УДК 336.6
Анализ трансформации бизнес-процессов организации во время пандемии коронавируса
Фурер Семён Юрьевич – студент Института экономики и управления Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.
Морозова Светлана Анатольевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.
Аннотация: В данной статье поднимаются проблемы трансформации бизнес-процессов организации во время пандемии коронавируса. Приводятся выводы экспертов о примерах негативного воздействия карантинных мероприятий на различные уровни экономической системы. Анализируются аспекты трансформации бизнес-процессов организаций, чья деятельность максимально пострадала от введения карантинных мероприятий.
Ключевые слова: бизнес-процесс, карантин, пандемия, коронавирус, информатизация, транспорт, логистика.
Влияние пандемии коронавируса на российскую экономику оказалось очевидным: снижение цен на нефть, ослабление курса рубля, ограничения транспортного сообщения с различными странами и регионами, замедление экономического роста [1].
В мировой экономике за последние годы скопилось значительное количество нерешенных серьезных проблем, в том числе «торговые войны», рост закредитованности домохозяйств, геополитические проблемы в ближневосточном регионе, на экономику Евросоюза оказывает давление «Brexit». Ставки рефинансирования в большинстве стран уже находятся на уровнях близких к историческим минимумам, поэтому сгладить замедление роста за счет понижения ставок и вливания «дешевых денег» в экономику будет значительно труднее, чем 10 лет назад. И многие индикаторы сигнализировали о том, что есть риск скорой рецессии еще до того, как началась вспышка коронавируса. Теперь же можно с большой долей уверенности утверждать, что если развитие эпидемии продолжится, то она может стать катализатором для нового кризиса в ослабленной глобальной экономике [2].
Эксперты сходятся во мнении, что по мере затухания пандемии произойдёт «отскок», мировая экономика станет набирать обороты, хотя восстановление займёт, возможно, не один год. Вопрос в том, насколько в результате этого восстановления социальной справедливости в мире станет больше или меньше, насколько осознание глобальности многих рисков заставит государства сотрудничать [3].
Однако, негативные тенденции воздействия распространения новой коронавирусной инфекции на экономические структуры затронули не только макроуровень, но и дошли до локальных точек, касаясь отдельных организаций и предприятий, которые в условиях профилактических ограничений и режима повышенной готовности оказались вынужденными в экстренном порядке трансформировать бизнес-процессы, чтобы сохраниться и выжить в жестких условиях карантинного рынка.
Пандемия коронавируса ускоряет процессы развития цифровой экономики: активно идет становление нового информационного общества, расширяются горизонты, открываются окна возможностей, в первую очередь, для молодого поколения, которое может реализовать свои амбиции и знания, создавая благоприятную безопасную социальную среду нашего будущего. Необходимо именно сейчас включаться в общий информационный и технологический поток обновлений и стараться эффективно их внедрять в практику всех социальных и экономических сфер [4].
Многие предприятия во время пандемии коронавируса вынуждены были пересмотреть существующие бизнес-процессы и подстроиться под условия карантинной экономики: закрытие границ государств серьёзно осложняет товарообмен и ведение международного бизнеса. И в виду того, что ситуация пока не улучшается, стоит предположить, что спад продаж или останется на прежнем уровне, или пойдет дальше, во многом из-за приостановки заводов и, соответственно, остановки логистической цепочки деталей и комплектующих [5]. Поэтому трансформация бизнес-процессов продолжается и качество оперативного управления и своевременного реагирования на изменения внешней среды в настоящее время приоритетны перед стратегиями долгосрочного планирования.
Современная транспортно-логистическая отрасль, в т.ч. благодаря цифровым технологиям, позволила оптимизировать за последние 20 лет систему управления складским хозяйством компаний, минимизировав количество хранящихся товаров, необходимых для производства, и обеспечив их бесперебойное и своевременное пополнение. В сформированную модель управления логистикой не были включены риски прекращения поставок, обусловленные неэкономическими факторами. Соответственно, не были предусмотрены механизмы борьбы с ними. Уже к концу февраля ведущие автомобильные и машиностроительные компании столкнулись с дефицитом комплектующих, который, как оказалось, невозможно в короткие сроки устранить за счёт альтернативных источников. Также выявилась крайне высокая (на 80-85%) зависимость фармацевтической промышленности от субстанций, производимых на китайских заводах [6].
Транспортные и логистические компании, специализирующиеся на международных торговых операциях, и имеющие местные офисы реагируют на вспышку новой болезни путем закрытия офисов, а также прекращения производственных и коммерческих операций [7]. Поскольку менеджеры стремятся оценить потенциальное влияние вспышки вируса на их цепочки поставок, им необходимо будет справиться с распространением новых или расширением существующих запретов и отсроченным возобновлением производственной деятельности в пострадавших районах и за их пределами.
Еще одной пострадавшей отраслью оказалась сфера торговли. Карантинные мероприятия, в полном объеме начавшиеся в России в последних числах марта, ударили по ретейлу очень сильно: закрыто большинство непродуктовых магазинов, торгово-развлекательных центров и гипермаркетов. По экспертным оценкам, посещаемость непродуктовых магазинов снизилась на 30 – 50% уже в марте, объем продаж по рынку упал на 30 – 80% еще до массовых закрытий. Последствия эпидемии в абсолютных цифрах пока оценить невозможно. Однако наиболее уязвимые категории операторов рынка, многие из которых текущего кризиса просто не переживут, можно определить уже сейчас:
- Сетевой ретейл, ориентированный на открытие розничных точек в торговых центрах. Эти компании обладают невысоким запасом финансовой прочности и большим уровнем постоянных издержек. Кроме того, восстановление спроса на предлагаемый ими товар будет происходить медленнее, чем на товары первой необходимости.
- Операторы гипермаркетов. Их запас прочности выше, однако карантинные мероприятия ударили по ним в первую очередь. Роль гипермаркетов на рынке, после стремительного роста в «нулевых», постепенно снижалась уже в 2017 – 2019 гг. [8]
Однако, есть и бенефициары сложившейся вокруг коронавируса паники. Это, в первую очередь, фармацевтические компании, аптечные сети [9]. Многие из них оперативно трансформировали свои бизнес-процессы, чтобы получить максимальный объем прибыли за период пандемии.
Эксперты отмечают, что вполне рациональным является закладывание вероятности дальнейшего распространения вируса и, как результат, новых потрясений в различных сферах экономической деятельности в случае ассиметричного роста числа заболевших [9]. Ставший традиционным для всех бизнес-планов раздел с описанием рисков теперь обязательно должен содержать оценку воздействия коронавирусной пандемии и существующих ограничений на конкретный бизнес-процесс, а также перечень разработанных мероприятий по снижению данного риска.
Компаниям приходилось трансформировать бизнес-процессы и для того, чтобы попасть под действие мер государственной поддержки. От вируса пострадали 84% российских компаний. Было заявлено о необходимости оказания помощи МСП и микробизнесу, ввести льготы по налогам, предоставить отсрочку по кредитам (в России кредиты взяли 40 млн. жителей и 18 млн. – заёмщики микрофинансовых организаций; прибыль банков в 2019 г. составила 1,7 трлн. руб.) и смягчить правила выплаты по страховым взносам. Речь шла о налоговых и кредитных каникулах (для нуждающихся физ. лиц, индивидуальных предпринимателей, МСП из проблемных отраслей, но только в том случае, если их доход снизился более чем на 30%, но кредитные каникулы не освобождают от уплаты по налогам и банк только продлевает срок займа) и о моратории на банкротство. Принято решение о снижении в два раза ставки страховых взносов для МСП. Объявлен список пострадавших отраслей, компаниям которых в основном и была оказана поддержка. Отдельно оказана помощь 646 системообразующим предприятиям, действующим в сфере добычи нефти, угля, полезных ископаемых, а также авиакомпаниям, сельхозпредприятиям, банкам и другим [10].
Таким образом, можно сделать вывод, что пандемия коронавируса затронула все сферы экономической жизни, от макро до микроуровня. Чтобы скорректировать деятельность учреждений и предприятий различных форм собственности в условиях карантинных мероприятий и режима повышенной готовности, руководителям организаций приходится экстренно трансформировать бизнес-процессы. Это касается максимальной цифровизации всех бизнес-процессов, а также перестройки логистических и транспортных структур, задействованных в различных бизнес-процессах компании.
Список литературы
- Байбакова Т. В., Головнин Р. С. Влияние вспышки коронавируса (COVID-19) на экономический рост России // Российская экономика: взгляд в будущее. – 2020. – С. 34-38.
- Морозов С. А. Каким будет ущерб от вспышки коронавируса для глобальной экономики? // Меридиан. – 2020. - №8. – С. 456-458.
- Громыко А. А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2020. - №2. – С. 5-13.
- Аймухаммедова А. К. Использование цифровых технологий в период пандемии коронавируса // Наука и образование сегодня. – 2020. - №4. – С. 20-21.
- Козлова Е. И. Коронавирус: европейская автопромышленность страдает от COVID-19 // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. - №2. – С. 18-20.
- Белов В. Б. Последствия пандемии коронавируса для экономики Германии // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2020. - №2. – С. 83-90.
- Долгов С. И., Савинов Ю. А. Влияние вспышки нового коронавируса на международную торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. - №2. – С. 7-18.
- Христакян Э. Р., Джаневлян К. А. Розничная торговля в России: современное состояние и влияние пандемии коронавируса // Академическая публицистика. – 2020. - №4. – С. 285-290.
- Шиков П. А. Падение отечественного фондового рынка на фоне распространения эпидемии коронавируса // Меридиан. – 2020. - №9. – С. 553-555.
- Баринов Э. А. Коронавирус: влияние на экономику и финансовые рынки // Путеводитель предпринимателя. – 2020. - №2. – С. 111-118.