УДК 37.013

Интегрированный подход к развитию речи обучающихся с нарушением слуха

Мыльникова Елена Игоревна – учитель начальных классов Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г. Коврова для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей.

Аннотация: Интегрированный подход к развитию речи может обеспечить сознательность в построении высказывания и более высокую мотивацию в обучении.

Ключевые слова: обучающиеся с недостатками слуха, формирование речи, условия для совершенствования речи.

Обучающиеся с недостатками слуха нуждаются в специально организованном процессе формирования речи.

Нет целостной системы работы в разных сферах речевой деятельности, формирование речи проходит по отдельным направлениям. Дети-инвалиды лишены возможности полноценного общения со здоровыми людьми. Возникает проблема общения глухого ребенка со слышащими людьми.

Обучающиеся, которые имеют небольшие потери слуха, общаются с окружающими жестами, иногда устной речью только по требованию со стороны педагога, а в семьях общение происходит на уровне бытовых жестов и мимики.

В настоящее время около 65% детей с недостатками слуха имеют недоразвитие речи. При обучении устной речи следует оказывать индивидуальную помощь ребенку на каждом этапе работы над высказыванием.

Наилучшие условия для совершенствования речи создаются, если в речевой деятельности создавать ситуации, побуждающие ребёнка общаться. Таким образом, интегрированный подход к развитию речи может обеспечить сознательность в построении высказывания и более высокую мотивацию в обучении.

Необходимо стремиться, чтобы приблизить уровень развития обучающихся с нарушенным слухом к развитию слышащих детей, создать условия для наиболее полной их социальной адаптации в обществе

Развитие речи обучающихся происходит:

  • на уроках развития речи,
  • на общеобразовательных уроках,
  • во внеурочное время,
  • при общении детей с родителями.

В результате такой комплексной работы происходит восстановление целостности речевого развития.

В ходе развития разговорной речи предполагается научить обучающихся пяти видам речевой коммуникации:

  • понимать обращения, выражать просьбу, желание;
  • обращаться к окружающим по наставлению взрослого, а также по собственному желанию;
  • отвечать на вопросы и задавать их;
  • сообщать о работе;
  • участвовать в диалоге.

При работе над развитием связной речи нужно стараться учить детей излагать свои мысли, чувства и желания в нескольких, строить развёрнутый монолог обо всём, что происходит в жизни.

На уроках развития речи:

  • краткое обоснование действия, умение выразить просьбу, желание;
  • обращение по заданию учителя, по собственному желанию;
  • ответы на вопросы;
  • использование логики мышления детей и её развитие;
  • работа по картине;
  • игровые упражнения для активизации речевого общения;
  • упражнения в развёртывании диалогов.

На общеобразовательных уроках:

  • умение выразить просьбу, желание;
  • обращение к одноклассникам по заданию учителя,
  • ответы на вопросы;
  • упражнения в развёртывании диалогов;
  • пояснение словесными средствами;
  • расспрашивание учителя о предстоящей деятельности на уроке.

Во внеурочное время:

  • в режимные моменты;
  • на мероприятиях;
  • на экскурсиях;
  • на праздниках;
  • в игровой деятельности;
  • в общении детей с окружающими.

В общении детей с родителями:

  • выполнение поручений и сообщение о выполненном действии;
  • выражение просьб, желаний;
  • обращение к окружающим;
  • ответы на вопросы;
  • участие в диалоге.

При общении детей с родителями возникают естественные ситуации для общения:

  • во время прогулки,
  • при просмотре телепередач, в магазине,
  • в гостях,
  • при уборке квартиры,
  • во время обсуждения события,
  • во время игры.

Интегрированный подход к развитию речи обучающихся с недостатками слуха будет интересен и полезен для учителей начальных классов общеобразовательных школ, родителей, обычных слышащих людей, которые заинтересованы в интегрировании людей с нарушением слуха в среду слышащих.

Список литературы

  1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
  2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988.
  3. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. М., 1989
  4. Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. Методика обучения русскому языку в школе глухих детей. М., 1991г.
  5. Головин С.Ю. «Словарь практического психолога», 1998г.
  6. Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха. Межвузовский сборник научных трудов. СПб., 1992.

Интересная статья? Поделись ей с другими: