УДК 342.813:37.013

Современные тенденции в формировании общепрофессиональных компетенций будущих учителей истории

Мураталиева Мира Алымбековна – кандидат педагогических наук, доцент Бишкекского государственного университета имени К. Карасаева. Бишкек, Кыргызстан.

Аннотация: Вектор современных тенденций в формировании общепрофессиональных компетенций учителя направлен не только на формирование на основе комплексного подхода предметных компетенций, но и общепрофессиональных, в качестве которых выступают универсальные и ключевые компетенции, что даёт основание утверждать актуальность и востребованность трансформации и формирования общепрофессиональных компетенций у будущих учителей, в том числе и истории, в формате направлений современных образовательных тенденций и происходящих процессов глобализации.

Ключевые слова: Компетенции, общепрофессиональные компетенции, учитель, трансформация, тюнинг, психология, социология, стандарт.

Проблема формирования компетенций у будущих учителей на сегодняшний день настолько актуальна, что является предметом исследования многих работ по педагогике, психологии, социологии, философии.

Несмотря на то, что парадигма компетентностно-ориентированного обучения закреплена в нормативных и правовых актах, которые регламентируют образование на всех его уровнях, на сегодняшний день на уровне практической реализации, недостаточно проработаны многие его аспекты.

Отметим, что учебный процесс вуза, несмотря на обучение на компетентностно-ориентированной основе, всё также имеет чёткую структуру дисциплин, строгое календарное планирование, виды оценивания, которых недостаточно для определения уровня сформированности заданных в стандартах компетенций, наряду с чем, прослеживается формальный подход к реализации методологии компетентностного подхода и, тем более, к формированию компетенций будущего педагога, в том числе и по профилю «История».

Анализ таких отечественных нормативных и правовых источников как «Общереспубликанский классификатор занятий 2009-2019», Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, а также анализ проект «Тюнинг», в котором приняло 15 вузов Центральной Азии, в том числе Кыргызская Республика, позволил нам фрагментарно описать «компетентностный портрет» работающего в современных условиях учителя истории.

Майкл Барбер, убедительно аргументирует факты получения выгоды от образования, т.к. в 21 веке все виды занятости требуют высокого уровня сформированности самых актуальных и востребованных компетенций, а это значит – и высокого уровня образования в целом. И консолидация всех правительств мира в этом вопросе, вполне оправдана: экономический успех, социальное единство и сплочённость. Но чтобы этого добиться требуется тотальный контроль за всеми процессами образования. Как следствие – тенденция к унификации, транспарентности, гибкости образовательных программ. Исследователь отмечает особенность современного образования: приоритетна не академическая успешность, а успешность в трудоустройстве, как главный показатель высокого роста на рынке трудоустройства. Наряду с чем, важно в условиях непрерывного профессионального навыка будущим специалистам иметь дополнительные навыки, позволяющие быть востребованными, занятыми в гибкой экономике 21 века. Особую ценность для нас представляет заключение Майкла Барбера о том, что мы, педагоги, должны формировать у выпускников такие умения, навыки и способности, которые выходят за рамки академических показателей, так как, осуществляя «start-up» в рамках своей профессиональной деятельности, молодой специалист может столкнуться с быстро прогрессирующими, динамично растущими инновациями, к которым академическое сообщество сформировать готовность не успело [1, С. 15-22.].

Выделим тенденции, декларируемые Майклом Барбером:

  1. Тенденция образовательных систем мира ориентировать все процессы на образовательные результаты.
  2. Положительная корреляция роста экономики и построения непротиворечивого общества от образования.
  3. Мировая тенденция оценивания результатов региональных и муниципальных систем образования.
  4. Комплексный подход к оценке образовательных программ и результатов регионов.
  5. Идея эффективности в усовершенствовании продуктов и усилению их воздействия на успешный процесс обучения во всем мире.
  6. Динамика роста международных сопоставительных исследований школьных систем в противовес университетским. Мировые рейтинги демонстрируют вклады в университеты, но не результаты обучения.
  7. Разработка измерительных инструментов, позволяющих отслеживать, понимать и выявлять трудности в достижении образовательных результатов обучающихся, что может послужить началом «образовательной революции».
  8. Главная цель ближайших исследований – разработка измерительных инструментов, позволяющих измерить воздействие тех продуктов, которые мы в образовательной системе производим: от университета до учебника.

Майкл Барбер, являясь главным советником крупнейшей в мире образовательной компании «Пирсон», актуализирует процесс оценивания образовательных продуктов на основе «рамки эффективности», которая позволяет проверить полученные планируемые образовательные результаты и определить их прирост в проекции на ожидания.

Особенность «рамки эффективности», в том, что она состоит из 4- элементов:

Первый элемент: Замысел/Дизайн продукта – Маркетинг – Выпуск и распространение продукта – Прогноз образовательных результатов.

Второй элемент: Исследования, подтверждающие возможность достижения ожидаемых результатов – Формулировка индикаторов достижения результатов.

Третий элемент: Планирование процессов по достижению ожидаемых результатов.

Четвёртый элемент: Ресурсы для решения задач – Потенциальные клиенты, использующие продукт – Потенциал для активизации продукта.

Так, исследования Майкла Барбера отражают стратегию совершенствования образовательной системы в подготовке учителя, деятельность которого должна отличаться эффективностью не просто процессов, а эффективностью в достижении образовательных результатов. [1]

Современные исследователи проблем глобального образования 21 века Максим Арзумян, Павел Лукша и др. [2], осуществляя анализ опыта лучших мировых практик в образовании выделяют следующие тенденции, диктуемые экономикой и обществом 21 века:

  1. Обучение на протяжении всей жизни.
  2. Приоритет в формировании будущих педагогов: творческих способностей и эмпатии.
  3. Формирование навыков, формирующих базовую грамотность 21 века: «управление вниманием, информационная гигиена, программирование, эмоциональный интеллект, сотрудничество, креативное и критическое мышление, здоровый образ жизни, финансовая грамотность, этика и др.».
  4. Возникновение спектра новых профессий, основанных на «зелёной экономике»: «зеленый город, здоровый город, взаимосвязанный город».
  5. «Сетецентричная» система образования из разных провайдеров.

Исследователи выделяют следующие принципы современной педагогики и организации образовательной среды [2]:

  • переход к учебным процессам, основанным на принципах сотрудничества, в противовес соперничеству;
  • самостоятельный выбор персонализированной образовательной траектории обучающимися;
  • менторство/наставничество в достижении качества обучения;
  • построение обучения на основе проблемного подхода и существующих жизненных вызовах;
  • смешанная педагогика («blended»).

Таким образом, можно констатировать, что необходимые изменения для преобразования системы образования и трансформации её в соответствии с глобальными изменениями на уровне целей и задач образования, на уровне организации учебного процесса, на смене ролей педагога и обучающегося.

Мировые образовательные системы выделили топ-10 по высокому рейтингу компетенций, которыми должен обладать выпускник. Однако, наблюдается тенденция к их изменению в каждые 5 лет (Таблица 1.) [3]:

Таблица 1. Рейтинг компетенций выпускника университета.

2015 год 2020 год
1 Комплексное решение проблемы Комплексное решение проблем
2 Кооперация Кооперация
3 Управление персоналом Критическое мышление
4 Критическое мышление Креативность
5 Переговоры Управление персоналом
6 Качественный контроль Эмоциональный интеллект
7 Сервисная ориентация Суждение и принятие решений
8 Суждение и Принятие решений Сервисная ориентация
9 Активное слушание Переговоры
1 Креативность Когнитивная гибкость

В странах постсоветского пространства перечень вышеуказанных компетенций формирует прогноз к 2020 году на четверку ключевых компетенций, которые получили название 4К [4]:

  1. Владение навыками Критического мышления и способностью к его проявлению (умение ориентироваться в информационном пространстве, способность к распознанию и анализу причинно-следственных связей, способность к выбору и поиску решений, способность к аналитической рефлексии).
  2. Готовность к проявлению Креативности в осуществляемых видах деятельности (способность к всесторонней оценке процессов и явлений, способность к принятию нестандартных решений, умение управлять своим психоэмоциональным состоянием, способность к разрешению проблемных задач).
  3. Способность осуществлять Коммуникацию на уровне разных сторон общения (коммуникативной, интерактивной, перцептивной)
  4. Способность к Кооперации/Сотрудничеству, умение осуществлять целеполагание, определять способы достижения поставленных задач, умение распределять функциональные роли и оценивание ожидаемых результатов.

Так, Брун И. [5] описывая компетентностную модель 4К, констатирует, что этими компетенциями должна обладать каждая личность, мотивацией которой должен быть не только карьерный рост:

-критическое мышление представлено тремя компонентами: аналитический (оценивание фактов и аргументов), синтетический (развитие логики собеседника, формирование собственной позиции), общий компонент (понимание причинно-следственных отношений, умение выразить и объяснить свои умозаключения);

-креативность – тремя составляющими: любознательность, воображение, сопротивление преждевременному завершению;

-коммуникация и кооперация – тремя составляющими: анализ и оценка взаимодействия, работа в команде, способность выстраивать диалог.

Так, вышеизложенное позволяет нам прийти к выводу о том, что актуализируемые в мировом образовательном пространстве навыки 21 века, выраженные в компетенциях, которые должны формироваться в процессе образования на протяжении всей жизни, действительно актуальны и могут оказать существенное конструктивное воздействие на развитие личности, а значит и на совершенствование общества, что обеспечит качество жизни в целом во всех ее сферах (образовательной, экономической, социальной, политической).

Вектор современных тенденций в формировании общепрофессиональных компетенций учителя направлен не только на формирование на основе комплексного подхода предметных компетенций, но и общепрофессиональных, в качестве которых выступают универсальные и ключевые компетенции, что даёт основание утверждать актуальность и востребованность трансформации и формирования общепрофессиональных компетенций у будущих учителей, в том числе и истории, в формате направлений современных образовательных тенденций и происходящих процессов глобализации.

Список литературы

  1. Майкл Барбер Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад? [Электронный ресурс]: материалы XI Международной научно-практической конференции. Москва, 19-20 февраля 2014 года / М.Л. Агранович и др. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Дело, 2014. – 332 c. Режим доступа: http: // . – ЭБС «IPRbooks».
  2. Share and Discover Knowledge on LinkedIn SlideShare [Электронный ресурс]. – URL: https://pt.slideshare.net.
  3. Forbes [Электронный ресурс]. – URL: https://www.forbes.com.
  4. Институт образования — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. – URL: https://ioe.hse.ru.
  5. Доклад о промежуточных результатах проекта «4К современного мира. Формирование компетенций 21-го века и оценка индивидуального прогресса в их развитии» [Электронный ресурс]. – URL: https://ioe.hse.ru/monitoring/news/202975137.htm.

Интересная статья? Поделись ей с другими: