УДК 33

Влияние COVID-19 на автомобильную промышленность

Рудченко Валерия Максимовна – студентка кафедры Математических методов в экономике (образовательная программа "Управление проектами") Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: В статье рассмотрена актуальность воздействия пандемии COVID-19 на автомобильную промышленность Российской Федерации, а именно изменения спроса на автомобильную продукции, нововведения в структуре автомобильного производства и динамика выхода отрасли из кризиса.

Ключевые слова: COVID-19, пандемия, кризис, автомобиль, автомобильная промышленность, инновации, экология, промышленная торговля, мировой рынок, проблемы развития автопрома, перспективы развития, бизнес, продукт, популяризация, управление проектами.

Внезапно возникшая в конце 2019 года и плавно перешедшая на 2020 год пандемия COVID-19 охватила все сферы общественной деятельности. Возникший кризис оказал сильное воздействие на сферу автомобильной промышленности на мировом рынке. Находясь в прямой зависимость от мировой ситуации сфера автомобильной промышленности РФ значительно быстро пришла в кризисное состояние [1]. Следует отметить, что конец 2019 года и начало 2020 характеризовались высоким спросом на автомобили. Анонсы грядущей эпидемии, громкие заголовки СМИ о ближайшем переходе на удаленную деятельность и пропускной режим, рост цен и падение курса рубля оказали благоприятное воздействие на повышение спроса в данной отрасли. Негативное воздействие на автомобильную промышленность началось с остановок заводов в Китае и переходу страны на режим самоизоляции, следом ренессанс внесли страны Европы и США. Приостановка деятельности Европейских заводов привело к отсутствию поставок автомобильных комплектующих на российские заводы. В среднем около 64% комплектующих Российских автомобилей ежегодно поступают из-за рубежа. Дочерние компании АвтоВаза начали испытывать сильные потери от отсутствия поставок из Китая. В начале февраля было выявлено, что запасов российских складов хватит не более, чем на три месяца, а это означало что в ближайшее время деятельность российских заводов придется приостановить на неопределенный срок.

Скачки валюты в условиях нестабильности экономики начала марта 2020 в значительной мере разогрели рыночный спрос покупателей. Лидером автомобильного сектора стал Автоваз с уровнем продаж около 31,6 тысяч машин марки «LADA». Второе и третье место по уровню продаж заняли Hyundai и Kia. По итогам первого квартала 2020 года Российский рынок автомобилей сумел оказаться в плюсе невзирая на тяжелое экономическое положение в мире. Мартовские успехи в автопроме РФ ознаменовались как опережающий спрос, следом за которым необратимо идет спад.

Следующим рубежом для автомобильной промышленности РФ в условиях пандемии стало введение карантина на территории страны. Ограничительные меры оказали сильное воздействие на состояние автомобильной промышленности. Продажи автомобилей в дилерских центрах были мгновенно заблокированы поскольку руководство страны объявило о введение карантина до конца апреля 2020 и переходу на режим самоизоляции на территории страны. С 1 апреля 2020 года было анонсирована повышение цен на автомобильную продукции в среднем на 5-10 тысяч, что составило около 1%. Онлайн система автомобильных продаж оказалась не готова к сложившейся ситуации ведь большинство существовавших механизмов были рассчитаны на посещение шоурума. Объявление нерабочего периода привело к закрытию большинства заводов и приостановке сборки автомобилей.

По показателям на начало апреля 2020 года за четыре месяца удалось реализовать лишь 415,1 тысячу новых машин, что на -19% ниже аналогичного показателя за предыдущий год. Разумеется, практически все марки автомобилей закрыли апрель с двукратным снижением продаж. Единственным брендом, сумевшим удержаться на плаву с наименьшими потерями, стал Changan. Не дожидаясь окончания карантина автомобильные сервисы начали постепенно возобновлять производство с переменным переходом на удалённый офис. 12 апреля 2020 года на совещание с президентом РФ В.В. Путиным было объявлено о расширение закупок для государственных нужд, введение государственной поддержки автоконцернам, отмена утилизационного сбора и возврат таможенных пошлин [2].

Постепенное возвращение к привычной деятельности оказало благоприятное воздействие на результаты продаж. Суммарно за девять месяцев 2020 года в России продали 1 млн 95 тысяч новых автомобилей. Продажи июля сумели превзойти аналогичный показатель за 2019 год на 7%. Общий прирост, проданный машин составил 154 тысячи единиц в отличии от 149 тысяч в предыдущем году. Тем не менее ни одной марке автомобилей так и не удалось избежать падения спроса. Первоначальный прогноз по суммарному падению автомобильного рынка в 24% сместилась на неожиданную позицию в 13%. 

Кризис 2019-2020 оказал сильное воздействие на стратегию продвижения автопрома РФ. Стратегия перехода на электромобили 2025 существенно сместилась на неопределенный срок.

Таким образом, коронавирусный кризис кардинально изменил технологический уклад страны. Сложившаяся ситуация оказала сильное воздействие на российский авторынок, усугубив и приумножив количество совокупных проблем данного сектора экономики. Однако, короновирус внес новые возможности и решения болезненных проблем автомобильной промышленности. Блокада импортных поставок привела к частичному усилению производства отечественных комплектующих, система онлайн продаж претерпела множество реноваций став всего за несколько месяцев устойчивой платформой для жизнедеятельности в условиях изоляции. COVID-19 позволил стране частично изолироваться от воздействия извне и максимизировать технологический потенциал страны.

Список литературы

  1. Гилазова, А. А. Управление рисками на российских промышленных предприятиях // Молодой ученый. – 2015. – No12. – С. 400–402.
  2. Распоряжение правительства РФ от 22 мая 2020 года N1374-р URL: http://government.ru/docs/39738 (дата обращения 01.10.20).

Интересная статья? Поделись ей с другими: