УДК 372.8

Мастер-класс как метод формирования методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образования

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Аннотация: В статье рассматривается мастер-класс как особая форма учебного занятия и метод формирования методологической культуры будущего журналиста в процессе обучения в вузе. Обосновывается, что ученичество именно у журналиста-мастера открывает возможность овладеть теми умениями и навыками, которые лучше всего будут способствовать формированию методологии сбора и обработки эмпирических данных. Автор акцентирует внимание на задачах и структуре проведения мастер-класса, обобщает опыт апробированных мастер-классов таких известных журналитов, как Владимир Познер, Артем Широков, Денис Левко, Владимир Соловьев.

Ключевые слова: мастер-класс, методологическая культура будущего журналиста, методология сбора и обработки эмпирических данных, мастер, журналист-мастер.

На протяжении всего процесса обучения студенты-журналисты учатся находить и разрабатывать актуальные темы для целевой аудитории, пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями для поиска информации, использовать приемы эффективной коммуникации, анализировать большой объем информации, соблюдать сроки выполнения работы в соответствии с внутренним распорядком редакции и технологическим процессом.

Методологическая культура будущего журналиста включает в себя такой важнейший компонент, как формирование методологии сбора и обработки эмпирических данных. Это происходит непосредственно на таких дисциплинах, как «Основы журналистской деятельности», «Техника и технология средств массовой информации», «Профессиональные творческие студии», «Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн)», «Политическая журналистика» и многих других.

Именно там будущие журналисты постигают основы практической работы и шлифуют мастерство. Охотнее всего студенты делают это на мастер-классах по журналистике, которые всегда имеют эффективную отдачу.

В педагогической литературе существует немало определений понятия «мастер-класс». Вот одно из них: «мастер-класс – это ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача ученикам его опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы» [2].

Сегодня трудно переоценить популярность и востребованность мастер-классов. Мастер-классы – это сочетание воодушевления с пользой, алгоритмов ремесла и творчества, это возможность овладеть теми навыками и приемами, которые лучше всего будут способствовать формированию профессиональных компетенций.

В основные задачи мастер-класса как метода формирования методологической культуры будущего журналиста входит следующее:

  • обобщение опыта работы журналиста-мастера;
  • передача журналистом-мастером своего опыта путем демонстрации методов, приемов и форм профессиональной журналистской деятельности;
  • совместная отработка методических приемов журналиста-мастера и будущих журналистов;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы совершенствования собственного стиля в журналистике.

Именно мастер-классы, на которых практикуется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику, лучше всего формируют мотивацию у будущих журналистов, отслеживают положительные результаты учебно-познавательной деятельности каждого студента. На мастер-классах отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю творческого процесса.

Как правило, руководят мастер-классами опытные журналисты-практики, которые не просто владеют секретами мастерства, но готовы доходчиво и наглядно ими поделиться. Мастер-классы демонстрируют студентам накопленный за годы определенный профессиональный опыт и авторские наработки каждого журналиста. Безусловно, такие занятия уникальны, как уникальны секреты творческой лаборатории каждого гуру журналистики. Однако каждый мастер-класс так или иначе должен придерживаться следующей примерной структуры.

  1. Вступительная часть (целевые установки от мастера, краткое описание будущего занятия).
  2. Демонстрация.
  3. Комментирование наиболее важных моментов.
  4. Подведение итогов.

Вступительная часть мастер-классов по журналистике может содержать объяснение творческого кредо и профессиональных задач журналиста. Мэтр отечественной журналистики Владимир Познер, когда открывал свой мастер-класс, говорил о том, что главное дело журналиста – как можно более объективно, широко и честно информировать свою аудиторию. Этот долг журналиста сродни врачебному долгу перед пациентом.

Мастер-класс специального корреспондента телеканала «ТВ Центр» Артема Широкова открывается утверждением мастера, что для сегодняшней журналистики главное – оперативность. А чтобы сделать новость как можно быстрее и не тратить время на осмысление процессов, корреспонденту важно обладать багажом знаний в политике, экономике, истории.

Что же касается новостей, созданных коллегами, то здесь не нужно создавать впечатление о новости только на основе заголовка, не читая текста. Это может сыграть с журналистом-читателем злую шутку, так как суть любого события может быть искажена в заголовке.

Наиболее яркая и существенная часть любого мастер-класса – демонстрация опыта. Демонстрация – метод обучения, который основан на наглядном предъявлении динамичных изображений (в отличие от метода иллюстраций, при использовании которого наглядность статична). На мастер-классах по журналистике могут быть показаны фильм, сюжет, интервью или их фрагменты, телепередача или презентация. Действенность показа зависит от его подготовки, поэтому журналист-мастер должен четко представить все аспекты показа, хорошо овладеть его методикой и правильно демонстрировать материал.

Эффективность демонстрации достаточно высока, так как представленный учебный материал не просто демонстрируется, но и комментируется мастером, что способствует всестороннему изучению элементов рассматриваемого объекта, его максимальному осмыслению учениками-журналистами.

На этапе демонстрации своего мастер-класса ведущий «Матч ТВ» Денис Левко рассказывает об особенностях стендапов на спортивных мероприятиях, специфике работы спортивного журналиста в фан-зоне, на пресс-конференциях, до и после матча. Журналист-мастер уделяет немало внимания нюансам интервью со спортсменами и тренерами. Мастер-класс иллюстрируется видео из практики самого ведущего и его коллег. Эта демонстрация детально рассматривается, изучается и обсуждается студентами вместе с мастером.

Демонстрация опыта модератора и интервьюера в мастер-классе Владимира Соловьева представляет собой убедительный рассказ о том, как наиболее эффективно воздействовать на своего собеседника. Журналист сравнивает технологию интервью с техникой продажи товара. По его словам, для того, чтобы что-то продать, необходимо разрешить человеку это купить, подержав в руках приглянувшийся товар. «А в журналистской профессии мы продаем доверие к себе, убеждая поверить в нас тех, кого интерьюируем или кого модерируем. В этом случае важно не раздражать визави и правильно выбрать темп речи, который, как правило, должен быть чуть медленнее, чем у собеседника», – утверждает мастер. Не менее ответственно, по мнению Владимира Соловьева, нужно отнестись и к выбору одежды. Собираясь на интервью, нужно четко представлять, «к кому вы идете, какие архетипы сознания будете пробивать».

Проводя со студентами специальные упражнения, Владимир Соловьев учит тому, как правильно сидеть, как размеренно дышать и как концентрировать энергию, чтобы грамотно управлять ходом интервью. Часть тренинга посвящается специальной технике взгляда, с помощью которой можно убеждать или успокаивать собеседника.

Мастер-класс любого именитого журналиста надолго остается в памяти студентов и помогает им утвердиться в том, что нужно овладеть «всем арсеналом отработанных другими приемов» [1, 176]. На примере старших коллег будущие журналисты понимают, что формирование методологии сбора и обработки эмпирических данных – скурпулезный и кропотливый труд, требующий вдохновения и мастерства.

Список литературы

  1. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 180 c.
  2. Панфиленко А.Ю. Мастер-класс как форма распространения инновационного педагогического опыта // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – Москва: Буки-Веди, 2015.– С. 11– 13. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8168/ (дата обращения: 28.12.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: