gototopgototop

Особенности работы социального педагога в детском доме

Уздиев Озди Русланович – магистрант Астраханского государственного университета.

АннотацияВ статье исследуется деятельность социального педагога, взаимодействие с воспитанниками детских домов, а также затрагиваются аспекты законодательного регулирования профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Социальный педагог, социализация, воспитание, социум, детский дом, дети-сироты, закон, социальный работник.

Деятельность социального педагога в работе с детьми заключается в выполнении целого комплекса задач, а именно: участии в воспитании детей, развитии и образовании, социальной защите, изучении особенностей личности, а также в выявлении интересов и потребностей детей.

Обязанности, которые должен выполнять социальный психолог, не ограничиваются вышеуказанным перечнем. В связи с тем, что данная профессия связана в основном с работой с несовершеннолетними, то есть еще формирующимися личностями, и, зачастую, с особенными детьми, требуется выработка тщательных механизмов взаимодействия с ними, а также индивидуального подхода к каждому.

Анализируя правовую основу деятельности социального педагога, следует отметить, что она регулируется как локальными, внутренними актами и уставами, так и федеральным законодательством, в частности, приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» [1], который устанавливает требования к квалификации специалистов и их должностные обязанности.

Говоря об особенностях работы социального педагога в детском доме и ее характеристике, в первую очередь, следует отметить, что детский дом - это воспитательные учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин. Детские дома обеспечивают детям условия обучения, воспитания и подготовки к самостоятельной жизни и социализации в обществе [2, c. 111-113].

Проблема сиротства в Российской Федерации в современных реалиях приобретает другой вид, нежели раньше. Всё большее распространение получают ситуации, когда сиротами дети становятся еще при живых и даже трудоспособных родителях. Это дети из социально неблагополучных семей, где опекун или родитель обычно страдают алкоголизмом либо являются наркозависимыми, а также дети, от которых родители отказываются сразу после рождения из-за отсутствия необходимых условий его воспитания. Данный феномен, называемый «социальным сиротством», представляет собой социальное явление, при котором дети остаются без попечения родителей из-за лишения родительских прав или нежелания воспитывать своего ребенка. Существуют разные данные о количестве детей-сирот, одни говорят, что их количество уменьшается, другие же говорят об обратно, что их количество только возрастает., неизменным остается тот лишь тот факт, что проблема актуальна и требует решения. Однако на территории России есть субъекты где нет ни детей сирот, ни детских домов.

С начала прошлого века на территории Российской Федерации учеными наблюдается третья волна сиротства. Раньше дети в основном становились сиротами, так как теряли своих родителей из-за войны, то есть сиротство являлось последствием жестокости людей и имело некий естественный характер, связанный с внешними неблагоприятными обстоятельствами. В мирное время сиротство приобрело значительно иной характер: в нынешних реалиях сиротой ребенок может стать при живых и дееспособных родителях. Данная ситуация является отражением социальной и общественной ситуации в стране. Для её улучшения необходимо принимать меры по устранению корня проблемы: помогать родителям (опекунам), оказавшимся в трудных ситуациях.

Также к причинам сиротства можно отнести преждевременное старение населения. [3, c. 2].

Указанные причины появления большого количества детей-сирот также обусловливают постепенную деградацию института семьи и семейной системы, человеческой личности. А следствием этого является снижение родительской ответственности, которое встречается даже в здоровых семьях.

Дети-сироты являются очень уязвимы и входят в группу повышенного риска. Условия жизни и воспитания в детских домах становятся лучше, наблюдается индивидуальный подход при воспитание. Усилен контроль соблюдения законных прав и интересов детей-сирот, однако необходимо дальнейшее совершенствование системы социального контроля за их воспитанием, развитием самостоятельности и постдетдомовской адаптации т.д. Для этого необходимо исследовать основные формы и методы работы социальных педагогов с детьми-сиротами [4, c. 4].

Для улучшения профессиональной деятельности социального педагога, работающего в детских домах, необходимо работать над выявлением причин сиротства. Данная информация помогает вырабатывать механизмы налаживания контакта, выявление жизненных трудностей, а также общения, как с детьми, так и с родителями в ситуациях, когда ребенок был отобран социальными службами, и родители хотят вернуть обратно своего ребенка…

Реализуя свои профессиональные обязанности, социальные педагоги выполняют различные социальные роли. Социальные работники, к которым относится социальный педагог, являются связующим звеном между ребенком и обществом, выполняя функцию родителя (опекуна) и защитника ребенка-сироты.

Также необходимо отметить, что социальные работники являются участниками совместной деятельности с детьми, а, кроме того, становятся организаторами этой деятельности. Они являются своеобразными «духовными наставниками», ведущими ребенка и его семью на протяжении многих лет в осуществлению своих ролей в социуме [5, c. 4].

Кроме того, выполняя роль защитника ребенка, социальные педагоги берут на себя функцию социального терапевта, которая заключается в решении и предотвращении конфликтов. Одновременно с этим социальный педагог в рамках осуществления своей деятельности является «социальным судьей», принимая важнейшие решения для полноценного развития ребенка [6, c. 34].

Социальный педагог начинает свою работу с момента, когда ребенок переступает порог детского дома. Знакомясь с личным делом ребенка, социальный педагог выделяет проблемы, которые требуют решения и индивидуального подхода. Он собирает и анализирует сведения о состояния физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка в семье, родителях, наблюдает за обучением воспитанника и контролирует его успеваемость. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.

Причины, по которым ребенок попадает в детский дом, разнятся, поэтому необходимо составление индивидуального плана для развития каждого ребенка в отдельности, для успешной интеграции в общество по выпуску из детского дома. Социальный педагог фактически должен представить, каким должен быть выпускник детского дома, исходя из того какой он сейчас. Для успешного прогнозирования будущего выпускника детского дома социальный педагог и воспитатели детского дома проводят сопоставление сведений, содержащихся в документах ребёнка, с фактическими реалиями, и ищут пути решения проблемных ситуаций.

В процессе работы в детском доме социальный педагог сталкивается с проблемами девиантного поведения, трудностями адаптации ребенка в коллективе. Несмотря на сложную воспитательную деятельность в детском доме, социальный педагог своей работой должен способствовать решению не только первичных, но и текущих задач, которые будут способствовать развитию как воспитанника, так и коллектива в целом. Основными качествами социального педагога, помогающими ему достичь результатов в своей деятельности, являются гуманное отношение к своим подопечным, уважение, чуткость, эмпатия.

Процесс социальной адаптация предполагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация заключается в подготовке ребенка к взрослой и самостоятельной жизни, формировании навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Социальный педагог вместе с психологами помогает детям в профессиональной ориентации помогающие выпускнику выбрать для себя нужную и интересную в будущем профессию, для это могу проводится экскурсии на предприятия, открытые уроки куда приглашаются работники различных профессий где рассказывают о совей профессиональной деятельности. Работа социального педагога способствует формированию у детей адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома. Так, проводятся беседы, разъясняющие, как пользоваться различными видами транспорта, заполнять документы на коммунальные платежи, как подготовиться к вступительным экзаменам. Кроме проведения бесед, социальный педагог использует для решения этих задач и иные средства: деловые игры, упражнения, тренинги и т.д. Все это поможет ребенку в его будущем формировании, и становлением полноценным членом общества.

Деятельность социального педагога в условиях учреждения для детей-сирот основывается как на международных актах ("Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) [7], так и на федеральном законе («Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ [8], Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [9] и других актах.

Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что деятельность социального педагога не ограничивается лишь работой с воспитанниками в детских домах, но и охватывает больший спектр обязанностей. Данная деятельность также включает в себя защиту материальных, жилищных и иных социальных прав детей, определение социального статуса воспитанника, работу с документацией, обеспечение льгот, предусмотренных законом, в период обучения детей, при их выпуске и поступлении на учебу или работу, взаимодействие с судом, загсом, комитетом соц. защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т.д.

Необходимо отметить, что также в обязанности может входить отслеживание постдетдомовской адаптации:оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии, запросы в отделы образования по месту проживания воспитанников, взятых под опеку или возвращенных в семью, ведение картотеки выпускников и иные задачи, необходимые для полноценной социализации выпускника детского дома.

Несмотря на то, что дети-сироты обладают значительными правами и привилегиями, к сожалению, лишь около 10% из них способны полноценно адаптироваться в обществе. Конечно, этому есть множество причин. И обязанность социального педагога - помочь ребенку их избежать.

Работа социального педагога важная и ответственная, принимая участия в жизни детей принимая решения в формирование их будущего. В связи с чем, социальный педагог должен обладать специальными качествами и навыками предъявляемых к нему. Умения общаться с детьми, слушать и слышать их, находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Работа с детьми детского дома требует от социального педагога проницательности, педагогического такта, отзывчивости и желания помочь всем, кто обращается за помощью.

Список литературы

  1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" / Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703 (дата обращения 24.12.2019).
  2. Менситова В. Э. Характеристика детского дома, как образовательно-воспитательного учреждения // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 111-113. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1743/ (дата обращения: 22.12.2019).
  3. Дружинина А.А. Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Тамбовского университета. - 2015. - №8.
  4. Ажгалиева М.А. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни подростков // Наука и образование. – 2015.
  5. Еремина Ю.С. Готовность будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: определение понятия, сущность // Высшее образование сегодня. - 2015. - №11.
  6. Куканова Е.В. Что нужно знать социальному педагогу о счастье и счастливых подростках? // Социальное воспитание. - 2015. - №2.
  7. Конвенция о правах ребенка / Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959 (дата обращения 24.12.2019).
  8. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ / Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558 ( дата обращения 24.12.2019).
  9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" / Российская газета [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html (дата обращения 24.12.2019).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail