Роль наставничества в формировании профессионально-значимых качеств у курсантов в процессе обучения в военном летном вузе

Петровская Елена Сергеевна – младший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории филиала Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрань.

Пичкуров Алексей Алексеевич – старший преподаватель кафедры Аэродинамики и динамики полета филиала Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрань.

Аннотация: В статье исследуется феномен наставничества в военном вузе как эффективной системы формирования профессионально-значимых качеств будущих летчиков. Раскрывается особое значение и особый дух российской системы наставничества в войсках и его влияния на формирование ключевых нравственно-психологических характеристик военнослужащего, в том числе социальной ответственности.

Ключевые слова: воспитательная работа, наставничество, социальная ответственность, военный летный вуз, профессионально-значимые качества, межличностные отношения, военно-профессиональная подготовка.

В современных условиях повышение качества военно-профессиональной подготовки летных кадров в вузах является вопросом национальной безопасности и носит общегосударственное значение.

Социальные и морально-психологические проблемы, накопившиеся в армии, актуализируют процесс воспитания будущих офицеров и требуют создания обновленной системы воспитательной работы на основе научного подхода.

Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по подготовке летных кадров предполагает формирование у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций [5]

Формирование системы общекультурных компетенций у курсантов происходит в течение всего процесса обучения, при этом можно выделить усвоение морально-нравственных и правовых норм, и, в частности, формирование социальной ответственности у курсантов в освоении ими профессиональной роли военного летчика.

В настоящее время проблема формирования социальной ответственности у курсантов военных летных вузов является достаточно актуальной.

Обобщая философские взгляды современных авторов на термин «ответственность», представленных в философском словаре: «ответственность – категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм». [1, с.12]. В этом определении, ответственность отражает не только нравственную сторону отношений личности, но и показывает ее социально-правовую составляющую.

Проблема формирования социальной ответственности курсантов в военных летных вузах определяется целым рядом социально-исторических и научно-теоретических предпосылок.

Исторически в России социальная ответственность тесно связана с патриотическим воспитанием людей и русской ментальностью, однако коренные политические и социальные изменения, реорганизация всей системы военно-профессионального образования, изменившиеся приоритеты в политическом устройстве страны, новые требования к Вооруженным силам стали толчком к созданию новой нормативно-правовой базы в военном образовании, к искажению социально – правовой позиции гражданского общества в целом и в понимании военнослужащими своей роли в частности. Все это привело к существенным поступательным изменениям восприятия и формирования социальной ответственности, которые происходят в современный период в системе военно-профессионального образования.

Целью формирования социальной ответственности у курсантов летных военных вузов является обеспечение сознательного, активного, социально-полезного поведения во всех сферах настоящей и будущей служебно-боевой деятельности, способность анализировать окружающую действительность, в соответствии с этим принимать обоснованные решения, активно участвовать в сохранении и развитии позитивных социальных процессов в обществе, предполагает умение взаимодействовать с представителями разных возрастных, профессиональных, социальных групп.

Социальная ответственность как интегративное качество личности, свидетельствующее об обладании курсантом достаточным количеством социальных знаний, умений и навыков, чтобы успешно решать задачи, поставленные жизненными обстоятельствами, адекватно социальной ситуации принимать ответственные решения, справляться с профессиональными обязанностями, формируется в ходе обучения и воспитания, освоения индивидом систем общения, включения в совместную деятельность. Она проявляется в комплексе действий, позволяющих будущим офицерам адекватно выполнять нормы и правила жизни в профессиональном сообществе, в обществе в целом и предполагает решение ряда задач: научить жить в быстроменяющемся обществе; научить взаимодействию в различных социальных ситуациях; научить пониманию других людей и с учетом этого развить умения анализировать социальную действительность, выбирать адекватные способы поведения в социальных ситуациях, реализовывать их в реальной системе социальных и профессиональных отношений.

Воспитание социально ответственного поведения у будущего военного специалиста, таким образом, является одним из приоритетных видов деятельности военно-учебных заведений, составляющим процесса формирования профессиональной направленности личности курсанта в воспитательном пространстве военного вуза.

Эффективным решением в формировании мировоззрения и направленности летчика в ходе изучения профессиональных дисциплин и применения различных приемов социального воздействия на личность можно считать воспитательное сопровождение, активное участие наставников в профессиональном становлении летчиков.

Стоит обратить на возможности наставничества, как особого вида межличностных отношений, оказывать влияние на формирование систему ценностных ориентаций и, такой ключевой психологической характеристик и будущих летчиков, как социальная ответственность.

Большое значение, отводится роли в этом процессе младших командиров, курсовых офицеров, оказывающих своим примером и своим мировоззрением, самое глубокое влияние на становление личности курсанта.

Успех педагогического контакта и благотворность влияния на мировоззрение курсанта зависят, прежде всего, от понимания его потребностей, проникновения в его самые сокровенные помыслы. В авиации это краеугольный камень воспитательной работы. Воспитатели должны знать, что именно из силы характера, устремлений, потребностей проистекают желания, поступки, действия курсанта.

Курсанта необходимо убедить, что его желания, стремления, потребности реализуются только через упорный сознательный труд, через осознание общественного смысла летной жизни. Талант воспитателя в том и состоит, чтобы не дать становлению и развитию курсанта приобрести однобокий характер, не только научить летать, но и одновременно развивать человека в человеке.

С самого начала летного обучения из педагогического процесса не должна выпадать задача формирования у курсанта потребности в ориентации на интересы других людей, т. е. на общественное предназначение авиации, на высокий уровень социальной ответственности. Цель нравственного воспитания в училище состоит в превращении общественного долга во внутреннюю потребность курсанта.

Исследование влияния наставничества на формирование социальной ответственности у курсантов 2-4 курса Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Сызрань).

В данном исследовании приняли участие 20 курсантов с 4 курса Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Сызрань).

Было предложено ответить на несколько вопросов, касающихся влияния системы наставничества в вузе на формирование у курсантов ценностно-смысловой базы, профессионально-значимых качеств, личностных характеристик.

На вопрос о возможности влияния офицеров наставников на установки и мировоззрение обучающихся были получены следующие результаты (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Результаты опроса о влиянии наставников на мировоззрение курсантов (по мнениям курсантов).

На диаграмме видно, что получен убедительный результат о высоком влиянии наставников на формирование личности курсанта.

Далее, опрос предполагал изучение влияния наставников на формирование социальной ответственности в целом (рисунок 2).

2

Рисунок 2. Результаты опроса о влиянии наставников на формирование социальной ответственности в целом у курсантов (по мнениям курсантов).

Далее, опрос предполагал изучение влияния наставников на формирование различных сторон социальной ответственности (рисунок 3).

3

Рисунок 3. Результаты опроса о влиянии наставников на формирование различных сторон социальной ответственности курсантов (по мнениям курсантов).

По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что наставники оказывают активное влияние на формирование структурообразующих качеств личности курсантов, в частности, социальной ответственности, которые определяют их будущую военно-профессиональную эффективность.

Формирование социальной ответственности курсантов должно быть направлено на формирование знаний, представлений и убеждений в необходимости, правильности и справедливости их будущей служебно-боевой деятельности. При этом все элементы социальной ответственности должны быть сформированы не только на мировоззренческом, но также на поведенческом уровне.

Именно формирование сознательного и активного поведения, основанного на глубоком чувстве социальной ответственности, правильных правовых представлениях и твердых убеждениях, следует считать целью формирования профессионального мироощущения, осуществляемой на современном этапе в летных военных вузах Российской Федерации.

Список литературы

  1. Васильев С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Кострома, 2016.
  2. Глазунов А.М. Социальная ответственность российских военнослужащих в условиях социальной трансформации: автореф. дис... к. соц. н. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2016.
  3. Петровская Е.С. Влияние первичной социализации на особенности адаптации курсантов к обучению в военном авиационном вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально- экономических наук. 2018. № S12. С. 129.
  4. Петровская Е.С. Психологические детерминанты наставничества в системе учебно-воспитательной работы с курсантами военного летного вуза // Достижения науки и образования. 2018. № 11 (33). С. 47.
  5. Пономаренко В. А. Смысл авиации 5-го поколения. Когито-Центр, 2016.
  6. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста // Приказ Министерства образования РФ от 17 января 2011 г. N 65 «Об Утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 161002 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (квалификация (степень) «специалист»)». Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа: http://fgosvo.ru/ fgosvpo/9/6/3/68 (дата обращения 15.10. 2015).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail