Язык и стиль современных средств массовой информации и социальных сетей: теоретические и прикладные аспекты

Растегари Сайедэбрахим – аспирант кафедры Международного права Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Бахадиванд Чегини Захра – магистрант кафедры Журналистики Филологического факультета Башкирского государственного университета.

Аннотация: Актуальность темы исследования заключается в том, что сегодня в обществе одно из важных значений имеет анализ языка и стиля современных средств массовой информации, а также социальных сетей. Важность языка и стиля в СМИ и соцсетях состоит ещё и в том, что современное общество трансформируется в информационное, где на первое место выходит цифровизация и Глобальная сеть Интернет, где реальное общение заменяет виртуальное. Язык и стиль, в аспекте виртуального общения, требуют изменений, которые будут уместны именно для электронных СМИ и социальных сетей.

Ключевые слова: язык, стиль, средства массовой информации, социальные сети, современное общество, коммуникации.

На сегодняшний день в мире очень важное значение имеют средства массовой информации, а также социальные сети, которые в последнее десятилетие набрали особую популярность не только среди молодёжи, но и других категорий российского общества. Необходимо отметить, что СМИ определяют языковую и стилистическую среду коммуникации. На данный момент средства массовой информации играют большую роль в современном обществе, так как они воздействуют не только на культуру, но и на стиль мировосприятия человека.

Основной формой коммуникации масс-медиа является язык. Кроме того, не менее важное значение имеет анализ языка и стиля современных средств массовой информации, а также применение этого аспекта в научной практической деятельности.

В настоящее время СМИ активно развиваются и изменяются, так масс-медиа практически уже перешло на новый уровень цифровизации, где основное их распространение протекает в сети Интернет. Масс-медиа тесно взаимодействует с социальными сетями, которые являются очень популярным видом виртуального общения среди населения мира. Так, в отдельных группах социальных сетей очень часто публикуются небольшие статьи, объявления и другая информация. Всё это вызывает необходимость использования грамотного русского языка и подбора правильного стиля речи.

Современный язык СМИ представляет собой комплекс информационных сведений, который формируется и публикуется журналистами в каких-либо научных работах. Другими словами все информационные сведения – это тексты со своими лингвостилистическими особенностями [5].

В трудах отечественных авторов рассматривается достаточно много определений языка СМИ. Так, журналист Коханова, Л.А. в своих работах, пишет: «...под языком СМИ понимается особая система знаков смешанного типа с определенным соположением вербальных, визуальных и аддитивных компонентов, обладающих отличительными свойствами для каждого из средств массовой информации: печати, радио, телевидения, сети Интернет». [3]

Классическим видом СМИ сегодня являются печатные издания, например газеты и журналы, несмотря на то, что данный тип может в скором времени замениться полностью на электронную версию. Однако газеты и журналы всё ещё популярны в обществе, и проявлением культуры речи масс-медиа считается язык печати. В связи с этим, наиболее актуальным будет проведение практического исследования языка и стиля печатных изданий, в частности газет. Нужно отметить, что в последнее десятилетие была осуществлена демократизация общества и другие экономические процессы, которые существенно повлияли на язык СМИ. В целом, язык СМИ направлен на повышение грамотности населения и распространение русского языка. Однако, при этом, существует и ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на современное общество. Например, одной из проблем является наличие ошибок в газетах и журналах, а в телепередачах всё чаще транслируется неграмотная русская речь, с употреблением нецензуры. Данный факт накладывает отрицательный отпечаток на русский язык, непроизвольно изменяя его в негативную сторону.

Если рассматривать современные СМИ, в контексте цифровых технологий, то там также наблюдаются различные речевые отклонения. Например, как показывает российская практика, существуют недостатки в произношении русского слова, которые заключаются в неправильном акценте и интонации. В интонационных манерах масс-медиа всё чаще использует английскую речь. Кроме того, русский язык всё чаще пополняется словами заимствованными словами из английского языка, что считается в современном обществе модным и престижным. Даже названия российских телепередач имеют иностранное название, например: «Talk», «Comedy Club», «Comedy Woman», «Review», «Stand Up» и другие.

В современной речевой практике также существуют грамматические и лексические изменения, которые возникли под воздействием социальных и политических факторов. Данные факторы оказали негативное влияние на морфологию и число русских слов, что в последствии привело к трансформации их содержания. Так, например, раньше в масс-медиа и языке, такие слова как банк, бюджет, правительство, не употреблялись во множественном числе, а сейчас они перешли к обычному числовому распределению.

В системе языка современных средств массовой информации ведущее место занимает стиль. При написании статей для газет и журналов, как правило, используется публицистический стиль, который во многом превосходит художественную речь.

С каждым годом язык и стиль современных СМИ трансформируется и совершенствуется, а также появляются новые средства выразительности. Учёные считают, что язык современных средств массовой информации занимает лидирующие позиции среди других стилей речи, так как он распределяет в своей структуре все ресурсы, которые в совокупности образуют единый образ национального языка.

Язык и стиль имеет специфические особенности при общении в социальных сетях. Их специфика заключается в том, что там очень часто используется молодёжный сленг, смайлы, «капс» и т.д. [1]

Молодёжный сленг – это такая форма языка, при употреблении которой индивид пытается показать свою резкость и даже дерзость. Язык, в данном аспекте, отражает внутреннее ощущение молодых людей, которые они хотят передать наиболее ярко.

Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику, возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки также имеет:

  • индивидуальные языковые особенности;
  • игровые условия виртуального пространства;
  • приближение коммуникации к игре. [2]

В качестве наглядных примеров молодёжного сленга, используемого в социальных сетях, приведём следующие слова: «валяй – говори», «все в шоколаде – все хорошо», «гнать – врать», «догонять – понимать», «ништяк – хорошо», «отстой – ерунда» и т.д.

Для проявления эмоций, в социальных сетях были придуманы смайлы, которые получили широкое распространение среди всех общающихся в соцсетях. Основная задача смайликов передать эмоциональный окрас отношения автора к прочитанному тексту, или наоборот отправляемому сообщению другому лицу. Однако конкретное эмоциональное состояние личности смайлы передавать не могут. В российской практике, был проведён эксперимент присвоения и закрепления за конкретным смайликом эмоционального состояния, однако к ожидаемым результатам это не привело.

Следующим языковым инструментом, при передаче информации в социальных сетях, является использование «капс», другими словами это кнопка «CapsLock» на клавиатуре технического средства. Суть использования «капс» заключается в том, чтобы написать слово или фразу заглавными буквами, что означает повышение голоса на индивида [4].

Результаты исследования показали, что современный мир и новый стиль жизни общества вызывает необходимость разработки нового языка и стиля коммуникации, или же оптимизации старых языковых средств. Необходимость создания нового языка и стиля обусловлена в первую очередь активными тенденциями развития современного общества, которое постепенно трансформируется в информационное. Здесь на первый план выходит язык и стиль общения в Интернете, который существенно отличается от живого общения в реальности.

Таким образом, можно сделать вывод, что язык и стиль средств массовой информации и социальных сетей играет очень важную роль в коммуникациях современного общества. Как выяснялось, средства массовой информации развиваются и меняются быстрыми темпами. Поэтому основной площадкой СМИ, как и социальных сетей является Интернет. Это вызывает необходимость внесения изменений в язык и стиль коммуникации, так как Интернет ресурсы являются виртуальной площадкой, и значительным образом отличаются от реального общения.

Список литературы

  1. Алдашева, Г.Б. Об особенностях языка средств массовой информации / Г.Б. Алдашева // Филология. – 2015. – № 2. – С.7-12.
  2. Горошко, Е.И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры / Е.И. Горошко // Наука. – – 32 с.
  3. Коханова, Л.А. Трансформация языка современных СМИ под влиянием Интернета / Л.А. Коханова // СМИ и массовые коммуникации. – 2017. – № 2. – С.3-6.
  4. Матусевич, А.А. Общение в социальных сетях: прагматический, коммуникативный, лингвостилистический аспекты характеристики: монография / А.А. Матусевич. – М., 2016. – 54 с.
  5. Шарафадина, К.И. Язык и стиль СМИ: учебное пособие / К.И. Шарафадина, Н.С. Зеленкина. – СПб. : СПбГУП, 2016. – 228 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail