Типологизация рынка грузовых железнодорожных перевозок в России

Джелаухова Екатерина Геннадьевна ­– магистрант кафедры Экономики и менеджмента Ростовского государственного университета путей сообщения.

Аннотация: Определяются параметры диагностики формирования олигополистического рынка грузовых железнодорожных перевозок в России.

Ключевые слова: рынок, грузовые железнодорожные перевозки, олигополия, формирование, диагностика.

Типологизация структуры рынка базируется на анализе основных параметров: количество и размер фирм и объем их долей, тип товара, принцип ценообразования, барьеры вхождения в рынок, доступность информации [1].

Следуя указанной логике, диагностируем рынок грузовых железнодорожных перевозок в РФ.

  1. Наличие сравнительно небольшого количества фирм на рынке.

По данным обзора INFOLine в 2018 году 56 % парка грузовых вагонов в России находилось в управлении 10 компаний, лидирующих на рынке [6].

При этом парк грузовых вагонов в РФ составлял 1072,8 тыс. единиц, из них 175,1 тыс. (около 16%) являются вагонами парка холдинга ОАО «РЖД» [7].

  1. Возможность продажи как однородного товара (классическая олигополия), так и неоднородного (дифференцированная олигополия).

Российский рынок конечных железнодорожных перевозок ближе к классической олигополии, поскольку операторы подвижного состава являются поставщиками стандартизированного продукта. Дифференциация сводится к дополнительным услугам (логистические, стивидорные и иные сопутствующие).

  1. Ценообразование основано на олигопольной взаимозависимости фирм.

ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке и устанавливает цены, другие фирмы следуют за лидером, не влияя на цены.

  1. Наличие ограничений, затрудняющих вход на рынок или выход из него.

Законодательные запреты отсутствуют, но есть технологические барьеры. Высокая цена вагонов (от 3 млн. руб.) ограничивает возможность входа в рынок.

  1. Ограниченность доступа к рыночной информации.

По результатам проведенных исследований, современный рынок конечных грузовых железнодорожных услуг представляет собой олигополию с доминирующей фирмой – ОАО «РЖД» и дифференцируется на несколько ослабленную и усиленную, граничащую с монополией (перевозка зерна – монополия, руды – дуополия с конкурентным окружением, нефти – олигополия с ослабленной доминирующей фирмой). Остальные рынки по видам грузов, совокупная доля которых составляет около 60%, – олигополия с доминирующей фирмой, что противоречит оптимальной модели – расплывчатой олигополии – и требует ее модификации.

На рисунке 1 представлены направление развития рынка конечных грузовых железнодорожных услуг и параметры его ожидаемой модели.

1

Рисунок 1. Направление развития рынка конечных грузовых железнодорожных услуг. [1]

Важная особенность олигополистических рынков в России – картелированный характер олигополистического взаимодействия в российских условиях трансформировался в долгосрочный период. В такой ситуации необходим механизм и инструментарий регулирования олигополии.

Список литературы

  1. Чачина О.Г., Шагинян С.Г. Олигопольное взаимодействие операторов железнодорожного подвижного состава: монография. Ростов н/Д: РГУПС. 2010.
  2. Шагинян С.Г., Радченко Е.В. Регулирование олигопольного взаимодействия на примере рынка конечных грузовых железнодорожных перевозок) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 7 (98). С. 47-49.
  3. Шагинян С.Г., Джелаухова Е.Г. Диагностика формирования олигополистического рынка грузовых железнодорожных перевозок в России // Транспорт: наука, образование, производство сборник научных трудов. 2019. С. 286-289.
  4. Шагинян С.Г., Радченко Е.В., Тимченко О.В. Рыночное доминирование в грузовых железнодорожных перевозках // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. №2 (93).
  5. Шагинян С.Г. Поддержка противоречий олигополии как инструмент регулирования рынка. // Труды международной НПК «Транспорт-2016», ч. 3. - Ростов н/Д: РГУПС, 2016.
  6. Аналитическая база: 550 крупнейших собственников и операторов подвижного состава России: 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: infoline.spb.ru.
  7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: