gototopgototop

УДК 339.54

Регулирование внешнеэкономической деятельности в России и за рубежом

Артамонова Ирина Александровна − кандидат экономических наук, доцент кафедры Учета и внешнеэкономической деятельности Института экономики и права Курганского государственного университета.

Аннотация: В настоящее время повсеместно возрастает роль внешнеэкономической деятельности экономических субъектов, связанной с осуществлением экспорта и/или импорта товаров (работ, услуг). Регулирующую функцию, а также обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования обеспечивают таможенные органы Российской Федерации, в лице ФТС России и ее структурных подразделений на местах. Контроль осуществляется в отношении товаров, перемещаемых участниками ВЭД в рамках внешнеторговых контрактов. В данной статье рассмотрены особенности таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС, а также за рубежом. Актуальность темы данного научного исследования заключается в том, что в настоящее время ВЭД занимает одно из наиболее приоритетных направлений во внешней политике страны.

Ключевые слова: Внешнеэкономическая деятельность, таможенные органы, регулирование, запреты, ограничения, ЕАЭС, мировое хозяйство.

Введение

В современном мире для того, чтобы страна могла успешно развиваться необходимо функционирование эффективных внешнеторговых отношений, которые будут способствовать ее интеграции в мировое хозяйство. В этих условиях важное значение приобретает механизм государственного регулирования ВЭД. Данный механизм представляет собой институциональных образований, способствующих реализации внешнеторговой политики государства, обеспечению взаимосвязей с иностранными контрагентами. В связи с тем, что экономика каждого государства все больше вовлекается в международную специализацию и становится составным элементом глобализации хозяйственной жизни. Это приводит к тому, что цели механизмы государственного регулирования ВЭД постоянно изменяются [1, 2, 3]. Несмотря ни на что, в приоритете остаются такие цели, как:

  • защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;
  • использование внешнеэкономических связей для развития экономики;
  • повышение качества отечественной продукции (путем приобретения новых технологий, лицензий и т. п.);
  • создание условий доступа отечественных товаропроизводителей на международные рынки путем оказания содействия со стороны государственных органов власти и кредитно-финансовых институтов;
  • создание и поддержание благоприятных взаимоотношений с иностранными государствами и международными (межгосударственными) организациями.

Потребности в расширении национального экспорта, правила и условия международной торговли, межгосударственные соглашения определяют границы государственного регулирования ВЭД [4, 5, 6].

Методы

Механизм государственного регулирования ВЭД в России реализуется с помощью использования определенных методов, которые предусмотрены в 

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности – методы, посредством которых осуществляется государственная внешнеторговая политика Российской Федерации.

Результаты исследований

Одним из основных инструментов государственного регулирования ВЭД является таможенно-тарифное регулирование. Его главной целью выступает оптимизация процессов импорта и экспорта через установление таможенных тарифов. Таможенное регулирование ВЭД в Российской Федерации производится на уровне ЕАЭС и базируется на Таможенном кодексе ЕАЭС и Федеральном законе № 289-ФЗ от 03.08.2018 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Особенностью таможенно-тарифного регулирования является то, что оно представляет собой один из источников доходов федерального бюджета. Его элементами помимо таможенного тарифа являются таможенные пошлины, тарифные льготы и преференции, определение страны происхождения товаров, таможенная стоимость товара. Важнейшим механизмом торговой политики на территории таможенного союза в рамках ЕАЭС, является Единый таможенный тариф ЕАЭС, общие положения о котором содержатся в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [7, 8, 9].

Нетарифное регулирование представляет собой совокупность методов государственного регулирования ВЭД, реализуемые посредством его квотирования и лицензирования, а именно:

  • количественные ограничения экспорта и импорта;
  • экспортный контроль;
  • государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров;
  • защитные меры в отношении импорта товаров;
  • запреты и ограничения экспорта и/или импорта исходя из национальных интересов;
  • стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством ввозимых товаров [10, 11, 12].

 Таким образом, основным нормативно-правовым актом, регулирующим осуществление ВЭД в России, является Федеральный закон №164-ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Так, в ст. 12 вышеуказанного Федерального закона говорится, что «государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом» [13].

Если рассматривать особенности государственного регулирования ВЭД за рубежом, то опыт европейских стран иллюстрирует ее высокую экономическую значимость. Большая часть государств постоянно совершенствуют существующую систему взаимодействия государственных и негосударственных организаций и объединений. Их деятельность заключается в решении различных вопросов, таких как финансирование и страхование международных торговых сделок, оказание консалтинговых, информационных, маркетинговых и посреднических услуг субъектам ВЭД. Однако, основная роль в вопросах стимулирования ВЭД продолжает принадлежать основная роль, преимущественно в формировании правил функционирования рынков, обеспечению здоровых правил конкуренции и поддержке отечественных товаропроизводителей. К примеру, в Финляндии, в приоритете находятся организации, функционирующие в сфере наукоемких технологий и осуществляющие преимущественно неэкономическую деятельность. Упор приходится на сферу, в которой национальная продукция на международное лидерство (IT-технологии, электроника, энергетика, телекоммуникации, биотехнологии т. п.). При этом необходимо учитывать, что деятельность организаций, оказывающих поддержку местным экспортерам, носит косвенный характер, а полученные средства должны быть возвращены. Со стороны государства за реализацию государственной политики в сфере поддержки экспортеров в Финляндии ответственность возложена на Министерство торговли и промышленности Финляндии [14, 15].

Если говорить о государственном регулировании ВЭД в США, то здесь упор делается также на поддержку своих экспортеров. Федеральные программы поддержки экспорта реализуются через U.S. Department of Commerce. В целях реализации программ содействия развития национального экспорта большое внимание со стороны правительства США уделяется увеличению объемов финансовых и консалтинговых услуг среднему и малому бизнесу. Так, экономические отделы посольств взаимодействуют с национальными ведомствами, как в США, так и с их структурными подразделениями за рубежом. При этом большое внимание уделяется обеспечению экономической безопасности при организации ВЭД, например, путем ограничения конкуренции импортеров и национальных производителей, а также использованием компенсационных и демпинговых пошлин [1, 16, 17].

Определенный интерес может представлять опыт Великобритании по поддержке ВЭД. В данном случае речь идет о создании в отдельных районах страны специализированных агентств развития (например, Северо-Западное агентство развития (СЗАР)). Основной целью их создания и функционирования выступает объединение усилий бизнеса, органов государственной власти и общественности в формировании и развитии внешнеэкономических связей. Это достигается через страхование экспортных контрактов, профессиональные маркетинговые исследования рынка, оказание консалтинговых услуг фирмам, оказание им финансовой поддержки в форме софинансирования участия в международных выставочных мероприятиях и бизнес-миссиях.

Необходимую поддержку экономическим субъектам-участникам ВЭД в вопросах организации ВЭД оказывают правительства Германии и Франции. Так, в Германии правительства федеральных земель ведут официальные сайты на нескольких иностранных языках, где содержится информация о налоговом, таможенном, инвестиционном и т. п. законодательстве. Во Франции также существуют агентства регионального развития, ассоциации и другие некоммерческие организации. Следовательно, ВЭД хозяйствующих субъектов преимущественно поддерживается не государством, а специализированными негосударственными профессиональными организациями [18, 19, 20].

Выводы

Таким образом, цели и задачи внутристранового регулирования ВЭД постоянно изменяются, т. к. экономика большинства государств все больше становится неотъемлемым элементом глобальной финансовой системы, функционирование которой связано с интернационализацией хозяйственной жизни. Из вышесказанного, очевидно, что в Российской Федерации сложилась логически выстроенная и законодательно оформленная система регулирования ВЭД, где ведущая роль принадлежит государству. Данная система оперативно реагирует на изменения во внутренней и внешней среде, внешнеэкономической политики государства и позволяет обеспечить экономическую безопасность России в сфере международного разделения труда [21, 22, 23].

Список литературы

  1. Артамонова И. А., Медведева Т. Н., Батурина И. Н. Роль внешнеэкономической деятельности организации в обеспечении ее экономической безопасности // Современное состояние, традиции и инновационные технологии в развитии АПК. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Башкирского государственного аграрного университета (в рамках XXX международной специализированной выставки «Агрокомплекс-2020»). – Уфа, 2020. - С. 237-242.
  2. Манин П. В. Методика комплексной оценки внешнеэкономического потенциала промышленного предприятия // Экономический обозреватель. – 2019. – №4. – С. 43-45.
  3. Махортова В.К. Развитие инноваций и кластерная политика стран ЕС // Экономический обозреватель. – 2019. – №1. – С. 34-40.
  4. Корнеева А. В., Корнеев Г. У. Регулирование ВЭД в Российской Федерации : структурирование системы // Вестник ТГУПБП. - 2019. - №2 (79). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-ved-v-rossiyskoy-federatsii-strukturirovanie-sistemy (дата обращения: 23.09.2020).
  5. Рамазанов М. Э. Становление современного евразийства // Минерва. – 2019. – №2. – С. 42-47
  6. Басиева М. А. Повышение посевных качеств семян зернобобовых культур ферментными препаратами // Развитие АПК: проблемы и решения. – 2019. – №1. – С. 4-9
  7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 23.09.2020).
  8. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (последняя редакция). – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 23.09.2020).
  9. Мусина Л. М. Потенциал партнерства между Российской Федерацией и ЕС // Минерва. – 2019. – №1. – С. 26-33.
  10. Шипшова О. А., Мухаметшина Ф. А. Особенности развития сервиса и сферы услуг в мировой и российской экономике // Отечественная и зарубежная экономика. – 2019. – №2. – С. 41-44.
  11. Беляева М. Н. Система требований к стратегии развития современного предприятия // Научное обозрение: строительство и архитектура. – 2019. – №1. – С. 50-53.
  12. Редина Ю. Н., Тумарова Т. Г. Условия сохранения целостности структуры международных валютных и экономических отношений // Экономический обозреватель. – 2019. – №3. – С. 62-66.
  13. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (последняя редакция). – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 23.09.2020).
  14. Пластинина Е. А. Аспекты экономического регулирования в инновационной сфере // Отечественная и зарубежная экономика. – 2018. – №2. – С. 29-35.
  15. Исаев А. П., Соломонов Н. Г., Ноговицын В. П., Шемякин Е. В., Кириллин Р. А., Габышев В. Ю. Туристическая деятельность в бассейне р. Лена и арктических районах Якутии // Ветеринария, зоотехния, биология. – 2019. – №2. – С. 42-50.
  16. Свирчевская Ю. А. Анализ состояния энергетической безопасности отдельного государства // Отечественная и зарубежная экономика. – 2018. – №1. – С. 43-48.
  17. Муртазаева Р. Х. История народонаселения Центрально-Азиатского региона // Наука, технологии, инновации. – 2018. – №1. – С. 23-33.
  18. Крючков С. Н., А. С. Стольнов, Киреева О. В. Лесомелиоративные комплексы в засушливом климате на территории Российской Федерации // Сельское и лесное хозяйство. – 2019. – №1. – С. 58-63.
  19. Заднепровский Р. П. Стимуляция роста и урожайности сельскохозяйственных культур за счет применения нанотехнологий // Сельское и лесное хозяйство. – 2019. – №1. – С. 51-57.
  20. Петренко Л. К., Погорелов В. А. Совершенствование организации и управления градостроительным комплексом // Научное обозрение: строительство и архитектура. – 2019. – №2. – С. 40-42.
  21. Золотарева С. С. Развитие современного дополнительного образования в России // Вопросы филологии и педагогики. – 2018. – №2. – С. 62-72.
  22. Аксентьева Е. А. Опыт профильного обучения в российской школе // Вопросы филологии и педагогики. – 2019. – №2. – С. 52-58.
  23. Богатырева М. Р., Гиззатуллин Р. А. Последствия трудовой миграции для страны отправления и страны назначения // Экономический обозреватель. – 2019. – №2. – С. 25-28.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail