Формы и методы финансового и общественного контроля за исполнением федерального бюджета

Мирошниченко Елизавета Геннадьевна – студент магистратуры Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье описываются формы и методы, которые используются субъектами государственного финансового и общественного контроля в рамках своей деятельности. Анализизируются нормативные и ненормативные источники форм и методов, а также выявляются проблемы в части законодательного регулирования этих категорий в Российской Федерации. На основе исследования предлагается усовершенствовать нормы законодательного регулирования финансового и общественного контроля.

Ключевые слова: Формы и методы контроля, государственный финансовый контроль, общественный контроль.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что посредством контроля за исполнением бюджета, как на федеральном, так и на региональном уровне, с одной стороны, происходит выявление и пресечение нарушений, а с другой- повышение бюджетной дисциплинированности объектов контроля, что в совокупности способствует поддержанию высокого качества исполнения бюджета. Следовательно, необходимо наличие развитой системы контроля, а также постоянная работа над поиском путей и резервов для ее развития, в частности совершенствования форм и методов контрольной деятельности.

В целях осуществления контрольных функций, и в зависимости от объекта и условий контроля, в процессе осуществления государственного финансового контроля используются методы, характеристика которых закреплена в статье 267.1 Бюджетного кодекса РФ: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Однако в статье 16 ФЗ «О Счетной палате РФ» закреплены следующие методы осуществления контрольной деятельности: проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг. Таким образом, вышеперечисленные методы не совпадают с методами, указанными в Бюджетном кодексе РФ, что в свою очередь нарушает целостность и единство теоретической системы института государственного финансового контроля. Разночтения в законодательстве Российской Федерации в рамках регламентации организации и осуществления контрольной деятельности в Российской Федерации – одна из наиболее серьезных проблем финансового контроля на современном этапе.

В свою очередь, методы общественного контроля в настоящее время и вовсе законодательно не упорядочены в единую универсальную классификацию, следовательно в отдельных документах и научных работах содержатся достаточно разные подходы к методологии общественного контроля.

Например, в проекте Концепции совершенствования форм и методов общественного контроля в Российской Федерации, которую «Открытое правительство» разработало совместно с Общественной палатой РФ в 2013 году, содержатся следующие основные методы общественного контроля:

  • методы стимулирования и мотивации (дискуссия, эмоциональное воздействие, убеждение, порицание и осуждение, поощрение);
  • ситуативные методы (наблюдение, эксперимент, экспертиза, групповые дискуссии, анализ случаев («кейс-метод»), краудсорсинг, мозговой штурм);
  • репродуктивные методы (мониторинг, рейтингование, проверка)[1].

Российскими исследователями, как правило определяются иные методы общественного контроля, в частности Буянов Ю.Г. выделяет:

  • наблюдение;
  • анализ официальной статистики и анализ документов ;
  • непосредственные материальные исследования;
  • обследование условий путем посещения органов власти;
  • сбор жалоб и обращений;
  • беседы , интервью , опросы фокус -групп;
  • общественные экспертизы;
  • практические эксперименты;
  • общественное расследование;
  • общественный мониторинг [2].

Отдельные методы также зачастую выделяются в методических документах Общественных палат. Например, в методических рекомендациях Общественной Палаты Республики Татарстан , подготовленных в целях осуществления контрольных мероприятий в ходе реализации Подпрограммы “Поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан на 2014 – 2016 годы”, методы общественного контроля подразделяются на несколько крупных подгрупп:

  • Диалектические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и др.);
  • Общенаучные методы (наблюдение, измерение, описание, эксперимент моделирование);
  • Социологические методы (анкетирование, интервьюирование, социологическое наблюдение, фокус-группа);
  • Методы экономической экспертизы (бухгалтерская экспертиза, финансово-экономическая экспертиза, финансово-кредитная экспертиза, экспертиза экономической обоснованности) [3].

Таком образом, вопрос о методах общественного контроля также нуждается в проработке с целью установления единой классификации, поскольку применение норм Федерального закона №212 в части форм его осуществления в правоприменительной практике может повлечь за собой определенные трудности.

Что касается форм осуществления контрольной деятельности рамках государственного финансового контроля, существуют различные подходы к классификации данной категории. Согласно статье 265 БК РФ, ГФК подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми органами государственного финансового контроля на каждом уровне государственной власти: Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований соответственно. Полномочия органов внешнего ГФК закреплены статьей 268.1 БК РФ.

Внутренний финансовый контроль, в свою очередь, осуществляется в рамках органов исполнительной власти и направлен на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, а также составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета. Полномочия органов, осуществляющих внутренний ГФК содержатся в статье 269.2 БК РФ.

Предварительный контроль, согласно статье 265 БК РФ осуществляется «в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности» [4].

Однако в научной литературе предварительный и последующий контроль характеризуются как формы ГФК, кроме того, в рамках форм ГФК выделяют также текущий контроль. Например, в своем труде Е.В. Овчарова дает следующее пояснение: «Текущий контроль проводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов в рамках парламентский слушаний и в связи с депутатскими запросами» [5].

По моему мнению, понятие текущего контроля как формы финансового контроля должно быть обязательно включено в бюджетное законодательство.

Что касается форм общественного контроля, то четкий перечень закреплен в ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Соответственно, в настоящее время, выделяют следующие основные формы:

  • Общественный мониторинг;
  • Общественная проверка;
  • Общественная экспертиза;
  • Общественное обсуждение;
  • Общественное слушание.

Необходимо отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, т.е. общественный контроль может осуществляться в иных формах, не противоречащих ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство регулирующее институт как государственного финансового контроля, так и общественного контроля нуждается в доработке в части единства подхода и конкретизации методов и форм контрольной деятельности. Такие действия, в свою очередь, позволят позволят увеличить эффективность контроля за исполнением бюджетов всех уровней, и, как следствие, повысить качество осуществления бюджетного процесса в Российской Федерации.

Список литературы

  1. Проект Концепции совершенствования форм и методов общественного контроля в Российской Федерации // URL: http://большоеправительство.рф.
  2. Буянов Ю.Г. «О формах и методах общественного контроля» // Марийский юридический вестник, 2015.
  3. Методические рекомендации Общественной Палаты Республики Татарстан , “Формы и методы осуществления общественного контроля хода реализации Подпрограммы “Поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан на 2014 – 2016 годы” // Казань, 2014.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ // ЭПС «Система ГАРАНТ».
  5. Е.В. Овчарова «Финансовый контроль в Российской Федерации» // Зерцало-М. 2016 г.

Интересная статья? Поделись ей с другими: