УДК 373.2

Разница в подходах к воспитанию детей, традиции запада и востока

Сабырова Элзада Сыдыковна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель Бишкекского государственного университета имени К. Карасаева.

Алымбаева Бермет Бекешовна – научный сотрудник лаборатории Педагогики и профессионального образования Кыргызской академии образования.

Аннотация: В данной статье рассматриваются традиции Запада и Востока, разница воспитании детей. Особенно серьезно отличаются западная и восточная (азиатская) модели воспитания. Авторы сравнивают эти традиции. Гуманность, самостоятельность и индивидуальность – эти главные принципы педагогики одинаковы для всех стран мира, но каждый народ вносит в эти понятия свой смысл и расставляет разные акценты.

Ключевые слова: Воспитание, традиции, культурные различия, родители, педагогика, сравнение, ребёнок.

Одно из актуальных и очень интересных тем, узнать разницу в подходах к воспитанию детей, традиции Запада и Востока.

В каждой стране существуют свои традиции. И касается это не только культуры, но и такого важного момента, как воспитание детей. Особенно серьезно отличаются западная и восточная (азиатская) модели воспитания.

Системы воспитания детей у разных народов мира значительно отличаются. И влияют на эти различия многие факторы: менталитет, религия, образ жизни и даже климатические условия.

Кажется, что, несмотря на языковые и культурные различия, все родители на свете похожи. Так, как родители всех стран считают самым важным, чтобы ребёнок рос здоровым, умным и развивался гармонично, чтобы их дети росли умными, послушными, развитыми. Но, когда дело доходит до методов воспитания, оказывается, что в каждой стране есть свои приоритеты. Французский папа, турецкая мама или испанская бабушка привыкли поступать по-своему, ведь их традиционные педагогические подходы так важны для малыша и семьи.

Особенно серьезно отличаются западная и восточная (азиатская) модели воспитания. Можно сравнить эти традиции.

Гуманность, самостоятельность и индивидуальность – эти главные принципы педагогики одинаковы для всех стран мира. Но каждый народ вносит в понятия свой смысл и расставляет разные акценты. Посмотрим со стороны и сравним: может, нам есть чему поучиться. Ведь сейчас стало модно заимствовать разные методы воспитания страны другу друга.

Например, сейчас много говорят о особенностях японской традиции воспитания.

Ведь много людей, посетивших эту страну, заметили, что в Японии трудно увидеть капризного ребенка и нервную маму. Какая же тайна у родителей Страны Восходящего Солнца? Огромную роль в жизни малыша играет мама. С рождения и до трех лет японская женщина старается все время находиться со своим ребенком. Она носит его с собой повсюду, кормит по первому желанию, кладет спать возле себя. Очень добрая, нежная и терпеливая. Она не кричит, не читает нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. В Японии детство ребенка условно разделено на периоды. С рождения до пяти лет японцы обращаются с малышом «как с королем», от пяти до десяти – «как рабом», от десяти до пятнадцати – «как другом» или как с равным.

Воспитание в стране Японии широко практикуется ранее развитие ребёнка. Очень многим вещам он обучается уже с малых лет. В этом периоде уже обозначаются способности ребёнка, на котором уже строятся его жизненные ориентиры. С трех лет ребенок обычно идет в детский сад. Попасть туда не так-то просто, малыш должен пройти достаточно сложное тестирование, денег это тоже будет стоить приличных, так как родители стараются отдать детей в элитные сады, которые находятся под опекой главных университетов. В Японии обычное дело с младенчества готовить ребенка для той или иной профессии, сад при школе, школа при университете.

С рождения до 5-ти лет у японского ребенка длится так называемый период вседозволенности, когда ему позволено делать все, что вздумается, не нарываясь на замечания взрослых. Наказания практически отсутствуют, как и повышенный тон.

До пятилетнего возраста детей стараются ни в чём не ограничивать. Японцы считают, что в это время ребёнку нужна свобода. Хочешь – рисуй на обоях, хочешь – бегай голышом по улице, хочешь – бей посуду. Конечно, это не означает, что малыши абсолютно избалованы. Их учат вежливости, хорошим манерам, приучают ощущать себя частью государства и общества. Но если вдруг ребёнок повел себя некрасиво и нарушил этикет, то его могут отчитать за плохой поступок, объяснив, почему так делать не стоит. Японцам важно научить детей уважать взрослых и традиции своего государства.

Мама с папой никогда не повышают тон в беседе с детьми и не читают многочасовые нотации. Исключены и физические наказания. Главная дисциплинарная мера – родители отводят малыша в сторонку и объясняют, почему нельзя себя так вести.

Если до пяти лет малышу позволительно все, то с 6 лет в его мире все меняется, и он узнает, что любое слово родителей – закон. Голос на детей в Японии не повышают, наказывают их молчанием, отчуждением от группы.

В школе к детям предъявляют очень высокие требования и ждут полнейшего повиновения. Именно в этом возрасте и закладывается известная на весь мир высокая работоспособность японцев, трудолюбие, послушание и строгое соблюдение общественных норм, правил и законов.
Их поведение строго регламентировано: нужно почтительно относиться к родителям и учителям, носить одинаковую одежду и вообще не выделяться на фоне сверстников. Если даже ученик учится на отлично, никогда учителя не хвалят и не рассказывают о его успехах родителям.

С 15 лет к ребенку начинают относиться как к равному, считая его самостоятельной и полноценной личностью.

Теперь посмотрим, особенности китайского воспитания. Китае с ранних лет растят гениев, в Англии ценят манеры, а в Германии приветствуют строгость. Чем отличается воспитание детей в разных странах? Почему-то, что считается нормой у одних народов, может быть недопустимым у других?

Воспитание в Китае заточено на интеллектуальное развитие детей. С этой целью родители стараются записать малышей во всевозможные кружки и секции. По мнению китайцев, ребёнок постоянно должен заниматься чем-то полезным, что будет его развивать. Причём забивать гвозди или поливать цветы они одинаково учат и дочерей, и сыновей.

Уже в грудном возрасте детей отдают в ясли, где их режим дня расписан по минутам. Мамы сами, изучают методики раннего развития.

Уже в детских садах воспитатели делают акцент на покорность - ребенок во всем должен слушаться старших. Еда, игры, сон – все четко по расписанию, мнение ребенка никого не волнует.

Китайская мама никогда не отпустит своих дочерей на вечеринки с ночевкой (зачем?), не позволит заводить дружков (рано!), запретит участвовать в школьных спектаклях (это баловство) и жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях (это ещё что такое?!). Китайская мама сама решит, какие факультативы нужны дочке или сыну и запретит им любые занятия, которые отвлекают детей от того, чем им сейчас необходимо заниматься. Понятно, что у ребенка не будет просмотров сериалов и болтовни

В Китае детей любят, но не спешат их баловать. Дети должны полностью подчиняться родителям. Послушание во всем. Дисциплина и покорность. Вот некоторые черты характера, которые прививают родители детям с раннего возраста. Китайские мамы рано прекращают кормить ребенка грудью, отдают в ясли даже с трехмесячного возраста, дорожат работой, но няням доверять малыша не спешат. Очень большое значения для родителей имеет воспитание и учеба ребенка. Так сложилось, что Китай – страна с огромным перенаселением. Власти были вынуждены издать так называемый "закон одного ребенка". Ну а если ребенок один, хочется дать ему только все лучшее. Все же с раннего детства китайские малыши придерживаются режима дня. Родители не дают спуску в учебе, никаких поблажек в занятиях спортом или музыкой. Так уж принято, что родители лучше знают, что нужно их детям. В ребенке воспитывают любовь к труду, привязанность к семье и почтение национальных традиций.

В Китае нет традиционного разделение на воспитания мальчиков и девочек, здесь всех воспитывают одинаково, так как и во взрослой жизни распределений обязанностей на «женские» и «мужские» в семье нет. Как папа, так и мама могут зарабатывать или, наоборот, сидеть дома с ребенком. [2]

Главное в воспитании детей в Китае – это послушание. Еще с детского сада ребенок должен неукоснительно делать то, что ему говорят взрослые. Весь день ребенка четко расписан, распорядок меняют крайне редко. Перечить им – нельзя. Они выбирают досуг ребенка, даже то, в какие игрушки ему можно играть. При этом хвалят детей в Китае крайне редко.

Посмотрим особенности воспитания США. В этой стране у детей прав больше – это страна эмигрантов. Здесь сплелись десятки культур, и каждая имеет влияние одна на другую. Но все же можно выделить некоторые особенности воспитания детей, которые присущи этой стране. В США нет декретных отпусков, собственно, место работы женщине никто не сохраняет. Потому выписывают маму и младенца с роддома как можно скорее. Некоторые женщины выходят на работу уже на третий день после родов. Куда же девают малыша? Конечно, оставляют с няней. Американские родители не бояться оставлять детей в яслях. Хоть и в США семья стоит на первом месте, бабушкам и дедушкам сидеть с ребенком не принято. Они – часть семьи, но не воспитатели. Некоторые традиции воспитания, о которых они рассказывают, очень странные. Ну и что, если у малыша температура, а мама хочет почитать журнал или посмотреть шоу, она же дала ему таблетку? Ну и что, если закутанный папа несет полураздетого сына по снежной улице? С ребенком ничего не случится за полчаса. Дети с раннего возраста должны знать, что у родителей тоже есть личная жизнь. Малышей с первых дней жизни укладывают спать в отдельной комнате, не бегут по первому крику, практически не кормят грудью. Но все же американские родители принимают активное участие в школьной жизни детей. Вся семья сопровождает малыша на выступлении или соревновании. В США не принято ругать детей, законодательно запрещено бить. Они разговаривают с ребенком, дают понять, как он огорчил родителей. Если разговор не помогает, лишают любимых сладостей или развлечений. Хотя для многих остается загадкой, как заставить ребенка слушаться, если у него прав больше, чем у родителей?

Американские родители считают: чтобы вырастить гармоничную личность, с детьми надо проводить много времени и не сравнивать их с другими. Детям стараются давать свободу, однако и прививают чувство ответственности. Родители предпочитают укладывать детей спать рано: это одобряют американские педиатры, а взрослым хочется иметь свободное время по вечерам. С 5 лет детей учат распоряжаться деньгами, а чуть позже заводят им персональные счета. У ребенка должна быть своя комната с рождения. Он сам решает, повзрослев, когда проводить уборку, а взрослые не могут входить к нему без спроса.

Воспитание детей в Германии основано на строгости и порядке. Немецкий стиль воспитания – это четкая организация и последовательность.

Родители устанавливают определённые правила: например, детям нельзя долго смотреть телевизор или играть в компьютер допоздна. С ранних лет ребёнка учат отвечать за свои поступки и быть самостоятельными.

Ребенок – член семьи, но вовсе не пуп земли, считают немецкие родители. Поэтому с появлением малыша его интегрируют в семейные дела, а мама не лишается своей привычной жизни. Немецкие родители очень мобильны. Грудной младенец на руках не станет преградой, чтобы сходить в кафе или парк. Малыша берут с собой или оставляют с няней. С трёх лет дети идут в сад, где их учат не буквам и цифрам, а правилам поведения в обществе и дисциплине.

Детям очень рано начинают давать карманные деньги: недавний опрос немецких ребят от 6 до 13 лет показал, что их карманные расходы составляют в среднем 1000 евро в год. И это вовсе не означает, что школьники пускают деньги на ветер – их учат планировать собственный бюджет и откладывать деньги.

Многодетные семьи для этой страны редкость. Возможно, это связано со скрупулезной тщательностью немецких родителей в подходе к вопросу расширения семьи. А теперь посмотрим, особенности итальянского воспитания.Итальянцы трепетно относятся к детям, считая их дарами небес. Детей любят, причем не только их родители, дядюшки, тетушки и бабушки с дедушками, а вообще все встречные, начиная от бармена и заканчивая продавцом газет. Всем малышам гарантировано внимание. Прохожий может улыбаться ребенку, потрепать его за щечки, что-то ему сказать. Неудивительно, что для своих родителей ребенок в Италии остается ребенком и в 20, и в 30 лет.

Они редко отдают малышей в садик, считая, что они должны

воспитываться в большой и дружной семье. Ему разрешают всё: шуметь, кричать, не выполнять требования взрослых, играть часами на улице. Итальянские папы наравне со своими женами разделяют обязанности по воспитанию ребенка. Они никогда не скажут «Воспитание детей – женское дело».

Редко где с такой любовью относятся к детям, как в Средней Азии в том числе и в Кыргызстане. «Дом с детьми базар, дом без детей – мазар, - так говорит пословица. Здесь и семь, и десять, и даже двенадцать детей в семье – не обуза, а радость. Одно из первых правил, внушаемых малышу, - уважение к старшим.

Кыргызстан одно из немногочисленных исключений, потому что эта страна несмотря, ни на что сохранила все, что появилось много веков назад. Рождение ребенка, свадьба или похороны – для каждого из этих событий существую свои обряды, которые совершенно не изменились за все это время. Воспитание мальчиков и девочек совершенно по-разному. У них не одинаковое жизненное предназначение. Девочек обучают, главным образом, домашней работе, быть хозяйкой, наводить чистоту, готовить вкусную еду, помогать старшим женщинам. Мальчики в Кыргызстана в возрасте от 10 до 13 лет тоже уже считаются взрослыми, и наступает то время, когда они могут пройти испытание первой посадки на лошадь. В этом возрасте начинается их длинный путь, когда к их воспитанию относятся иначе и больше всего времени мальчики проводят уже с мужчинами, которые воспитывают в них мужество, смелость, силу и ловкость. Мальчикам поручают смотреть за домашним скотом. Мужчина должен стать настоящей опорой для своей будущей семьи, должен оберегать свою жену и детей от всех возможных неприятностей. Не только в Кыргызстане, но и во всей Средней Азии женщины отличаются своей хозяйственностью, покладистостью и терпением. Женщины старших поколений передают молодежи свое умение в обработке шерсти, ее окрашивании для дальнейшего использования в создании красочных образцов народного творчества. Всевозможные поделки, вышивки и т. п. служат для украшения не только одежды, домашней утвари, ковров, но и украшали жилища народа.

К родителям в Средней Азии обращаются на «вы», почтению учат и мальчиков и девочек. Цельность системы В Средней Азии построенный к трудолюбию, гостеприимстве, уважение к старшим.

Сравнили западную и азиатскую традицию воспитания: они серьезно различаются друг от друга.

Западные родители не фанатичны в деле воспитания детей, воспитание детей у них не стоит на первом месте, а самое главное, они убеждены, что дети ничего не должны своим родителям. "Дети не выбирают своих родителей. Родители сами дают им жизнь, и поэтому обязаны им помогать. А вот дети ничего родителям не должны, они будут должны только своим детям".

Азиатские родители помешаны на своих детях и готовы сделать для них все. На обучающие занятия со своими детьми азиатские родители тратят примерно в 10 раз больше времени в течение дня, чем западные родители. Однако в обмен на это мамы убеждены, что их дети в долгу перед ними практически во всем. «Родители – это те, кто дали вам жизнь. Родители – это те, кто посвятили вам жизнь. Родители для ребенка – это святое, и сколько бы дети не сделали для своих родителей, они никогда не расплатятся перед ними сполна. Обязанность ребенка – слушаться своих родителей и вызывать их гордость своими достижениями».

Азиатская традиция воспитания – это воспитание в строгости, где идёт приучение к дисциплине и запрещается все, что не служит целям воспитания. Западная традиция воспитания – это поддержка собственных выборов ребенка и создание благоприятной среды для возможности его саморазвития.

Западные родители очень обеспокоены самооценкой своих детей и переживают о том, что может переживать их ребенок, поскольку психика детей, по их представлениям, очень хрупкая. В традиции западного воспитания считается обязательной понимание и поддержка детей в их трудностях, забота о том, чтобы не перегрузить детей, внимательность и бережность, чтобы не причинить им психологических травм негативными и тем более резкими оценками. Азиатские родители, напротив, подразумевают в своих детях силу, а не хрупкость и готовы требовать от детей самых высоких результатов, предельно прямо высказывая свои оценки успехам и неудачам.

Азиатские родители считают, что лучшая мотивация для ребенка - его реальные успехи, а желание что-то делать приходит вслед за тем, что ребенок начинает любое дело делать качественно. Чтобы у ребенка была мотивация, они не хвалят его за ни за что, а требуют от ребенка, чтобы он научился нужное дело делать как следует. [3]

Требовательно стоит воспитывать детей только с детства. Если обычному западному ребенку, воспитанному в тепличной обстановке и привычке к развлечениям, вдруг резко сформулировать все эти жесткие требования, результатом ничего хорошего не будет. Правильнее объяснить детям новое направление жизни семьи и далее действовать постепенно, но методично.

Не надо детей жалеть: в своих детей нужно верить и любить их, радуясь их успехам и раз за разом предъявляя к ним все большие требования.

Список литературы

  1. Аксель Хаке Краткое руководство по воспитанию малышей. – Санкт-Петербург: Поляндрия Принт, 2013.
  2. Информационно-развлекательный портал о мультфильмах [Электронный ресурс] . – URL: https://tlum.ru.
  3. Козлов Н.И. Чему стоит учиться у китайских мам? Западная и азиатская традиции воспитания. Энциклопедия практической психологии – психологос. – М., 2019.

Интересная статья? Поделись ей с другими: