gototopgototop

УДК 371

Внеклассная деятельность как средство формирования этического воспитания в специальной (коррекционной) школе

Головина Юлия Владимировна – магистрант кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Свириденко Ирина Анатольевна – доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: В статье рассмотрена специфика формирования этического воспитания у детей с умственной отсталостью во внеклассной деятельности. Описаны особые типы приёмов и методов воздействия при воспитательной работе.

Ключевые слова: внеклассная деятельность, этическое воспитание, дети с умственной отсталостью, олигофренопедагогика, специальная (коррекционная) школа.

Внеклассная работа играет большую роль в решении задач воспитания школьников с нарушением интеллекта.

Проведение коррекционной работы на внеклассных занятиях позволяет решить ряд общих дидактических и специальных задач:

  • расширять личностные контакты в сфере коммуникаций;
  • воспитывать инициативу ребёнка и его самостоятельность;
  • корригировать познавательные умения;
  • развивать эмоциональную сферу [6, с. 112].

Внеклассная работа в специальных (коррекционных) учреждениях может быть проведена в таких формах:

  • в формах общих школьных мероприятий;
  • в форме праздника;
  • в форме спартакиады;
  • в форме выставки;
  • в форме кружковой работы, которая может быть представлена различными тематиками: предметной, краеведческой, технической, художественной, спортивной [5, с. 42].

Роль кружковой работы выделяется из прочих тем, что при использовании данной формы обучения при коррекции психофизиологического развития учащихся с ОВЗ на взаимодействие учителя и учащихся отводится больший период, чем во время внеклассных занятий между и после обычных учебных уроков.

Формы взаимодействия педагога и учащихся могут быть представлены в таком виде:

  • индивидуальная;
  • специальные (коррекционные) занятия, которые подразделяют на:
  • занятия с логопедом;
  • занятия ЛФК;
  • внеклассное чтение.

Внеклассные занятия имеют коррекционную направленность и способны корригировать и положительно влиять на личность воспитанника. Разнообразная внеурочная деятельность может способствовать тому, что индивидуальные способности ребёнка будут более разносторонне раскрываться, а так как эти данные не всегда получается рассмотреть, то внеурочные занятия в данном случае являются очень полезными.

Также, при включении в разные виды внеклассных работ, педагогический коллектив направляет процесс обучения на обогащение личного опыта ребёнка, его знаний о разнообразии деятельности людей, дети приобретают необходимые умения и навыки на практике. При разнообразной внеклассной работе развивается у детей интерес к разным видам деятельности и желание действовать активно, участвуя в продуктивных, одобряемых социумом видах деятельности [7, с. 85].

На внеклассных занятиях формируется положительная «Я-концепция» у ребёнка. Данная концепция характеризуется определёнными факторами:

  • направление на доброжелательное отношение к ребёнку от других людей;
  • ребёнок имеет убеждения в успехе при овладении теми или иными видами деятельности;
  • у ребёнка есть чувство собственной значимости [8, с. 63].

В.В. Воронкова отмечала, что главной задачей внеклассной работы является всестороннее развитие учащихся, цель которого направлена на подготовку их к самостоятельной жизни и умению самостоятельно трудиться [2, с. 216].

Процесс внеклассной воспитательной работы предполагает:

  • закрепление знаний, полученных на занятии;
  • закрепление знаний при помощи проведения экскурсии;
  • закрепление знаний при проведении наблюдений за природой;
  • закрепление знаний и этическое воспитание ребёнка при проведении походов в театр;
  • посещение выставок;
  • посещение леса в разные времена года. [1, с. 16]

Внеклассной работе отводится одно из первых по значимости мест в процессе воспитания и развития учащихся.

В.П. Кащенко отмечал, что при проведении:

  • внеклассных занятий;
  • часов внеклассного обучения;
  • экскурсий;
  • ряда занятий с наблюдением за природными явлениями;
  • ряда занятий с опытами, интересующими любопытство у учащихся происходит расширение кругозора и развитие активного словарного запаса, пополнение его; развитие памяти и воображения [4, с. 78].

Выделяют одну из главных задач внеклассной работы в специальных (коррекционных) учреждениях: всестороннее развитие обучающихся, цель которого направлена на подготовку детей к самостоятельной трудовой жизни и самостоятельной жизни. Данная задача решается при проведении коррекционных мероприятий и их общей системы, которая направлена на то, чтобы смягчить недостатки развития детей с умственной отсталостью и формировать их личностные качества, адаптировать их в общество. Имея целенаправленность и систематичность внеклассной воспитательной деятельности – это наиболее эффективно содействует формированию и развитию личности [3, с. 29].

Специальные (коррекционные) учреждения для лиц с нарушениями интеллекта занимаются подготовкой учащихся к овладению рядом знаний, умений и навыков:

  • способность самостоятельно жить;
  • способность самостоятельно действовать в естественном окружении обществ.

Специальной задачей внеклассной работы по воспитанию качеств личности в специальных (коррекционных) учреждениях является способность повышать регулирующую роль интеллекта в поведении детей в различных ситуациях и при различной деятельности.

Внеклассная воспитательная работа имеет также коррекционное влияние, как отмечают Г.М, Дульнев и В.В. Воронкова, наиболее эффективное влияние оказывает при ориентировании на развитие у детей с умственной отсталостью ВПФ, логики и формирование мотивационных компонентов и мотивов практической деятельности. Также, одной из важных задач внеклассной работы является поиск компенсаторно-коррекционных средств, желательно постоянный. Средства данного поиска необходимо направить на способность вырабатывать положительные качества у учащихся специальных (коррекционных) учреждений [2, с. 220].

Наряду с прочими дидактическими задачами возникает и решается не менее важная задача: требуется выработка у детей умения сознательно и верно оценивать окружающих людей и самого себя.

При воспитательной работе в процессе обучения создают общие необходимые условия для всего коллектива, также обеспечивают индивидуальные условия.

Выработка и использование индивидуальных условий и педагогических средств направляется на создание возможности более быстрого включения ребёнка в системы общей педагогической работы. Проделанная работа предоставляет возможность развиться некоторым факторам сразу:

  • распространить в течение времени общие требования каждому ученику;
  • приводит к необходимым результатам;
  • приводит к пониманию окружающими ребёнка того, что необходимо изменить условия и содействовать личностному формированию совместно с учебными учреждениями в одном направлении [6, с. 125].

Заключение

Таким образом, коррекция дефектов, возникающих при развитии ребёнка с умственной отсталостью, осуществляется особыми типами приёмов и методов воздействия при воспитательной работе, трудовом обучении и воспитании, в процессе познания общеобразовательных предметов. Воспитание и обучение ребёнка с нарушением интеллекта находятся в тесном содружестве и взаимной связи, составляют процесс целостный при становлении личности детей, подготавливают детей к возможности самостоятельно жить и трудиться. При данной подготовке активно используется внеурочная система обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Список литературы

  1. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская. // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 15–18.
  2. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика: для ВУЗов / В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев. – М.: Дрофа, 2015. – 397 с.
  3. Диментшнтейн, И.П. Интеграция «особого» ребёнка / И.П. Диментштейн. // Особый ребёнок: исследования и опыт помощи. –2016. – Вып. №3. – С. 27–64.
  4. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
  5. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова и др. – М.: Наука, 2016. – 101 с.
  6. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 450 с.
  7. Филонова, Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Г.Н. Филонова. – М.: Академия, 2018. – 382 с.
  8. Формирование учебного интереса / под ред. А.К. Макарова. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail