Формирование финансовых стратегий системообразущих банков в РФ

Филина Виктория Алексеевна – студент магистратуры кафедры Финансов и кредита Тульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье анализируются финансовые стратегии системообразующих банков в рамках стратегического менеджмента. Финансовая стратегия занимает важное место в рамках стратегического планирования, поскольку влияет на дальнейшую работу коммерческого банка. Различные финансовые стратегии основываются на различных подходах, но главной их целью остается увеличение финансовых ресурсов в кратко- и долгосрочном периодах. В статье определяются основные компоненты и аспекты финансовых стратегий, и их влияние на деятельность коммерческого банка.

Ключевые слова: финансовые стратегии, банк, планирование, менеджмент.

Главной задачей финансового планирования является превращение стратегических целей и задач банка на конкретные (абсолютные и относительные) значения финансовых показателей его деятельности через реализацию комплекса мероприятий в сфере финансов.

Существует большое количество финансовых стратегий в зависимости от различных факторов. Не является исключением и рынок банковских услуг. Банки применяют различные финансовые стратегии в зависимости от их финансовых показателей, уровня развития рынка, рыночной доли, макроэкономических показателей и т.д. Среди отечественных ученых данной проблематикой занимались Коробейников О.П., Вишневская О.В., Горемыкин В.А., Матвиенко П.В. Среди зарубежных ученых: Бендер Г., Вард К., Майерс С., Хьюстон Д, Сондерс А. и другие.

На основе анализа литературы и деятельности коммерческих банков, определить основные виды финансовых стратегий системообразующих банков в РФ и сгруппировать их по определенным признакам.

В основном все стратегии, которые реализуемые российскими банками, классифицируются на:

  • наращивание капитальной базы банка;
  • расширение депозитной базы;
  • кредитование;
  • инвестирование;
  • развитие других банковских операций и т.д.

На сегодняшний день крупнейшим по активам банком страны с 50% долей является ПАО «Сбербанк России» (далее – Сбербанк).

Главная цель Стратегии 2020 – реализация инициатив, которые позволят Сбербанку выйти на новый уровень конкурентоспособности.

Ключевые приоритеты стратегии:

  • лучший клиентский опыт и экосистема: присутствие не только в финансовой, но и в других сферах жизни клиента;
  • технологическое лидерство: надежность и эффективность; новая платформа; безопасность; компания, управляемая с помощью данных и алгоритмов; инновации;
  • люди нового качества в эффективных командах: новые компетенции, команды вместо иерархии, современная культура и HR.

Действующая стратегия на период до конца 2020 года предусматривает увеличение объемов бизнеса, рост прибыли и эффективности деятельности при повышении качества клиентского сервиса для всех сегментов в значительной степени за счет развития ИТ-систем и интеграции в них основных продуктов Банка. Среди главных финансовых ориентиров стратегии обозначены рост рентабельности и достаточности капитала, увеличение комиссионных доходов, снижение операционных расходов и стоимости риска и ряд иных целей. Банк реализует стратегию с опережением плановых сроков (рис. 1).

1

Рисунок 1. Показатели достижения целей финансовой стратегии Сбербанка. [2]

Рассмотрим результаты реализации финансовой стратегии Сбербанка. Значительная диверсификация бизнеса Банка, а также его присутствие практически во всех субъектах РФ и на международном рынке обеспечивают стабильность получаемого операционного дохода. Увеличение доходов от операций по банковским картам и от расчетно-кассового обслуживания, а также от небанковского и цифрового бизнеса снижает концентрацию на процентных доходах за счет роста доли получаемых комиссионных доходов и повышает устойчивость Банка к колебаниям, связанным с рецессией. Чистая прибыль Сбербанка от операционной деятельности на протяжении последних пяти лет демонстрирует рост (рис. 2).

2

Рисунок 2. Чистая прибыль и рентабельность Сбербанка. [2]

Сила бренда Сбербанка и его репутация как одного из наиболее надежных финансовых институтов в России способствуют привлечению средств населения на более выгодных условиях в сравнении с прочими участниками банковского рынка. Данные средства, составляя наибольшую долю в обязательствах Банка (около 56%), являются фактором поддержания стабильно высокого значения чистой процентной маржи (NIM) (рис. 3).

3

Рисунок 3. Маржинальность операций Сбербанка снижается. [2]

Таким образом, стратегия лидерства Сбербанка в издержках обеспечивает индивидуальный подход каждому клиенту, что является ценным фактором и выделяет банк на фоне конкурентов. Расширение ассортимента и внедрение новых услуг (вклады, кредиты, различные переводы и т.д.), развитие цифровизации тоже являются составляющими стратегии лидерства, что приводит к росту прибыли и рентабельности банка.

Стратегия ВТБ предусматривает создание акционерной стоимости на основе развития бизнеса и упрочения конкурентных позиций по всем основным направлениям деятельности. Важным приоритетом является цифровизация внутренних процессов, в рамках которой, в частности, будут произведены переход на 100% безбумажный внутренний документооборот и максимизация доли электронного документооборота с внешними контрагентами. Среди главных финансовых ориентиров стратегии обозначено усиление позиции ВТБ на рынке во всех клиентских сегментах в период 2019-2022 годов (рис. 4).

4

Рисунок 4. Показатели достижения целей финансовой стратегии ВТБ. [3]

Рассмотрим результаты реализации финансовой стратегии ВТБ (рис. 5).

5

Рисунок 5. Результаты достижения целей финансовой стратегии ВТБ. [3]

По состоянию на 31.12.2019 г. совокупные активы ВТБ составили 15,5 трлн руб, увеличившись на 5,1 % по сравнению с 31.12.2018г. Ключевым компонентом совокупных активов ВТБ являются кредиты и авансы клиентам (после резервов под обесценение), доля которых составляет 69 % в структуре активов ВТБ. В 2019 г. валовый кредитный портфель ВТБ (до вычета резервов под обесценение) вырос на 0,3 %, до 11,5 трлн руб., за счет роста кредитов физическим лицам, что было частично компенсировано снижением кредитов юридическим лицам. Портфель розничных кредитов ВТБ продемонстрировал в отчетном периоде высокий темп роста, увеличившись на 12,6 % в 2019 г., до 3,4 трлн руб. На 31.12.2019 г. совокупные обязательства ВТБ составили 13,9 трлн руб., увеличившись на 4,7 % по сравнению с 31.12.2018 г. Капитал за год вырос на 8,6% до 1653 млрд руб за счет нераспределенной прибыли. Компания продолжает формировать резервы для достаточности капитала по показателю Базель III. Рост прибыли обеспечили высокие комиссионные доходы и улучшение качества активов. Также улучшению операционных показателей способствовало снижение расходов на создание резервов, достигнутое благодаря повышению качества активов. Вслед за чистой прибылью рентабельность капитала выросла до 12,8 %.

Таким образом финансовая стратегия ВТБ (стратегия дифференциации) ставит целью постепенное повышение ROE до 15% к 2022 г. и рост чистой прибыли с 200 млрд руб. в 2019 г. до 300 млрд руб. в 2022 г. ВТБ делает ставку на развитие экосистемы и lifestyle banking, которые в свою очередь должны стимулировать рост транзакционного бизнеса (аналогичную стратегию уже реализуют Сбербанк и Тинькофф банк). Увеличение клиентской базы в рознице в 1,5 раза до 18 млн клиентов при повышении доли рынка в кредитовании физических лиц до 22% и, соответственно, доли кредитов физическим лицам в кредитном портфеле ВТБ до 35% приведет к ускоренному росту комиссионного дохода (+17%) и постепенному повышению операционной эффективности, что станет основными факторами роста прибыли ВТБ.

Выводы

Системообразующие банки (Сбербанк, ВТБ) применяют стратегии лидерства в издержках (Cost Leadership Strategy) и дифференциации (Differentiation Strategy). Основными направлениями финансовых стратегий банков являются расширение взаимодействие с клиентами в удаленных и цифровых каналах (цифровизация), увеличение скорости предоставления банковских услуг, увеличение объемов розничного кредитования, что будет способствовать увеличению прибыли, процентной маржи, и рентабельности банковской деятельности.

Список литературы

  1. Сбербанк: цель по прибыли в 1 трлн рублей не достигнута: https://www.dohod.ru/analytic/research/corporat/sberbank.
  2. Годовой отчет Сбербанк: https://2019.report-sberbank.ru.
  3. Годовой отчет ВТБ: https://ar2019.vtb.ru/financial-statements.
  4. ВТБ - обзор финансовых показателей по МСФО за 2019 год: https://profitgate.ru/posts/8910-vtb-obzor-finansovyh-pokazatelei-po-msfo-za-2019-god.html.

Интересная статья? Поделись ей с другими: