2. Кадубец Т.П. Педагогические условия формирования личности школьника в виртуальной реальности/ Т.П. Кадубец// Медиаобразование. – 2018. – с. 29-34.
  3. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. - М.: Новая школа. - 2014. - с.118.
  4. Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л. / Под ред. В.А.Сласенина и И.А.Колесниковой. Воспитательная деятельность педагога. -М.: Академия. - 2016. - с. 95.
  5. Слободчиков В. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры/ В.Слободчиков// Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet college. - М. – 2010. – с. 177-185.
  6. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры/ Н.Е. Щуркова. - М. - 2017. - с.17-24.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail