Формирование межличностных отношений у школьников с умственной отсталостью

Титова Оксана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.

Дрогина Ирина Сергеевна – магистрант кафедры Специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития межличностных отношений у школьников с умеренной умственной отсталостью. Выделяются особенности развития этих отношений. В работе рассматриваются методы коррекционного воздействия, влияющие на успешность развития межличностных отношений у школьников с нарушениями интеллекта. Представлены результаты проведения коррекционной работы.

Ключевые слова: межличностные отношения, умственная отсталость, особенности, коррекция, методы, игротерапия.

В работе изложена проблема межличностных отношений у школьников с нарушением развития, разработаны методы коррекционного воздействия для преодоления трудностей в развитии этих отношений.

Вопросами изучения межличностных отношений занимались отечественные психологи А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. В научных трудах Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Л.М. Шипицыной, В.А. Вярянена, А.И. Гаурилиус большое внимание уделялось особенностям общения и межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью.

Что представляют собой межличностные отношения? Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности (Н. Н. Обозов).

Период, в котором закладываются поведения, психологические основы межличностного взаимоотношения в социуме и отношения к себе самому является наиболее значимым в становлении и развитии детской личности, именно поэтому первостепенное значение имеет своевременная диагностика, а также коррекция отклонений.

Взаимодействие школьников переходит на уровень межличностных отношений в тот момент, когда на первом плане в общении проявляется личностный мотив. Общение представляет собой необходимое условие для любой совместной деятельности и является укреплением и развитием контактов между детьми. Общение способствует взаимодействию друг с другом, обмену навыками, способностями, опытом, умениями, результатами деятельности.

Изучение возможных отклонений в межличностных взаимоотношениях отношений на ранних этапах становления личности является, несомненно, важнейшим и актуальным ввиду того, что конфликт в отношениях ребенка как личности со сверстниками имеет возможность стать угрозой полноценному личностному развитию.

Межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную окраску.

Исследователи сходятся в том, что у школьников преобладает эмоциональное отношение к сверстникам. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный характер. 

Развитие межличностных отношений – достаточно сложный, неоднозначный, индивидуальный процесс. Дети с умственной отсталостью особенно испытывают большие затруднения при взаимодействии со сверстниками. Они очень сложно вступают в межличностные отношения,

Как отмечают психологи И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Л.М. Шипицына проблема развития межличностных отношений для детей с умственной отсталостью имеет особое значение. У таких детей наблюдаются трудности коммуникации, нарушения эмоционально-волевой сферы, поведенческие проблемы, активность на низком уровне. В педагогической и психологической литературе, изучая проблему формирования межличностных отношений, можно подчеркнуть, что важное значение имеет организация совместной деятельности обучающихся, где создаются адекватные условия для становления межличностных отношений, развития личности и формирования её индивидуальных особенностей (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова А.В. Петровский, И.П. Подласый, В.И. Смирнов, С.Т. Шацкий, Д.И. Фельдштейн и др.).

В связи со специфическими особенностями нарушений в когнитивной деятельности у умственно отсталых детей возникают существенные затруднения в восприятии эмоциональных состояний другого человека, которые могут приводить к неадекватному восприятию информации о человеке в процессе межличностного общения.

Огромную ответственность несут педагоги, работающие с такой категорией детей. Они проектируют личность ученика, систему его знаний, взглядов, формируют интересы и характер. Педагог управляет формированием личности ученика в коллективе.

Таким образом, межличностные отношения у детей с умственной отсталостью складываются довольно медленно и с большими затруднениями. На развитие таких отношений влияет ряд особенностей: неконтактность, сниженная потребность в общении, грубое нарушение эмоциональной сферы, слабость регуляции собственного поведения.

Несмотря на эти особенности, на влияние структуры дефекта на положение ребёнка с умственной отсталостью в коллективе, все это может быть изменено методами коррекционного воздействия и эффективно выстроенной коррекционно-развивающей работой.

Формирование межличностных отношений может стать успешным при следующих условиях:

  • учёт особенностей развития школьников с умеренной умственной отсталостью;
  • организующая помощь педагога при формировании межличностных отношений у школьников с умеренной умственной отсталостью;
  • создание коррекционно-развивающей программы по формированию совместной деятельности у школьников с умеренной умственной отсталостью, учитывающей особенности их межличностных отношений.

Для проведения исследования межличностных отношений в коллективе умственно отсталых детей были использованы методики Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой: метод наблюдения, метод проблемных ситуаций «Мозаика» и метод вербальных выборов.

Результаты проведенных исследований показали, что школьники, имеющие умственную отсталость, чаще всего не могут обосновать свой выбор, из-за чего формируется пассивно-положительное отношение к сверстникам. Это свидетельствует о том, что такие дети ориентируются не на своё отношение к тому или иному сверстнику, а на оценку педагога, и в недостаточной мере осознают нравственные качества окружающих. 70% детей с умственной отсталостью индифферентны. Они безразличны к любым оценкам партнеров, к любым его действиям. Необходимо отметить, что во время проведения эксперимента, школьники чаще делали отрицательные выборы. Из 10 человек, только 1 ребёнок не получил отрицательных выборов.

Общее число выборов составило 38 чел.

Положительных выборов - 15 чел. (39,4%).

Отрицательных - 23 чел. (60,5%).

Межличностные отношения таких детей характеризуются как неблагополучные. Формирование детского коллектива школьников с нарушением интеллекта осложняется тем, что у них отсутствует мотивация как учебная, так и мотивация отношений. Развитие межличностных отношений у детей с умственной отсталостью невозможно без организующей помощи педагога.

Анализ данного исследования позволил сделать выводы о необходимости коррекционной помощи детям с нарушением интеллекта в формировании межличностных отношений. Для этого была разработана программа, направленная на развитие и коррекцию межличностных отношений. Содержание программы составили игры и игровые ситуации различной направленности. Реализация программы проходила в двух направлениях:

  1. Коррекция и развитие межличностных отношений в учебной деятельности.
  2. Коррекция и развитие межличностных отношений во внеурочной деятельности.

Идея программы заключается в том, что формирование межличностных отношений происходит через нетрадиционную организацию учебной и внеурочной деятельности с помощью игротерапии, благодаря специально подобранным и адаптированным к данной категории детей играм, положительно влияющим на формирование отношений.

Анализ хода реализации коррекционно-развивающей программы по формированию межличностных отношений у школьников с умеренной умственной отсталостью был проведен на основе методик Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой. Данные методики позволили оценить результативность коррекционной работы по развитию и коррекции межличностных отношений.

Во взаимоотношениях школьников с нарушениями интеллекта наметилась положительная динамика.

Количество положительных выборов увеличилось, а отрицательных – уменьшилось на 5 %.

Положительных выборов получили - 17 чел. (44,7%)

Отрицательных выборов - 21 чел. (55,2%)

Эмоциональный фон стал более спокойный. Уменьшилось количество конфликтных ситуаций в коллективе. Дети стали чаще проявлять интерес к совместным действиям, к действиям друг друга.

Коррекционная работа по формирование межличностных отношений у детей с умственной отсталостью требует более длительного времени. Это обусловлено тяжестью дефекта обучающихся, своеобразием их умственного и психического развития.

Анализ проведенных исследований показал, что проводимая коррекционная работа по развитию взаимоотношений необходима имеет важное значение в жизни ребенка с умственной отсталостью. Систематическая, правильно выбранная тактика работы, способна положительно влиять на формирование межличностных отношений у школьников с нарушением интеллекта.

Список литературы

  1. Алешина Ю.Б., Петровская JI.A. Что такое межличностное общение? / в кн.: Хрестоматия по соц. психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994.С. 25 - 30.
  2. Бажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребенка. М.: 2007.
  3. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы //Дефектология. 1995.- №2. С.27-29.
  4. Обозов H.H. Межличностные отношения. Л.: Изд. - во Ленинградского ун. - та, 1979. — 151 с.
  5. Процко Т.А., Китина О.Т. Значение совместной деятельности умственно отсталых школьников для формирования межличностных отношений в классном коллективе //Дефектология. 1991. - №1. С.38-42.
  6. Смирнова Е.О. В. М. Холмогорова. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция //Психология для всех. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. — 158 с.
  7. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына и др. - М.: Детство-пресс, 2010. - 384 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: