gototopgototop

Финансовое оздоровление несостоятельности (банкротстве) в России и Канаде

Поспелова Кристина Витальевна – студент Российского университета дружбы народов.

Аннотация: Статья посвящена проблеме процедуры финансового оздоровления несостоятельности (банкротства) России и Канады. Отображена сущность, сравнительный анализ финансового оздоровления в России и Канаде в сложившейся экономической ситуации в странах. На основе проведенного анализа были сформулированы выводы о различии и эффективности систем.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, финансовое оздоровление.

Банкротство представляет собой публичное объявление физическим или юридическим лицом о своей несостоятельности. В современных условиях экономического развития банкротство - достаточно распространенное явление, которое возникает в случае, если лицо является неплатежеспособным и не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Данный финансово-правовой институт имеет большое значение для экономической деятельности. Объявление лица или хозяйствующего субъекта банкротом способствует, во-первых, списанию долгов должником, во-вторых, максимально возможному и справедливому погашению задолженности перед кредиторами за счет конкурсных процедур.

В то же время, банкротство - это крайняя мера финансовой ответственности физических и юридических лиц, влекущая ряд негативных последствий в виде ликвидации предприятий и организаций, продажи имущества и активов, усиления конкуренции на экономическом рынке, повышения безработицы и социальной напряженности, общего упадка экономики. Также банкротство свидетельствует о нерациональной кредитно-финансовой политике, проводимой хозяйствующим субъектом, что требует принятия соответствующих мер.

Законодатели всех стран предусматривают процедуры, позволяющие восстановить платежеспособность должников, в числе которых - внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также финансовое оздоровление. Последняя процедура считается наиболее востребованной и актуальной, поскольку грамотно и эффективно проведенное финансовое оздоровление способно исключить ликвидацию и продажу предприятия и его активов, восстановить платежный баланс должника, сохранить кадровый персонал и производственные мощности предприятий.

Кроме этого, финансовое оздоровление предваряется составлением плана, в котором проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявляются ошибки и недоработки, а также упущения в кредитно-финансовой политике хозяйствующего субъекта. Изучение плана позволяет должнику учесть свой негативный опыт и впоследствии избежать подобных ошибок, сохранять платежеспособность, что приводит к оздоровлению не только отдельных предприятий и организаций, но и всей экономики региона и даже всего государства.

Достаточно интересным и познавательным процессом видится обращение к зарубежному опыту финансово-оздоровительных процедур, осуществляемых при банкротстве физических и юридических лиц. Большой интерес вызывает опыт канадского законодателя в исследуемых вопросах, который во многом совпадает с политикой англоязычных стран (США, Великобритании), но имеет и свои отличительные особенности, сформированные многолетней историей развития института правового регулирования банкротства. [4]

Полезным также видится проведение сравнительной характеристики процедур финансового оздоровления, применяемых в России и Канаде, выявлении положительных и негативных моментов, оценка эффективности достигаемого законодателями двух стран результата.

Сравнительно новым институтом в данной сфере стало банкротство граждан - физических лиц. Российское законодательство не говорит о процедурах финансового оздоровления в отношении физических лиц, однако фактически такие процедуры также имеют место, что позволяет восстанавливать платежеспособность граждан наряду с юридическими лицами.

При этом, несмотря на издание Верховным Судом РФ специального Постановления № 45, в котором разъясняются некоторые проблемные вопросы осуществления процедуры банкротства в отношении граждан, ряд острых вопросов в этой сфере остаются нерешенными. [3]

Актуальные вопросы реализации восстановительных процедур при банкротстве разрабатывались многими отечественными и зарубежными учеными. В числе российских исследователей можно выделить таких авторов, как А.Л. Баранников, А.Е. Гонтмахер, С.П. Гришаев, Д.Н. Земляков, С.П. Иванова, К.Б. Кораев, М.В. Косырев, Е.П. Кочетков, М.С. Кудинова, М.Г. Кузык, А.В. Литвинов, Т.М. Лопатина, М.М. Лыткин, А.В. Овчинникова, А.Д. Радыгин, А.Д. Чижова, В.Э. Шайхразиев, Е.В. Юрченко и многие другие.

В числе зарубежных исследователей, выявлявших проблемные вопросы банкротства физических и юридических лиц в странах англосаксонской правовой системы, следует назвать Б. Ишаи, С. Шварца, М. Герхардта, М. Азиза, П. Вуда, Х.П. Несволда и многих других.

Важнейшим элементом российского и канадского института банкротства следует признать процедуру финансового оздоровления. Это процесс, направленный на восстановление платежеспособности должника, исключение факта признания его банкротом, создание условий для удовлетворения требований кредиторов без существенных негативных последствий для должника, кредиторов, учредителей должника и третьих лиц.

Законодатель предусмотрел определенные меры финансового оздоровления, оставив их перечень открытым, что заслуживает полной поддержки. Все меры, применяемые для восстановления платежеспособности, можно дифференцировать на экономические и правовые меры, а также меры смешанного характера.

Актуальной проблемой института банкротства видится нежелание лиц, осуществляющих финансовое оздоровление, предпринимать меры, способствующие реальному повышению платежеспособности, выводу предприятия из кризисной ситуации, полноценное вовлечение организации в хозяйственный оборот.

Наиболее часто применяются такие меры, как закрытие производств, продажа имущества предприятия или его части. Однако, несмотря на кажущуюся простоту таких решений, последствия подобного оздоровления могут быть далеко не позитивными, а, напротив, приводящими к дальнейшему ухудшению экономического состояния региона. [5]

В этой связи был сделан вывод о том, что финансовое оздоровление кредитных организаций - это более широко понимаемый и более комплексный процесс по сравнению с институтом финансового оздоровления в его классическом виде. Мы считаем, что финансовое оздоровление кредитных организаций должно проводиться постоянно и в отношении всех банков, а не только тех, которые демонстрируют признаки неплатежеспособности.

Исходя из вышеизложенного, под финансовым оздоровлением кредитной организации предложено понимать комплекс профилактических мер, предпринимаемых до наступления необратимых последствий, влекущих отзыв лицензии у банка и ликвидацию кредитной организации. В этой связи финансовое оздоровление применительно к банкам опирается на предупредительную составляющую процедуры банкротства, что открывает более широкие возможности для должников и кредиторов.

Дальнейшие усилия Центрального Банка, направленные на профилактику банкротства кредитных организаций, должны быть сосредоточены не только на развитии финансового рынка и обеспечении его стабильности, но и на повышении безопасности платежей, совершаемых как физическими, так и юридическими лицами, а также на создании условий, при которых станет невозможным хищение с банковских счетов и криминальный вывод денежных средств, что минимизирует риски банкротства.

При проведении анализа опыта Канады в регулировании институтов банкротства и финансового оздоровления были выделены следующие ключевые особенности:

  1. наличие трехуровневой системы контроля в сфере финансового оздоровления, включающей в себя суперинтенданта по банкротствам, доверенное лицо и инспекторов;
  2. отказ канадского законодателя от наделения судебных органов управленческими полномочиями в сфере банкротства и финансового оздоровления;
  3. возможность проведения процедур финансового оздоровления как в отношении физических лиц и предпринимателей, так и в отношении юридических лиц - предприятий, организаций, учреждений;
  4. активное участие кредиторов в процессе финансового оздоровления посредством взаимного контроля, осуществляемого совместно с органами внешнего управления;
  5. четкое разделение полномочий между лицами, участвующими в процедуре банкротства, возможность привлечения сторонних специалистов и экспертов для решения частных проблем.

Мы выяснили, что канадский законодатель предпринимает довольно жесткие меры для профилактики банкротств физических лиц. Это заключается во введении существенных ограничений правового статуса гражданина, признанного банкротом. Такое лицо лишается возможности брать заемные средства у банков и других кредитных организаций на срок до семи лет с момента признания его несостоятельным. Проверка лиц, обратившихся за кредитом, осуществляется посредством обращения к специальному реестру банкротов, в который вносятся сведения о физическом лице, дата объявления его банкротом и срок, в течение которого гражданин ограничен в финансовых правах.

Тем не менее, канадский законодатель стремится, в первую очередь, создать все условия для оздоровления организации, имеющей признаки банкротства, восстановления активов, реабилитации должников, примирения сторон, реструктуризации долга. И только если предпринятые меры не дали нужного результата, инициируется процесс реорганизации или ликвидации предприятия.

Что касается процедуры финансового оздоровления в отношении физического лица-должника, осуществляемой в рамках банкротства по законодательству Канады, то она также видится достаточно эффективной и логичной. Предполагается, что по итогу данной процедуры гражданин избавится от долгов, зачастую - от части имущества, но вместе с этим восстановит и сохранит свой статус платежеспособного лица, а впоследствии, при разумном финансовом и потребительском поведении, полностью избавится от негативных последствий банкротства.

Как представляется, канадский опыт правового регулирования института банкротства в том числе финансового оздоровления заслуживает тщательного анализа и заимствования отдельных положений, доказавших свою эффективность и успешность.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32.
  2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 45 г. Москва "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан".
  4. Файншмидт, Е. Зарубежные методы финансового оздоровления предприятий / Е. Файншмидт / Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2004. - № 11(38).
  5. Волкова М.А. Гражданско-правовой режим недвижимого имущества: монография / М. А. Волкова, Г. Н. Кулешов, Р. Р. Ленковская и др. - М: Саратовкий источник, 2018. - 197 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail