УДК 37.013
Реализация коммуникативного подхода и развитие творческих способностей студентов (на примере педагогического факультета КГУ им. И. Арабаева)
Сегизбаева НазгульКапаровна – старший преподаватель Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева.
Аннотация: Коммуникативный подход основывается на процессе обучения, который будет ориентироваться на студенте. Основная задача преподавателя как организатора учебного процесса это создание и реализация в учебной аудитории атмосферы, располагающей к коммуникации и выполнению коммуникативных, творческих заданий, которые в свою очередь развивают творческие способности обучаемых.Для реализации коммуникативного подхода рассматривают учебные материалы как способ влияния на качество учебной коммуникации и использования языка.Коммуникативный подход в формировании творческих способностей в учебно-воспитательном процессе затрагивает много вопросов, так как воздействуя на личность, мы можем обогатить практический и эмоциональный опыт, что формирует логику и мышление и ведет к накоплению навыков речевой деятельности. Коммуникативный подход предполагает, что процесс обучения ориентирован на обучаемом. Поэтому задача преподавателя как организатора учебного процесса – создание в учебной аудитории атмосферы, располагающей к коммуникации и выполнению коммуникативных заданий.
Говоря об учебных материалах, используемых при коммуникативном обучении, следует отметить их практически неограниченное разнообразие. Сторонники коммуникативного подхода рассматривают учебные материалы как способ влияния на качество учебной коммуникации и использования языка. Учебные материалы выполняют, таким образом, первостепенную роль в мотивации коммуникативного использования языка. В настоящее время коммуникативный подход может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей студентов. В ходе осуществления практической цели обучения, студент в процессе коммуникативно-познавательной деятельности, используя слушание, говорение, письмо и аудирование, расширяет свой кругозор, чувства и эмоции.
Ключевые слова: Коммуникативный подход, творческие способности, речевые материалы, четыре вида речевой деятельности, слушание, говорение, аудирование и письмо, текст.
В образовании Кыргызстана на современном этапенаметилось направление коммуникативного подхода, которыйформирует развитие творческих способностей студентов. Преподаватель осуществляет учебную деятельность, которая заключается в освоении знанийчерез приемы: “...направленные на удовлетворение интересов личности, способностей и содействующей самореализации, и культурной адаптации, входящих в рамки стандарта общего образования.Из всего перечисленного многообразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство поведения, решая проблему занятости детей»[1, с. 78].
Приемы, используемые в рамках коммуникативного подхода,направлены на пробуждение интереса обучаемых, на установление связей между имеющимся опытом и новой информацией, которую они получат в процессе знакомства с текстом. На данном этапе следует проводить обсуждение названия, темы и актуализацию предварительных знаний по теме. Важную роль играет работа над значением новых, незнакомых слов, над определением структуры текста, а также предварительная работа с контекстом создания произведения (что учащиеся знают об авторе, когда книга была написана, есть ли подсказки в иллюстрациях к произведению и т.п.).
Данный подход, позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как «…овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов обучаемых, их способности, наклонностей и пожеланий» [2, с. 281].
Коммуникативный подход - это подход, который направлен на формирование у обучаемых смыслового восприятия и понимания кыргызского языка, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний[3, с. 81]. Также он заключается в соответствии уровням В1, В2, С1, С2, в связи с тем, что в настоящее время требуется академическая грамотность, что непосредственно является самым основным требованием в образовании и в развитии творческих способностей студентов.Используя на занятиях коммуникативный метод, мы стараемся развить навыки речевой деятельности у студентов факультета педагогики.
Следовательно, мы пришли к выводу, что коммуникативный подход в развитии творческих способностей студентов, будет эффективным, если:
- будут задействованы все четыре вида речевой деятельности
- активизируют ранее полученные знания
- научатся прогнозировать и решать практические задания
Программа по дисциплине «Кыргызский язык и литература» составлена на основе Государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики ГОС ВПО, утвержденногоучебного плана№1179/1 от 15.09.2015 года. Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны прослушать курсы «Введение в языкознание и практикум по каллиграфии», «Кыргызский язык». Данный курс послужит основой для успешного освоения следующих дисциплин: Методика преподавания русскому языку “Теория и методика объяснительного чтения”, “Детская литература”, “Практикум по выразительному чтению”, “Практика (адаптационная или производственная)”.
Учебный материал:
- подбирается в соответствии с темой и целью и требованиям образовательных стандартах,
- связан с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников,
- отражает межпредметные связи (формируют общую научную картину мира),
- объем учебного материала должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным.
- обеспечивает связь содержания с предыдущими знаниями или ранее изученным материалом.
- направлен на речевые интенции, т.е. коммуникативные намерения, которые должен уметь реализовать обучаемый;
- позволяет создавать ситуации, в которых обучаемый должен уметь осуществлять речевое общение и реализовывать свои коммуникативные намерения;
- содержит темы, в рамках которых может осуществлять речевое общение;
- состоит из языкового материала (словообразовательный, морфологический, синтаксический);
- учитывает все виды речевой деятельности
Для реализации следующих приемов, мы предлагаем работу с упражнениями, которые на каждом занятии отрабатываются студентами.
Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания. Выберите одно слово и составьте с ним синквейн
Путешествие, путешественник, тур, гостиница, отель, отпуск; быть, бывать, побывать; посещать, посетить, навещать, навестить; неожиданность, трудность, пустяк, условие; беспокоиться, мириться, сталкиваться, приспосабливаться.
Задание2. Расскажите, «что вы посетили? кого навестили?»
а) Подумайте, с какими группами слов употребляется обычно глагол посетить, и с какими — глагол навестить.
Кто? друзья, родные, знакомые, брат, сестра и т.п. Делегация (группа) туристов, представители министерства (общественности) и т.п. |
Посещать — Посетить Навещать — Навестить |
Кого? больных, знакомых, родителей и т.п. Что? Кыргызстан, город, музей, университет и т.п.; занятия, уроки, курсы и т.п.; родные места, старую школу и т.п. |
Задание 3. Ответьте на следующие вопросы.
Вспомните своё недавнее путешествие. Ответьте на вопросы справа. Напишите об этом путешествии, используя свои заметки. Посоветуйте друзьям посетить это место. |
Куда? Когда? Как? На каком транспорте? С кем? Как долго? Что взяли с собой? Что запомнилось больше всего? |
Задание4. Ответьте на следующие вопросы
Путешествие – это удовольствие
Путешествие открывает новых друзей, считал Александр Дюма. И это правда. Мы получаем настоящее удовольствие только во время путешествия. Увлекаясь путешествиями, мы замечаем и запоминаем все то, что не увидим и не узнаем дома. Люди начали путешествовать давным-давно. Самые первые путешественники были исследователями, которые отправлялись в путь на поиски богатства, славы или чего-нибудь еще. Их путешествия были очень опасными, но люди все продолжали идти к неизведанным землям.
Сейчас это не так опасно, да и более удобно. Хотите поехать куда-нибудь? Есть сотни компаний, которые помогут вам. Они позаботятся о ваших билетах и забронируют все что нужно.
Вы не говорите на языке страны, в которую едете? Есть переводчики, которые помогут вам.
Современный уровень сервиса дает вам возможность путешествовать с удовольствием. Вы можете выбрать вид транспорта, который вам нравится: самолет, поезд, корабль, велосипед, или вы можете путешествовать пешком.
В общем, сегодня предусмотрено всё, чтобы ваше путешествие было удовольствием. (Источник из интернет-ресурсов)
Выполнение подобных заданий позволяет использовать методы оценивания, которые необходимо проверять и оценивать при определенииуровня достижений обучающихся по поставленным целям обучения (письменные или устные тесты, портфолио, проектная работа, эссе, и т.д.), а также разнообразить методы и средства обучения по разработанному материалу.
Список литературы
- Русский язык для национальных групп неязыковых вузов: практический курс русского языка. Под редакцией Е.Н. Ершовой. – М., 1986.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Н.Д. Гальскова, - М.: Арти-Глассо, 2000. – 281.
- Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски: Учебник по русскому языку. – 6-е изд., стереотип. – М: Русс.яз., 2004.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.