УДК 378; 2

Методика преподавания теологии в высших учебных заведениях

Кальян Виталий Владимирович – студент магистратуры по направлению подготовки "Теология" Историко-филологического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.

Аннотация: В статье актуализируется проблематика разработки методологических оснований преподавания теологии в высших учебных заведениях. Автор подходит к рассмотрению проблемы путем выявления основных концептов методики, обусловливающих специфику образовательного статуса теологических знаний для современных обучающихся. В статье выявлены и охарактеризованы научные, религиозно-образовательные, культурно-образовательные, гражданско-патриотические, социальные основания методологии обучения теологическому знанию. Раскрыта интегративная функция содержания дидактико-методологических основ преподавания теологии для различных форм учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: вуз, обучающиеся, методика преподавания теологии, основания методики, современное образование, теологическое знание.

Условия современных социокультурных и духовно-нравственных реалий акцентируют внимание на увеличении проблем дегуманизации социальных отношений в обществе, а также поступательном разрушении основ духовного мировосприятия на основе нравственной идентификации личности, что безусловно ведет к нарушению формирования целостности существования человека и окружающей его действительности [4; 7].

Данная ситуация обусловливает необходимость усиления внимания для предотвращения подобных проблем на всех этапах социализации личности, особенно на ступени высшего образования, когда происходит формирование критического мнения человека по отношению к окружающей его обстановке, процессах, глубине смысла дальнейшего развития и существования.

На сегодняшний день вопросы гуманизации социальных процессов, явлений и способов их функционирования в окружающем мире становятся прерогативой исследований многих наук и междисциплинарных научных отраслей, которые зачастую обращают все внимание на религиозные представления о мире. В связи с этим, преподавание в высших учебных заведениях теологии как науки о вероучении и Божественной сущности мироздания занимает одну из важнейших ниш в формировании мировоззренческих основ будущих поколений на основе иных ценностей, а именно духовных, которые необходимо рассматривать как высшие в процессе саморазвития и самосовершенствования личности [4].

На современном этапе развития системы образования теология преподается в более чем 36-ти университетах Российской Федерации, что обусловливает необходимость разработки методик ее преподавания в соответствии с обновляющимися дидактико-методологическим перспективами и концепциями, которые были бы направлены как на восстановление традиций просветительской деятельности в высших учебных заведениях, так и отвечали бы обоснованности теологии как науки будущего, обращающей свой дидактический и культурный потенциал к сохранению национальных историко-религиозных канонов, формированию межнациональной и межкультурной толерантности современной молодежи, обращали бы качественно иное внимание социума на законы природы, гуманной жизнедеятельности человека, ценностей и смыслов духовного совершенствования в условиях технократической и цифровой цивилизации [3; 6].

Учитывая данные концепты, методика преподавания теологии в высших учебных заведениях должна быть направлена на трансляцию обучающимся:

-научных оснований теологии, регулирующихся методологией, принципами научного познания и заключающихся в системном формировании регулятивов научности, которая подтверждает фундаментальность теологии и ее значимость в зарождении, развитии и прогрессе многих научных отраслей; также необходимо отметить и тесную взаимосвязь, проявляющуюся в том, что понимание любого научного знания и концепций с позиций теологических императивов ни в коем случае не ограничивает осмысление многих процессов и явлений действительности, а, наоборот, увеличивает степень этой «свободы» за счет новизны и иного ракурса осмысления различных аспектов, которыми регулируется жизнедеятельность и сознание человека, а также законы природы и развития социума [4];

-религиозно-образовательных оснований теологии, заключающихся в развитии тесных связей и тенденций совместного сосуществования православной культуры, православного знания и сети образовательных учреждений на всех ступенях образования; в данном аспекте необходимо отметить, что перспективное развитие преподавания теологии привлекло к методике образовательного процесса своеобразную «подачу» теологического знания через призму Божественной Истины, что в настоящее время наиболее эффективно способствует сохранению и воспитанию человечности социума, гуманизирующих социальных отношений и взаимодействия с окружающей средой;

-культурно-религиозных оснований теологического знания, подчеркивающих культурные связи общества с историей, религией, национальными ценностями, которые способствуют объединению людей, наций, этносов на основе духовно-нравственных принципов, значимости теологических регулятивов в понимании национальной общности и единства; преподавание теологии с учетом культурно-религиозных основ помогает преодолеть многие преграды к проводящей роли настоящих культурных ценностей, которые важны сегодня при множественности распространения всевозможных молодежных субкультур; помимо этого, духовность и нравственность, транслируемые в рамках преподавания теологии, позволяют донести обучающимся интегративность религиозной культуры, запечатлевающей истинный смысл происходящего, а также как культурно-методологическую форму образовательного служения;

-гражданско-патриотические основания, представленные культурным и дидактико-методологическим потенциалом теологии в осознанном принятии ценностей вероучения, направленных на совершенствование жизни и деятельности личности, ее отношений к природе, Родине, людям;

-социальные основания теологии, соединяющие мир веры и мир жизни и развития общества через связь формирования потребности в истине, ее проявлении в собственном знании, собственной воле и, в дальнейшем, в собственном поведении и жизни в целом [1; 2; 5].

Говоря о методике преподавания теологии в современном вузе, необходимо отметить, что учет вышеизложенных концептуальных основ методики преподавания теологии может быть успешно реализован в любых формах учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Формы преподавания могут варьироваться от бесед и научных дискурсов до участия в форумах, конференциях, просветительской деятельности с привлечением интерактивных методов ведения образовательного процесса. Каждое основание, принятое для разработки более частных методик (изучения отдельных образовательных модулей, исследовательской деятельности и т.д.) необходимо реализовывать в рамках позиций непрерывного служения.

Список литературы

  1. Боков, Г. Е. Православное богословие, светское образование и наука в современной России: диалог, конфликт или автономия? / Г. Е. Боков // Манускрипт. – 2017. – № 12-3 (86). – С. 22-24.
  2. Бокова, О. А. Дискуссия о теологии в Российской высшей школе / О. А. Бокова, В. Д. Карандашов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – № 4. – С. 194-201.
  3. Выхованец, А. Е. Теология в светских и духовных учебных заведениях в современной России: компаративный анализ / А. Е. Выхованец // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 4 (12). – С. 26-29.
  4. Колесников, С. А. Современная теология и современная наука: перспективы сотрудничества / С. А. Колесников // Христианское чтение. – 2018. – № 5. – С. 73-84. doi:10.24411/1814-5574-2018-10109
  5. Мангилев, П. И. Богословское образование – важнейшая часть гуманитарного знания, не имея которой российское образование не может считать себя полноценным / П. И. Мангилев // Дискуссия. – 2016. – № 9 (72). – С. 6-14.
  6. Склярова, Т. В. Разработка и реализация программ религиоведческой и теологической подготовки студентов-будущих специалистов по связям с общественностью и социальных педагогов / Т. В Склярова, В. В. Гридина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2014. – № 2 (22). С. 177-185.
  7. Урбанович, Л. Н. К вопросу об актуальности педагогической подготовки студентов духовных школ / Л. Н. Урбанович // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2016. – 1 (40). – С. 17-26.

Интересная статья? Поделись ей с другими: