УДК 37.013

Основные закономерности мирового развития оценки качества школьной информационно-образовательной среды

Велижанин Михаил Владимирович – студент Тюменского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрены основные закономерности мирового развития оценки качества школьной информационно-образовательной среды. Закономерности развития систем оценки. Изменение потребности в оценивании. Методология изучения эффективности информационно коммуникативных технологий.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информационно коммуникативных технологии , образовательные технологии.

На сегодняшний день для всего мира актуальной проблемой является достижения новых образовательных результатов путем информатизации школьного образования. Информатизация образования можно рассмотреть как отрасль, в которую требуются вклад инвестиций. Большинство стран имеют общую позицию по этому вопросу: они все больше инвестируют в информатизацию образования. В работе Kozma R. B. определены основные причины инвестирования в информационно коммуникативные технологии (далее – ИКТ) в ряде стран:

  • Обмену знаниями, развитию творчества, оказание
    содействие социальному развитию, укреплению культуры. Для повышения социальной сплоченности, обеспечения доступности к государственным услугам;
  • Развитие человеческого капитала и повышение производительности рабочей силы с целью экономического роста;
  • Для отчетности и поддержки образовательного менеджмента, с акцентом на компьютерные испытания и использование цифровых данных и управления систем;
  • Реформы образования, т.е. основные изменения учебных программ, изменения в оценки изменений и педагогики.

Также в этой работе определены основные стратегии в области ИКТ в ряде стран мира:

  • Обеспечение доступа школы, ресурсов, сетей для обучения, развитие необходимой инфраструктуры.
  • Подготовка кадров педагогического состава, является одним из важных условий для возможности использованию ИКТ в образовательной организации.
  • Педагогические подходы и учебные программы могут быть изменены
    для достижения соответствия изменениям в образовании на основе использования ИКТ.
  • Необходимая техническая помощь в административной, так и в педагогической области.
  • Обязательным условием является Развитие контента
    с целью содействия интерактивному потенциалу ИКТ в процессе учения и процессе обучения.

 Основными тенденциями к дальнейшему продолжению инвестиций сопровождается необходимостью в оценивании результатов информатизации. Исследователями был сделан вывод о том, что страны, которые уже имеют давнюю традицию использования чем те которые представлены в начальной стадии включения ИКТ в образовании имеют отличающиеся потребности в оценке. Например, изначально важно, чтобы все участники образовательного процесса имели доступ к программному обеспечению, а также к оборудованию и, чтобы они приобрели и постоянно совершенствовали необходимые навыки в области компьютерных наук. Что касается тех стран которые находиться в более поздних стадиях информатизации, то в них являются более важными другие соображения, такие как изменениями в образовательных программах, управление образовательными инновациями, а так же другие организационные перемены в школах, постоянная обучение и поддержка персонала.

Рассмотрим результаты наиболее комплексного международного исследования по проблеме эффективности использования ИКТ в школе и росте результативности новых образовательных результатов OECD (2008) New millennium learners: a project in progress. В данном исследовании есть убедительные доказательства о воздействии технологий на развитие познавательных умений, особенно в областях, связанных с невербальным мышлением и визуально-пространственными умениями.

Все доказательства о влиянии ИКТ на успеваемость являются спорными. ИКТ средства, могут быть использованы в разных методах и стратегиях. Также в результатах исследования отмечается, что анализ результатов PISA (2003) помогли выяснить обстоятельства, в которых убедительные заявления могут быть сделаны о корреляции между результатами образования и использованием ИКТ. В более чем в одном отношении, PISA показывает, что эта связь не является линейной, но чрезвычайно сложна. Следовательно, если это так, то не удивительно, что сложность ошибочно принимают за непоследовательность. Действительно, анализ показывает, что PISA есть слабые, но в целом позитивные отношения между академическими достижениями и использованием ИКТ в школе. Следует рассматривать выводы весьма осторожно. Лишь в четырех аспектах может быть установлена четкая корреляция:

  • Опыт работы: Учащиеся с опытом меньше года были способны решить только самые простые упражнения по математике из этого можно сделать вывод, что чем меньше опыта в использовании технологий, тем ниже результаты.
  • Уровень доступности к ИКТ: наибольшее количество обучающихся, которые имеют ограниченный доступ к ИКТ, получают результаты ниже среднего.
  • Степень уверенности в себе: обучающиеся, кто менее уверен в своей способности решать повседневные задачи в Интернете или на компьютере также имели худшие результаты , чем более уверенные обучающиеся.
  • Частота использования: Результаты анализа показывает, что учащиеся с умеренным использованием информационных технологий имеют лучшие результаты. Предположение, что более частое использование информационных технологий дает лучшие образовательные результаты, не подтвердилось практически во всех странах.

Анализ источников показал, что сами по себе ИКТ являются педагогически нейтральны. Сам факт использования ИКТ еще не дает гарантий результата. Их использование может улучшить образовательные результаты, а может и не произвести влияния вовсе. Важно то, как будут используются ИКТ. Поэтому при оценке качества информационно образовательной среды нужно учитывать реализацию стратегии использования ИКТ, планирование образовательных программ на основе ИКТ, распространение высоко результативных педагогических практик, оценку возможностей ИКТ и др.

Список литературы

  1. Kozma R. B. Comparative analysis of policies for ICT in education‘, in: J. Voogt and G. Knezek (eds), International handbook on information technology in primary and secondary education. New York: Springer. - 2008 [electronic resource]. – URL: http://robertkozma.com/images/kozma_comparative_ict_policies_chap ter.pdf. (date: 21.05.12).
  2. Trucano, M. Knowledge maps: ICT in education, Washington, DC: infoDev/World Bank, 2005. [electronic resource]. – URL: http://www.infodev.org/en/Publication.8.html. (date: 28.11.12).
  3. Цахаева А.А., Аминова Д.К. Психологическое исследование подростков с различным уровнем организации правового самосознания // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Том 2. №3. С. 201 – 206.
  4. Соловьева О.В., Савельев И.И. Образование как фактор повышения качества человеческого капитала // Обзор педагогических исследований. 2019. Том 1. №3. С. 25 – 32.
  5. Филатова О.Ф. Психологическая характеристика учебной мотивации // Обзор педагогических исследований. 2019. Том 1. №3. С. 33 – 39.
  6. Сокира Т.С., Ибраимова А.Б. Инклюзивное обучение как стратегический вектор модернизации образования // Russian Economic Bulletin. Том 2. №6. С. 11 – 17.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail