gototopgototop

УДК 37.013

О методике поуровневого обучения кыргызскому языку студентов-бакалавров

Сегизбаева НазгульКапаровна – старший преподаватель Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева.

Аннотация: Методика обучения и подготовка будущих учителей начальных классов требует не только овладения теоретическими знаниями, но и практических навыков, поэтому путь к осуществлению коммуникативной деятельности студентов-бакалавров – это реализация и организация учебного процесса, путем изучения речевых интенций. За основу взята дисциплина «Практический курс кыргызского языка», которая создает условия для осуществления учебной деятельности посредством развития речевых навыков: говорение, чтение, письмо и аудирование. При применении коммуникативного метода происходитразвитиеучебного процесса и существенно меняется подход к заданиям, делается акцент на речевую тему, которая включает в себя грамматические темы этим самым у них проявляется интерес к анализу, синтезу предмета.На первых порах, мы используем различные методы обучения, которые позволяют развивать логическое и стратегическое мышление наших студентов. Таким образом, они используют свои знания на практике в школе и в последующем на своем рабочем месте. Индивидуальный подход позволяет дифференцированно подбирать коммуникативные задания с использованием различных речевых интенций, закрепленных в каждой теме.В настоящее время в образовательных учреждениях Кыргызстана есть возможность развития коммуникативной направленности, которая внесла свои коррективы в образовательный процесс, так как требует от студента и преподавателя путь к саморазвитию. Обращая внимание на преподаваемые дисциплины в университете, которые даются посредством реализации интегрированной методикиу обучаемых проявляется интерес к познанию, применению и пониманию предмета.Коммуникативное обучение являетсяэффективным подходом в преподавании, при котором процесс живой коммуникации получал приоритет.

Ключевые слова: Методика обучения, подготовка, начальные классы, интерактивная методика, виды речевой деятельности, говорение, чтение, письмо, аудирование, достижение, оценивание, планирование, структура.

В условиях методики обучения и подготовки будущих учителей начальных классов требует развития практических навыков, поэтому путь к осуществлению коммуникативной деятельности студентов-бакалавров – это реализация и организация учебного процесса, путем изучения и применения речевых интенций. За основу взята дисциплина «Практический курс кыргызского языка», которая посредством осуществления введения учебной деятельности осуществляет развитиечетырех видов речевой деятельности: говорение, чтение, письмо и аудирование.

При коммуникативном методе в учебном процессе существенно меняется подход к заданиям, делается акцент на речевую тему, которая включает в себя грамматические темы у обучаемых проявляется интерес к познанию, применению и пониманию предмета.

Основной целью практического курса кыргызского языка на уровне А2, В1 считается овладение практической разговорно-бытовой речью для его активного применения в повседневной жизни, подготовка студентов к практическому овладению кыргызским языком на этих четырех видах речевой деятельности, а также формирование у студентов познавательной активности и творчества в приобретении конкретных профессионально-значимых умений и навыков. Кроме того, курс осуществляет развитие навыков работы с аутентичным материалом для получения необходимой информации, ведения коммуникации на кыргызском языке в объеме материала, предусмотренной программой по четырем видам коммуникативной деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Использование продуктивной коммуникативной деятельности является определяющим фактором в дальнейшей языковой подготовке специалистов неязыковых факультетов. При составлении заданий использовались тексты из различных источников (журналы, газеты, объявления, вывески, указатели, видео и др.). При подборе языкового материала для использования его в устной речи в диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера, путем формирования навыков речевого общения и овладение речью, умения поддерживать беседу о себе, друзьях, семье, учебе, работе, свободном времени, родном городе, здоровье, умения построить собственное высказывание на основе прочитанной информации.Составление и выполнение письменных работ: короткое письмо, поздравление, эссе. Наш курс построен на коммуникативном подходе с применением активных методов обучения, который сочетает в себе обсуждение в группах,беседу, чтение, презентации, эссе, сбор заданий в портфолио. При этом студенты будут направлены на дополнительное самостоятельное изучение материала- чтение рассказов, просмотр фильмов, эссе рефлексия которые будутзаносится в портфолио.

Методика работывключает в себя интерактивные приемы: парную, групповую, вопросы-ответы, синквейн, чтение с остановками, литературные кружки, написание эссе (эссе-рефлексия, эссе-размышление, эссе-аргументация).

Также стоит отметить важность коммуникативного метода, который сегодня актуален во всем мире. Обучение кыргызскому языку невозможно без использования методов и приемовусвоения грамматического строя языка и должно опираться на принципы, предлагаемые нам Е.И. Пассовым:

  • Принцип ситуативности
  • Функциональности
  • Речемыслительной активности
  • Новизны
  • Индивидуальности [1, с. 135].

Эти принципы видны в разработанных коммуникативных заданиях, упражнениях, речевых ситуациях, играх.

  1. Вспомнитеиз своей жизни ситуацию, которая произошла недавно расскажите ее группе или друг другу. Ваш оппонент старается выйти из ситуации подобрав, нужную фразу из контекста.
    Для выполнения данных заданий, следует предлагать интересные для них примеры. Можно предполагать, что такое построение учебной деятельности, взятое из личного опыта, близки студентам не только тем, что речевой продукт оригинален, но и позволяет снять барьеры и дает возможность раскрыться друг другу. Таким образом, усиливается внимание и появляется мотивационный стимул, создаёт комфортную среду среди учащихся вузов.
  2. Умение составлять вопросы это сложный навык, который можно использоватьна занятиях. Для этого разрабатываются упражнения на восстановление вопроса по заданному ответу, подобная работа развивает творчество самих обучаемых. Также можно использовать упражнение, построенные в вопросно-ответной форме, что потом можно использовать дляпортфолио. Вопросительные структуры развивают навыки анализа, умение делать выводы, предполагать.
  3. Каждому студенту раздаются илюстрации или картинки по тематике, используемые на занятии, которые они стараются собрать в единое целое путем общения с друг другом.
  4. Грамматика на коммуникативной основе может включать применение различных языковых форм к ситуациям общения. Предлагая найти нужную карточку, мы добиваемсяправильногоупотреблениячастей речи, а также правильно строить вопросительные, повествовательные, побудительные конструкции.
  5. В заданиях содержатся словосочетания, показывающие различные занятияна отдыхе. Один из учащихсяневербально показывает различные движения, по которым остальные должны их отгадать.

“Рассмотренные виды работы предполагают выражение собственных мыслей, личностная вовлечённость учащихся в процесс общения и, следовательно, носят подлинно речевой характер, что в наибольшей степени соответствует задачам формирования коммуникативной компетенции” [2, с. 296]

Для подготовки будущих учителей наш факультет Педагогики меняет принцип проведения занятия по кыргызскому языку, основываясь на речевые интенции, которые предъявлены в ГОС ВПО КР, через которые готовят процесс реализации коммуникативного метода. При составлении технологической карты по дисциплине практический курс кыргызского языка, мы использовали 4 раздела, в которых по 4 темы. Используемые интенции: представить себя, расспросить о семье, увлечениях; представить свою семью, расспросить о семье друга, дать характеристику лицу; инициировать беседу -поддерживать беседу -запланировать свой день; описать объект, -убедить, -дать характеристику,дать характеристику лица, -запросить информацию и т.д.

В результате освоения курса обучаемые должны освоить навыки работы с текстом, с различными источниками информации, знать приемы конспектирования и изложения текстовой информации. Студенты должны научиться представлять себя и результаты своей работы, вести себя свободно и уверенно в различных, в том числе учебных ситуациях, использовать полученные методы для целенаправленной деятельности в различных предлагаемых обстоятельствах.

Курс основывается на программе развития универсальных учебных действий, инновационным является построение курса от отработки конкретных универсальных учебных действий до создания целостного исследовательского проекта, который студенты предоставляют преподавателю в качестве исследовательского проекта.

Кроме того, включение элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволяет активизировать усвоение теоретического материала и разнообразить практическую работу [3, с. 272].

Такая интегрированная информация учит студентов строить собственные речевые высказывания на основе понимания опыта, идей и представлений, выражать свои мысли четко, понятно для других, в зависимости от конкретной ситуации.Такая работа способствует осуществлению впоследствии педагогической деятельности.

Результатом освоения данного курса для них станет успешное прохождение педагогической практики в одной из городских школ г. Бишкек.

Целью языкового портфолио является: «…развитие обучаемого, обогащение его межкультурных знаний, повышение языковой компетенции и предоставление возможности записывать свои достижения и опыт в изучении и использовании обучаемого языка. Он также отражает процесс изучения языка и способствует дальнейшему планированию и мониторингу успеха обучения» [4, с. 11].

Таким образом, для создания учебной среды, мы предлагаем проведение курса занятий, которые предполагают, свободное общение и взаимодействие и требуют атмосферы доверия и творчества. В такой атмосфере студент чувствует себя свободно, учится высказывать и отстаивать собственную точку зрения, прислушиваться к мнению других, уметь ориентироваться по созданной ситуации. Вот почему так важно, даже несмотря на то, что учащиеся могут быть знакомы и общаться друг с другом – начать любое занятие с момента построения такой атмосферы доверия и творчества.

Часто используемые методы интерактивного обучения:

  • проблемно-поисковая беседа;
  • метод дискуссии;
  • «мозговой штурм»;
  • метод «деловой игры»;
  • работа в малых группах.

Дисциплина, которую мы предлагаем, как путь к реализации подготовки будущих учителей предусматривает динамику изменения результата обучения поуровневой методики кыргызского языка.

Список литературы

  1. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.
  2. Биялиев К. А. Кыргыз тили: Жогорку окуу жайларындагы башка улуттардын студенттери үчүн окуу китеби. – Бишкек, КРСУ, 2002.
  3. Задорожная Н.П. Академическое письмо: от предложения к тексту. Бишкек, 2017.
  4. Программа интенсивного курса обучения киргизскому языку для взрослого некоренного населения и студентов вузов / Сост.: Горн А. Г., Мамбеткалиев С., Токтоналиев К. Т. – Бишкек, 1991.
  5. Языковая системность при коммуникативном обучении: Сб. статей /под ред. Лаптевой О. А., Лобановой Н. А., Формановской Н. И. – М.: Русский язык, 1988.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail