УДК 373/8-74

Влияние красноречия на жизнь человека

Мураталиева Уркуя Тойчуевна – старший преподаватель кафедры Государственного языка Ошского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается роль слов и их современное значение в жизни человека. Семантика красноречия в общении основана на том, что она состоит из готовых высказываний в «позитивном» смысле, и широко используется среди населения в смысле «благословения». В целом, философская вариация слова, обладающего таким значимым свойством, что под религиозными понятиями подразумевается не только совокупность мистических идей, но и ряд лексико-семантических понятий, широко используемых в народе. Поэтому человек, произносящий благословление, мастер речи, четко выражающий мысли, умеет четко и ясно выражать пожелания родителей, с указанием на то, что он мог бы благоприятно вариировать систему мышления при ориентировании заранее известных народу риторических высказываний на конкретного человека. Речь идет о действиях, способных пропагандировать игру исполнителей ритуала, полностью отражая качества, которыми обладает человек.

Ключевые слова: красноречие, значение слова, благословение, благодарность, устаревшие взгляды, ритуалы, мысли.

Значение роли слова в жизни человека ученые изучают еще с древних времен. Однако со временем мнения, высказанные ими, обновляются, и некоторые из них совершенно отошли от изначального смысла, а некоторые свойства сохраняются без изменений. В семантику слова, не утратившего такого значения, в целом входят “положительные” и “отрицательные” толкования. В целом, мы знаем, что кыргызы “красноречие”, типизируют до сих пор на “положительные” и “отрицательные” слова среди народа, придавая им единое значение, состоящее из широко употребляемых слов, выражений и коротких словосочетаний. Эти слова связаны с историей народа насколько, что до сих пор еще не утратили своего значения. При их использовании мы видим, что кыргызы, хотя и углубили семантику по некоторым направлениям, в настоящее время слова не лишены своих коренных свойств.

Известно, что в древности человек верил в “слово как в живое явление, которое могло достичь человека в таком смысле и с такой силой, в каком было направленно" [1 С.393]. Такое явление сохраняется и сегодня среди народа. Поэтому, иногда, во взаимоотношениях, красноречие использовалось в разговорной речи в качестве готового выражения, а иногда имело место как образу мыслей, передающий смысл слова, иногда как ментальные понятия, углубляющие смысл речи, превращали их в правила коммуникации в жизни человека. Хотя каждый человек пользуется такой услугой речи в речи и разговоре, оценка его места в жизни человека в целом сводится к понятиям в рамках риторических высказываний в “положительном” и “отрицательном” смыслах.

Семантика красноречивой речи, выраженная во взаимном общении, состоит в созданной системе отражения того, что занимает в жизни человека – в том, что “положительное” состоит из приятных человеку готовых высказываний, которые он обобщил с такими понятиями, как “благословение”, “благодарность”, которые широко используются среди населения, и “отрицательное” значение “проклятия” -совокупность слов, выражающих отрицательное мнение. Несмотря на то, что в настоящее время такие слова кажутся риторическими выражениями, выражающими внутреннее чувство обычного человека, его отношение к ситуации, древняя природа каждого из них отражает народное убеждение в том, что слово “живое”, в каком направлении оно выражает мысль, безусловно, его значение может быть обращено в ту сторону, в то же время доведя до сегодняшнего дня веру в то, что действие, касающееся реализации именно такого содержания, может быть осуществлено в нескольких вариантах. Красноречие всегда рассматривалась вместе с общественно-социальными интересами, в связи с тем, что оно охватывало все сферы жизни народа, ее значение было закреплено в обрядах, которые не были доступны каждому человеку в полной мере, в то же время имели саркастические представления, сохраняли магические свойства. Интересно, что красноречие или риторические фразы, сопровождаемые такими обрядами, до сих пор не утратили своего значения.

На первый взгляд “трудно встретить человека, который никогда не верил внутреннему содержанию таких высказываний, воспринимая их как старое понятие. Особенно в советское время, когда вместо изучения таких семантических значений слова, рассматривали его как “магическое явление людей древности, живущих на самой низшей ступени культуры” и не понимали его “скрытых тайн”.На основании этого и возникла вера в волшебные слова. По мнению древних людей, магические слова оказывают какое-либо влияние на внешний мир. В связи с этим для избавления от несчастных случаев в своей жизни или для облегчения труда употребляли слова различного значения” [2 С.51]. При этом, очевидно, что данная мысль имеет действительность, но она не может в полной мере раскрывать магические значения, которые используются и сейчас в народе. Исторически сложилось так, что в то время, когда понятие народа в древности было “малосведущим”, малым знанием, оно занимало очень влиятельное место и не потеряло своего значения среди населения и сегодня, не оставаясь в рамках определений, дающих такое понятие, как истина сама по себе, необходимо по-новому взглянуть на семантику таких риторических высказываний.

Так как эпоха сменяется и общественное развитие использует все отрасли науки и техники в реальной жизни, становится очевидным, что именно такие правила выражения, которые первые люди использовали для защиты от “жестокой природы”, не утратили влияние и на эту риторику. Мы часто становимся свидетелями того, что происходящие в этом направлении явления зависят от сознания человека, и когда мы видим, как природа воспринимает себя как нечто живое, и человек не теряя до сих пор сущности веры в Луну, Солнце и Создателю с целью защиты от различных бедствий, которые невозможно представить себе, поклоняется обновленной Луне произнося риторическое высказывание, которое звучит как: “Из месяца в месяц, из года в год переведи в благополучии”. Не стоит воспринимать это как запоминающееся действие, когда кто-либо видит Луну.Такие риторические высказывания, если бы не было искреннего отражения внутреннего чувства (например, поклон Луне), с полным соблюдением ритуальных правил, ранее применявшихся для выражения в пределах, требуемых для адаптации к условиям такого ритуала, были бы забыты до сих пор.

Подход к такому явлению с разных точек зрения является общечеловеческим. Поскольку каждая точка зрения связана с реальной жизнью, она всегда сохраняет стремление опираться на ее конечное понимание, исходя из оценки магических свойств слова, рассматриваемого на каком-либо основании. Так как одно из таких начинаний непосредственно касается веры человека, то работа по предметизации смысла слова сводится к самому Творцу, и на сегодняшний день существует множество идей, доказывающих, что с целью воздействия на душевный мир человека создаются религиозные учения, которыми руководствуются слово, Его соответствующие свойства, сила слова, различные идеи, направленные на его творений. Если учесть, что такие понятия могут издавна выходить из народной жизни, то, объединяя понятия “владения” душевным миром человека, выработав их в дальнейшем, как правило (шариат), его обязательное исполнение людьми и сегодня активно действующее обеспечение понятий, непосредственно связанных с судьбой человека в употреблении этого слова, пример несостоятельности в одностороннем порядке и легко решить проблему, сохраняя при этом веру человека в магию слова. В целом, философская вариация слова, обладающего таким значимым свойством, как религиозные понятия, не только включает в себя мистическую идею, но и дает ряд лексико-семантических понятий, широко используемых в народе.

Один из них – обряды, которые сейчас также не теряют своего места среди населения.В частности, если бы обряды “подражали” нужному слову и исполняли то, что желал человек, то Бог дал бы ему понять в его глубоком смысле, и человек посредством таких же слов, выражений или слов из песнопений “доводил бы до уха Божия” и делал бы его работу по спасению от бедствий, постигаемых кем-либо, с помощью различных ритуалов. В связи с тем, что они используются с древнейших времен, в советское время такие понятия, которые широко использовались в народе, пытались связать с религией и объяснить на многих примерах, что только в очень низком сознании человека такое положение вещей может быть выше. Несмотря на то, что в интересах того времени были проведены исследования в ряде научно-философских направлений, призывавших не верить таким значениям слова с одной стороны, а с другой, нельзя не отметить, что все обряды, непосредственно связанные с человеческими слабостями, применялись в повседневной жизни. В связи с последующими научными открытиями, приводящими убедительные доказательства происхождения Земли, зарождения Солнца, различных явлений во Вселенной и объясняющими, как формируется физическое движение в галактике, следует отметить, что вера в силу слова сохранена среди народа, особенно когда его семантика, сохраняющаяся в обрядах, “подчинена” и люди активно участвуют в попытках его использования, не говоря уже о правильном или неправильном. Правда, учитывая, что наши предки часто воспринимают такие обряды как правильную точку зрения, определение того, что “зародилось в период, когда природа еще не в полной мере осознала явление", в последующее время, религиозные обряды, связанные с религией среди населения, дают этому полный пример. [3 С.17]. В условиях, когда мы связываем такие действия с религиозными убеждениями и не полностью зависим от них, очень часто встречаются обычаи, которые широко используются в народе. Вера в то, что она руководила жизнью человека с рождения и до самой смерти и если не использовать ее в свое время, может иметь большое влияние на его жизнь, человеческую природу, судьбу “записанную на лбу”, будущую жизнь, счастье, свое место, даже на то, чтобы стать образованным человеком и иметь авторитет среди населения сохраняется в полной мере. Так, к примеру, если новорожденному не возглашать азана, то он может “не сказать” свое имя “в том мире”, и в следующем, заметим, что в мечетях усилилась традиция давать имя “возглашением азана”.В условиях возрастания влияния религиозных обрядов среди населения, боязни “не войти в рай”, когда предстанешь перед Богом, если не было правильного имени, среди людей стали появляться и правила “обрезания”, когда ранее поставленное родителями имя (например, Мирбек) было изменено во время обрезания. Очевидно, что влияние религиозных организаций в этом сообществе усилилось. Однако в этом смысле усиление лексико-семантических явлений в социальной сфере опровергает утверждения о том, что слово “зависит от магического понятия, присущего древнему времени”, что его активные свойства напрямую зависят от убеждений человека. [3 С.19]. При этом, поскольку верование в значение слова во многом зависит от его влияния на жизнь человеческого ребенка, всегда, по крайней мере имелось желание быть впереди, среди знаменитостей, богатых и состоятельных людей, желание быть хозяином жизни, объясняет стремление к полному выполнению не только религиозных убеждений, но и традиционных обрядов, которые используются в течение жизни для достижения своего уровня, обязывает родителей выполнять обряды, имеющие отношение к судьбе ребенка.

К таким обрядам, наряду с народными обрядами, относятся и “жентек” (угощение, устраиваемое по случаю рождения ребёнка), “бешикке салуу” (обряд по укладыванию ребенка в колыбель), “тушоосун кесип коюу” (разрезывание пут).

Известно, что по убеждению кыргызов, если “путы не были вовремя разрезаны”, то в разных жизненных ситуациях он страдал от “ошибочного пути”, даже при незначительных моментах допускал много ошибок в своей жизни, в судьбе “написанного на лбу”. В народе родители, заботящиеся о счастливой жизни своего ребенка, используют риторические выражения, которые всегда и широко употребляются в значении “бата берүү” (“дать благословение”), как одно из магических понятий, которое передается из поколения в поколение. Интересно, что иногда мы сталкиваемся и с тем, что судьбы тех, кто не совершал таких обрядов, оказались в очень плохом состоянии. По этой причине любой, кто неравнодушен к судьбе своего ребенка, старается совершать какие-либо ритуалы, а именно убеждается в том, что в положительном или отрицательном отношении слово может иметь прямое отношение к судьбе человека.

Например, несмотря на то, что традиция “тушоо кесуу” в основном сопровождается выполнением определенных действий в соответствии с правилами, важное место в ней занимают риторические высказывания, содержащие благословение народа ребенку и его пожелания на будущее.В частности, каждый из его участников может высказать свои добрые пожелания ребенку, у которого “разрезают путы”.Но родители ребенка не удовлетворяются этим, они стараются получить благословение того, кого они уважают, чтобы их ребенок был “похож” на кого-то по своей судьбе. Человек, который благославляет, должен обладать не только личными качествами, которые могут служить примером для других, но и четко излагать свое мнение, т. е. быть образцом для подражания, можно заметить, что родители были заинтересованы в том, чтобы их ребенка благословил аксакала села, чья судьба была примером для других. Как говорится в пословице “Сыныктан башканын баары жугуштуу” (эквивалент “С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь”), люди верили, что со смыслом упомянутого риторического слова образцы того, что имело место в судьбе того человека может повторится и с их ребенком и это верование занимает важное место.

Если мы обратим внимание на противоречивые обряды, то и сейчас встречаются случаи, когда кыргызы приносят жертвоприношение, чтобы избежать несчастного случая. Если брать в общем национальном значении сохранение от различных стихийных бедствий (наводнения, землетрясения, случайные пожары и т.д.), не повторения природных катаклизмов и приносят ритуалы “жертвоприношения”, которые до сих пор не утратили своего значения среди народа, и отдельно человек, чтобы избежать повторения чего-то, что произошло в смысле “избавления от несчастья” считает хорошей приметой дать “Кудай тамак” (“Божью пищу”).В этом случае сохранение в народе таких обрядов, как “распространение девяти токочов(лепешек)”, “стукать (больного) лёгкими”, “милостыня”, исполнение которых в гражданском обществе имеет место, свидетельствует о том, что такие верования, как избавление от случайного бедствия, действуют не в смысле повторения случайного ритуала, а во время его исполнения обязательно, через риторические выражения. При этом многие личности опасаются его неисполнения, так как чувство непосредственного отношения к совершенным действиям и выраженным в нем риторическим высказываниям имеет место в душе каждого гражданина. В то же время бывают случаи, когда они не выполняются своевременно и повторяются. Это еще больше укрепляет доверие народа к давно применяемым обычаям и верованиям.

Отметим, что у таких обрядов есть свои “авторы”, которые, хотя каждый человек может исполнить их самостоятельно, зачастую реализуют их на своем уровне. Можно заметить, что высокий уровень совершаемых обрядов зависит и от значения используемых в них риторических выражений. Поэтому человек-говорящий, мастер слова, четко выражал свои мысли, умел грамотно излагать известные народу риторические высказывания, умел грамотно выстраивать систему мышления, ориентируясь на конкретного человека. Заключение должно содержать действия, в которых достигнуто четкое, ясное выражение родительских желаний, предложения динамичны, основной акцент делается на ритуальных последствиях, которые человек приобретает, с полным отражением приобретаемых свойств, с возможностью пропаганды мнения исполнителей обрядов.

Несмотря на то, что эти слова влияют на воображение как демагогическое средство в момент их произнесения, то есть полностью убеждают присутствующих в нем лиц в том, что такие предложения отличаются от совокупности слов и выражений, обладают сверхъестественными свойствами, определяющими судьбу человека и способны притягивать к себе других, и насыщенные ментальными мыслями, влияют на душевный мир кого угодно.

Список литературы

  1. Кыргыздар: он төрт томдук 14-том, 313-бет 393 б.
  2. Ырымдар жана жарымдар. – Китепте: Кыргыз элинин оозеки чыгармачылык тарыхынын очерки. – Ф.: Илим, 1973,51-бет./ (Приметы. – В кн. Очерк истории устного творчества кыргызского народа. – Ф.: Илим, 1973. – стр. 51)
  3. Петров Д. Ю, Борейко В.Н. Слово магии : Диалог о языке и языке. - М.ПРОЗАиК, 2012, стр. 17.

Интересная статья? Поделись ей с другими: