Метод проектов как средство формирования исследовательской культуры обучающихся

Гришина Светлана Михайловна – магистрант Тольяттинского государственного университета.

Аннотация: В статье анализируются различные подходы к понятию «исследовательская культура». Этот термин соотносится с Федеральным государственным образовательным стандартом, а также современными образовательными концепциями. Метод проектов рассматривается в качестве одной из наиболее актуальных технологий для формирования исследовательской культуры обучающихся.

Ключевые слова: исследовательская культура, культура, культура личности, метод проектов, проект, проектная деятельность.

Современное общество существует в непрерывном развитии. Нет ни одной области жизни, которой бы не касались изменения. Конечно, это в первую очередь затрагивает образование.

В 2010 году был принят федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для основного общего образования. Этот нормативный документ определил три группы результатов обучения – личностные, метапредметные и предметные. То есть ввел параметры для определения качественного подхода к образованию, которое бы соответствовало требованиям и потребностям общества. Анализ первых двух групп приводит к выводу, что достижение этих результатов требует от обучающихся формирования навыков, нацеленных на побуждение собственной деятельности, стремления к развитию и самообразованию, умений в области работы с информацией, создания цельного мировоззрения. Предметные результаты более конкретны и нацелены на изучение отдельных дисциплин, но и они предполагают, что обучающиеся смогут усвоить предмет, развить способность творчески подходить к решению проблемных ситуаций, исследовать имеющиеся данные и делать из них выводы.

Все это рождает необходимость нового подхода к образовательным технологиям, которые должны формировать у выпускников школ "качества инициативного и самостоятельного субъекта, способности творчески и активно строить свои отношения в различных сферах деятельности". Об этом говорится в Национальной образовательной инициативе "Наша нова школа".

Таким образом, и Федеральный государственный образовательный стандарт, и инициатива "Наша новая школа", и другие образовательные концепции не видят образование XXI века без исследовательской деятельности обучающихся. Причем эта деятельность должна носить практический, прикладной характер. Недостаточно, чтобы школьники овладевали только теоретическими знаниями, необходимо, чтобы они умели активно применять их. Успешность в приложении знаний к исследованию приведет к большей заинтересованности обучающихся и в самом образовании, и в последующем выборе профессии.

В силу этого изменяется принципиальная задача школы – создание оптимальных условий для актуализации исследовательской деятельности обучающихся.

В Федеральном законе "Об образовании" декларируется гуманистический характер образования. Это означает, что во главу угла ставится свободное развитие личности, за которой признается "собственная позиция и права на самоопределение в процессе образования". Речь здесь идет об организации образовательного процесса таким образом, чтобы учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их способности к обучению. То есть современное образование предполагает направленность на развитие личности, а в этом случае объектом педагогической практики является "культура личности".

Учитывая обращенность школы на исследовательскую деятельность и в то же время на развитие культуры личности, логично выделить среди видов культуры исследовательскую как играющую ведущую роль в познании личностью окружающего мира. Исследовательская деятельность является одной из составляющих понятия "исследовательская культура". Это требует от учителя понимания, чем является сама исследовательская культура обучающихся.

В энциклопедическом словаре "Философия" указывается следующее определение понятия "культура": "универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными)" [5, с.98]. Это определение наиболее обширное, однако все словари указывают и на переносное значение понятия "культура"– "усовершенствование, высокое развитие" [4, с.184]. В понятии "исследовательская культура" различными исследователями в большей или меньшей степени используются оба эти значения.

Современные педагогические исследования вводят различные определения понятия "исследовательская культура". Однако все они могут быть сведены к трем основным подходам к толкованию.

Так Е.Д.Андреева считает исследовательскую культуру совокупностью "способов освоения информационной реальности, освоенных человеком на определенном этапе своего развития". Близко к этому и определение Ш.Т.Таубаевой, которая отмечает, что исследовательская культура – средство, меняющееся "на каждом этапе развития образования". Ш.Т. Таубаева делает акцент на социальном факторе, отмечая, что исследовательская культура приравнивается к передаче культурной традиции.

Е.В. Макагон подходит к вопросу определения исследовательской культуре несколько шире. Он считает ее способностью и потребностью ведения научно-поисковой работы, применения методологии и методики педагогического исследования, поиска противоречия в существующих педагогических процессах и рассмотрения с новых теоретических и методических позиций, ориентирования в обширном мире научной литературы, анализа, обобщения и классификации собранного материала. Ш.Т. Таубаева также отмечает, что исследовательская культура может быть рассмотрена как способность, целенаправленно формируемая во взаимодействии с развивающийся действительностью.

Третий подход отмечен в работах И.В. Носаевой, И.Ф Исаева, Н.В Петровой. Они считают исследовательскую культуру личностным качеством. По И. В. Носаевой, исследовательская культура – "сложное динамическое образование, характеризующее способность личности к решению значимых проблем методами научного познания" [2]. И. Ф. Исаев трактует исследовательскую культуру как качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умений и навыков научного познания, ценностного отношения к его результатам, а также обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие. Определение Н.В. Петровой наиболее обширно характеризует "исследовательскую культуру как личностное качество. Согласно Н. В. Петровой, это "интегративное, динамичное качество личности, характеризующиеся ценностным отношением к исследовательской деятельности, ненасыщаемой потребностью в поисковой активности, совокупностью методологических, мировоззренческих, общепредметных, рефлексивных знаний и исследовательских умений, высоким потенциалом исследовательских способностей" [2]

Таким образом, авторы рассматривают "исследовательскую культуру" и как прикладную совокупность способов познания реальности, и как личностное качество. Эти определения дополняют друг друга, они показывают "исследовательскую культуру" как динамический процесс, а не как статическое понятие.

Современная педагогическая наука предлагает множество методов преподавания. В отдельных из них учитель выступает лишь как источник информации, а в других как организатор деятельности обучающихся. Логично предположить, что вторые в большей степени способствуют развитию исследовательской культуры, так как в них есть момент самостоятельной работы, момент исследования. Кроме того, такие методы ориентируются на личностные особенности обучающегося.

Одним из важнейших методов можно назвать метод проектов. Он предполагает опору на творчество, привлечение к исследовательской деятельности, дает возможность установить междисциплинарные связи и позволяет обучающимся работать в индивидуальном режиме.

Эта технология имеет большую историю. Истоки метода проектов находятся в преподавании в сельскохозяйственных школах США в 20-ые годы XX века. Описанием этого метода занимались американские педагоги Д.Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс. Они основывались на принципе "обучение посредством делания". То есть любая учебная деятельность строилась в опоре на практическое применение. Позже, с распространением и развитием этого метода, его определение несколько изменилось. В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как "система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения усложняющихся практических заданий – проектов" [1, с.]

Е.С. Полат ставит во главу угла самостоятельную работу обучающихся, которая заключается в основательной проработке проблемы и завершение в виде результата, применимого на практике [3]. В современном обучении метод проектов получил большое распространение, это подтверждается разнообразием типов проектов. Е.С. Полат предлагает обширную типологию. Наибольший же интерес проявляет классификация по деятельности, которая доминирует в процессе работы над проектом. Здесь Е.С. Полат выделяет исследовательские, творческие, игровые, ознакомительные и прикладные проекты.

Метод проектов – это такая педагогическая технология, которая ориентируется на получение новых знаний через самообразование и рефлексию, а это важнейшие составляющие формирования исследовательской культуры.

В модели исследовательской культуры личности Н.В. Петрова выделяет следующие компоненты:

  • когнитивный (совокупность знаний, в которые входят и знания о методах и способах исследования, и мировоззренческие знания, и рефлексивные знания);
  • операциональный (наличие умений, направленных на процесс исследования);
  • креативный (творческие возможности личности);
  • мотивационно-ценностный (ценность истины, творческой деятельности, коммуникации и продуктивности).

Каждый из компонентов может быть соотнесен с разными видами проектов и этапами проектной деятельности. Так когнитивный компонент проявляется уже на этапе оценки проблемной ситуации и формулировании проблемы, все это осуществляется через развитие операционального компонента исследовательской культуры. На этапе сбора материала проявляется и активируется креативный компонент и т.д. То есть в процессе работы над проектом у обучающихся есть возможность для формирования целостной исследовательской культуры.

Вообще, метод проектов не может не играть важной роли в современном обществе, потому что само понятие "проект" становится все более распространенным в различных областях жизни, поэтому для успешной профессиональной деятельности в будущем обучающимся необходимо познакомиться с этим методом.

Список литературы

  1. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М: Большая российская энциклопедия, 2002.
  2. Петрова. Н. В. Психолого-педагогическая сущность исследовательской культуры личности / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-issledovatelskoy-kultury-lichnosti
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М: Издательский центр "Академия", 2003.
  4. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М: Астрель:АСТ, 2000.
  5. Философия:Энциклопедическийсловарь. – М.:Гардарики. ПодредакциейА.А. Ивина. 2004.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail