УДК 37.013
Интегрированный подход к развитию речи обучающихся с нарушением слуха
Мыльникова Елена Игоревна – учитель начальных классов Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г. Коврова для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей.
Аннотация: Интегрированный подход к развитию речи может обеспечить сознательность в построении высказывания и более высокую мотивацию в обучении.
Ключевые слова: обучающиеся с недостатками слуха, формирование речи, условия для совершенствования речи.
Обучающиеся с недостатками слуха нуждаются в специально организованном процессе формирования речи.
Нет целостной системы работы в разных сферах речевой деятельности, формирование речи проходит по отдельным направлениям. Дети-инвалиды лишены возможности полноценного общения со здоровыми людьми. Возникает проблема общения глухого ребенка со слышащими людьми.
Обучающиеся, которые имеют небольшие потери слуха, общаются с окружающими жестами, иногда устной речью только по требованию со стороны педагога, а в семьях общение происходит на уровне бытовых жестов и мимики.
В настоящее время около 65% детей с недостатками слуха имеют недоразвитие речи. При обучении устной речи следует оказывать индивидуальную помощь ребенку на каждом этапе работы над высказыванием.
Наилучшие условия для совершенствования речи создаются, если в речевой деятельности создавать ситуации, побуждающие ребёнка общаться. Таким образом, интегрированный подход к развитию речи может обеспечить сознательность в построении высказывания и более высокую мотивацию в обучении.
Необходимо стремиться, чтобы приблизить уровень развития обучающихся с нарушенным слухом к развитию слышащих детей, создать условия для наиболее полной их социальной адаптации в обществе
Развитие речи обучающихся происходит:
- на уроках развития речи,
- на общеобразовательных уроках,
- во внеурочное время,
- при общении детей с родителями.
В результате такой комплексной работы происходит восстановление целостности речевого развития.
В ходе развития разговорной речи предполагается научить обучающихся пяти видам речевой коммуникации:
- понимать обращения, выражать просьбу, желание;
- обращаться к окружающим по наставлению взрослого, а также по собственному желанию;
- отвечать на вопросы и задавать их;
- сообщать о работе;
- участвовать в диалоге.
При работе над развитием связной речи нужно стараться учить детей излагать свои мысли, чувства и желания в нескольких, строить развёрнутый монолог обо всём, что происходит в жизни.
На уроках развития речи:
- краткое обоснование действия, умение выразить просьбу, желание;
- обращение по заданию учителя, по собственному желанию;
- ответы на вопросы;
- использование логики мышления детей и её развитие;
- работа по картине;
- игровые упражнения для активизации речевого общения;
- упражнения в развёртывании диалогов.
На общеобразовательных уроках:
- умение выразить просьбу, желание;
- обращение к одноклассникам по заданию учителя,
- ответы на вопросы;
- упражнения в развёртывании диалогов;
- пояснение словесными средствами;
- расспрашивание учителя о предстоящей деятельности на уроке.
Во внеурочное время:
- в режимные моменты;
- на мероприятиях;
- на экскурсиях;
- на праздниках;
- в игровой деятельности;
- в общении детей с окружающими.
В общении детей с родителями:
- выполнение поручений и сообщение о выполненном действии;
- выражение просьб, желаний;
- обращение к окружающим;
- ответы на вопросы;
- участие в диалоге.
При общении детей с родителями возникают естественные ситуации для общения:
- во время прогулки,
- при просмотре телепередач, в магазине,
- в гостях,
- при уборке квартиры,
- во время обсуждения события,
- во время игры.
Интегрированный подход к развитию речи обучающихся с недостатками слуха будет интересен и полезен для учителей начальных классов общеобразовательных школ, родителей, обычных слышащих людей, которые заинтересованы в интегрировании людей с нарушением слуха в среду слышащих.
Список литературы
- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
- Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988.
- Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. М., 1989
- Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. Методика обучения русскому языку в школе глухих детей. М., 1991г.
- Головин С.Ю. «Словарь практического психолога», 1998г.
- Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха. Межвузовский сборник научных трудов. СПб., 1992.