Цифровые технологии в государственном и муниципальном управлении России: проблемы и перспективы

Никоненко Наталья Дмитриевна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры Информационных технологий Южно-Российского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Лыкова Анна Михайловна – магистрант факультета Политологии Южно-Российского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье исследуется применение цифровых технологий, в том числе, сквозных, с точки зрения повышения эффективности государственного и муниципального управления. Сквозные цифровые технологии рассматриваются в контексте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Обозначены возможные препятствия, которые могут возникнуть при внедрении данных технологий. Приводятся примеры использования цифровых технологий на государственном и муниципальном уровне. Подчеркивается важность наличия отечественных решений.

Ключевые слова: цифровые технологии, сквозные технологии цифровой экономики, органы государственной власти, местное самоуправление, экспериментальный правовой режим, «цифровой двойник» города, суперсервисы, моносервисы.

Государственное и муниципальное управление будет трансформироваться до 2024 года в контексте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Заметим, что переход к Сервисному государству 2.0 и реализация платформенного подхода в управлении не представляется возможной без использования сквозных цифровых технологий. Созданию и развитию сквозных цифровых посвящен отдельный федеральный проект «Цифровые технологии». Учитывая особое значение и важность такой сквозной цифровой технологии как искусственный интеллект, согласно поручению Президента Российской Федерации его выделили в отдельный федеральный проект «Искусственный интеллект». Кроме того, сквозные цифровые технологии упоминаются и в остальных федеральных проектах национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Цифровые технологии достаточно быстро развиваются, появляются новые и очень часто при внедрении новых технологий возникают трудности, связанные с тем, что законодательная база может отставать в связи с быстротой появления технологий. Следовательно, могут возникать сложности с внедрением цифровых технологий. Выход из сложившейся ситуации дает принятый Закон о регуляторных «песочницах» (подробнее [1]), который вступит в силу 28 января 2021 года. Принятие данного закона, особенно в период пандемии, имеет большое значение. Примечательно, что экспериментальный правовой режим может вводиться не только по инициативе органов власти, но и по инициативе предпринимателей, в том числе и индивидуальных, при условии выполнении требований законодательства [1]. Таким образом, принятие данного Закона и вступление его в силу даст дополнительный импульс к развитию и внедрению сквозных цифровых технологий, а также повысит уровень взаимодействия между государством и бизнесом. Заметим, что реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – Программа) не является возможной без взаимодействия государства и бизнеса, примером которого является государственно-частное партнерство.

Рассмотрим сквозные цифровые технологии в управлении. Исследование начнем с искусственного интеллекта, поскольку ему посвящен отдельный федеральный проект. Помимо федерального проекта в Российской Федерации есть Концепция регулирования искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года (далее – Концепция). Заметим, что данная Концепция более подробная, чем европейская (подробнее о Концепции в [2]). Напомним, что каждое ведомство должно создать дорожные карты по внедрению искусственного интеллекта. Минцифры подготовило предварительный список проектов, связанных с нейросетями, которые будут внедряться в государственных органах в 2023-2024 годы, а также руководители цифровой трансформации представили те проекты, которые уже используются. Например, МЧС показало систему искусственного интеллекта для прогнозирования уровня воды, температурных аномалий, планирует использование системы анализа изображений с целью выявления пожаров, ДТП, разрушений. Минздрав с помощью искусственного интеллекта планирует выявлять опухоли различного генеза и признаки COVID-19 на КТ-изображениях, что позволит эффективнее проводить предупреждение заболевания и лечение пациентов. Чат-боты все больше используются в управлении. Есть примеры использования и в МФЦ (лидер – Калининградская область). Так, Минпромторг планирует использовать чат-бот для консультации пользователей по мерам поддержки. Однако в связи с пандемией расходы на федеральный проект будут урезаны.

1

Рисунок 1. Распределение инвестиций в искусственный интеллект по отраслям.

Использование систем информационной безопасности в государственном секторе является перспективными наиболее часто используемым. По итогам 2019 года расходы по сферам деятельности, имеющих наибольшее число инвестиций представлены на рис.1. Как видно из рис.1, по объему инвестиций государственный сектор находится на четвертом месте. Помимо обеспечения информационной безопасности, системы искусственного интеллекта применяются для взаимодействия с гражданами.

Кроме того, искусственный интеллект является одной из основных технологий информационной инфраструктуры «умного» города и «цифрового»

региона (федеральный проект «Цифровой регион», проект Минстроя «Умный город» - направлен на цифровизацию и трансформацию городской среды за счёт технологий больших данных, машинного зрения, блокчейна, искусственного интеллекта (сквозные цифровые технологии) и других технологий, проект «Цифровой город»), а значит, играет важную роль в развитие муниципалитетов и эффективном управлении ими. Если рассматривать реализацию концепции «умного» города, то искусственный интеллект применяется и в «умном» ЖКХ, «умном» транспорте, здравоохранении, обеспечении безопасности и общественного порядка, образовании и так далее. 

Однако искусственный интеллект используется не как отдельная технология, а совместно с другими. К таким технологиям относятся большие данные, Интернет вещей (сквозные цифровые технологии) и облачные технологии. Использование больших данных совместно с системами искусственного интеллекта показало свою эффективность, кроме того, внедрение Интернета вещей, например, в рамках «умного» города предполагает совместное использование с технологией больших данных и облачных технологий. Отметим, что используются сквозные цифровые технологии и при создании «цифрового двойника» города. Планируется введение «цифровых двойников» для городов с населением более 100 тыс. человек. Планируют создание «цифрового двойника» Москва, Санкт-Петербург и другие (подробнее в [3]). Использование больших данных позволяет обеспечить безопасность в городах и соответствующие службы и ведомства оперативнее реагируют на ситуации или предупреждают их. Кроме того, будут использованы технологии больших данных и искусственного интеллекта для обработки результатов Всероссийской переписи населения в 2021 году.

Заметим, что среди облачных сервисов в государственном секторе является наиболее востребованным SaaS. SaaS является одной из основ для общего информационного пространства на всех уровнях. Развитие информационной инфраструктуры для обеспечения эффективного управления должно быть реализовано с помощью импортозамещающих технологий. Сейчас существует возможность включения в Единый реестр того программного обеспечения, которое предоставляется по модели SaaS.

Эффективно осуществлять муниципальное управление позволяют блокчейн-технологии и в перспективе сети 5G (сквозные цифровые технологии). Однако они используются и на государственном уровне. Примером использования блокчейн-технологий для управления муниципалитетами является использование данной технологии в «Активном гражданине» и управлении городскими системами в Москве. Отметим, что пандемия ускорила внедрение данных технологий во всех областях государственного управления. Так, ФНС запустила блокчейн-платформу для выдачи беспроцентных кредитов малому и среднему бизнесу в конце апреля 2020 года.

Интернет вещей является драйвером развития технологий 5G. Эти технологии является перспективными в государственном и муниципальном управлении. Заметим, что необходимо, чтобы создаваемая экосистема была отечественной.

Таким образом, внедрение цифровых технологий, в том числе и сквозных, повышает эффективность управления как на государственном уровне, так и на уровне муниципалитетов. Внедрение цифровых технологий позволяет повысить уровень взаимодействия между государством и гражданами, государством и бизнесом. Сквозные технологии повышают качество жизни граждан, особенно за счет появления новых технологий в сфере здравоохранения, что является особенно актуальным в период пандемии. Заметим, что сквозные цифровые технологии являются инструментарием для трансформации государственных информационных систем в цифровые платформы. Более того, субъекты Российской Федерации активно используют цифровые технологии при реализации суперсервисов и моносервисов. Например, в Республике Татарстан запускаются платформы-суперсервисы, в Ростовской области разрабатывают суперсервисы и моносервисы. Отсюда, эффективность управления существенно возрастет. Сквозные цифровые технологии применяются и при создании «цифрового двойника» города. Наличие «цифрового двойника» города позволяет осуществлять аналитические прогнозы и моделировать поведение различных субъектов, что позволит осуществить синхронизацию управления различными системами города. Кроме того, необходимо эффективно расходовать бюджетные средства, оптимизировать расходы. Однако необходимо, чтобы используемые технологии были защищены как в понимании обеспечения информационной безопасности в целом, так и реализации концепции импортозамещения в сфере информационных технологий.

Список литературы

  1. Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ. СПС КонсультантПлюс.
  2. Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года: распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 N 2129-р// "Собрание законодательства РФ", 31.08.2020, N 35, ст. 5593.
  3. Объекты городской среды Санкт-Петербурга (ГИС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:Объекты_городской_ среды_Санкт-Петербурга_(ГИС), свободный. – (дата обращения: 20.12.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: