УДК 008.001.14

Детство в разных культурах мира

Титаренко Виктор Васильевич – студент Донского государственного университета.

Аннотация: Статья посвещена осмыслению понятия детства в разных культурах Запада и Востока. В статье рассмотрено разное воспитание детей в разных странах мира. Выявлены причины разного подхода к воспитанию детей.

Ключевые слова: Детство, культура, особенность, воспитание, ребенок.

Любая человеческая судьба начинается с детства. Именно в детстве в ребёнке формируются главные качества и характерные черты, которые впоследствии будут присущи только ему. Как сказала Франсуаза Дольто: «Где нет детства, нет и зрелости». Этот период считается самым сложным и самым важным, так как именно в этот момент самое главное правильно воспитать малыша.

Несмотря на то, что психологи давно взялись за изучение особенностей этого возраста, единых критерий по правильному воспитанию до сих пор не было выявлено. Причин для этого много.

Самая важная, на мой взгляд, причина является многообразие народностей, а именно индивидуальность каждой нации или культуры: своя вера, свои традиции, психологические особенности и особый подход.

Для того, чтобы объяснить феномен различия систем воспитания в разных национальностях, рассмотрим несколько стран и сравним их между собой.

Начнём с Российской системы. Издавна в России бытовало мнение, что воспитывать ребёнка нужно «пока поперёк лавки положить можно». Многие семьи пользуются данным принципом и по сей день, но с поправками. В современной педагогике до сих пор остался принцип, что именно в раннем детстве акцентировать внимание на воспитании детей и самое примитивное и важное нужно прививать малышу до 3 лет, а после уже оценивают его способности, как качество умственной работы. Особенность воспитания в России заключается в терпимости к шалостям маленьких. Так же с самого раннего возраста прививается самостоятельность и целеустремлённость в виде того, что родители стараются не вмешиваться при первой же неудачи своего чада: падение при первой ходьбе, допустим. Если до 3 лет воспитание основывалось на том, что ребёнок познавал мир наглядно-действенным или бытовым путём, то после 3 лет важным оказывается наглядно-образный путь, когда родители объясняют правильность поведения на основе примеров своего собственного поведения. В этот период родители наглядно объясняют, что хорошо, а что плохо.

Такие особенности обуславливаются целью воспитания: вырастить творческую и гармонически развитую личность.

В противовес Российской системе, где всё строится на спокойствии, умиротворении и самостоятельности, в Германии всё строится на строгости и порядке. Ребёнка с ранних лет приучают к режиму и правилам, а так же знакомят с системой наказаний. Никто, кроме родителей не принимает участие в воспитании в раннем возрасте, а после нанимают няню с обязательным медицинским образованием. программы для дошкольных учреждений не рассчитаны для обучения счёта и чтения, так как учиться маленькие немцы начинают только в школе.

Также для сравнения возьмём Японскую систему воспитания, где до 5-летнего возраста царит вседозволенность. Единственное, к чему приучают детей – это хорошим манерам и вежливости. Так же, как и в России, японцы считают правильным всё спокойно и рассудительно объяснять своим маленьким чадам, притом, насилие у них запрещено. Глядя на их образ воспитания неволь вспоминается цитата из книги «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» великого психолога, Конрада Лоренца: «Нетерпеливое требование немедленного удовлетворения желаний, полное отсутствие ответственности и внимания к чувствам других — все это типичные свойства маленьких детей, им вполне простительные». Действительно, японские мамы готовы простить и понять всё, так как считают, что детство должно быть беззаботным.

И последний пример – это Китай. В воспитательном процессе данной страны взят принцип «как можно раньше приучить к реальной жизни»: сначала детей рано отучают от груди, сразу же после этого отправляют малышей в грудничковые ясли, в школьные годы, сразу, у них появляется строгий режим, расписанный по времени до минут на все сутки.

Таким образом, подводим итог, что воспитание в разных нациях индивидуально. От чего же это зависит?

Во–первых, от вероисповедания. В нашем мире очень много национальностей и у каждой своя религия, некий свод законов, где указаны запреты и разрешения. Именно этим законам и тем приоритетам, которые они расставляют, в первую очередь обучают детей.

Во-вторых, разность в воспитании зависит от географического положения. Ведь там, где климат теплее, преобладают полевые работы, над техническими, а значит, с самого детства детей нужно приучать быть не образованными, а сильными и стойкими. А там где холод, там в основном работают над техникой, отсюда и направление в воспитании, приближенное к научному. Ещё один факт, связанный с климатом: это то, что где всегда тепло, там всё растёт само, там люди, в основном, занимаются собирательством, домом и семьёй, отсюда идёт очередная особенность в воспитании. Так же, от климата зависит и эмоциональное состояние народа, а отсюда следует и психологические аспекты воспитания, то есть как ребёнка будут воспитывать: в тепле, любви и нежности, либо тактично и строго. Ещё Анна Фрейд сказала: «Дети депрессивных матерей, стремясь к единению с ней и к гармонии, делают это не с помощью собственного развития, а через продуцирование в себе душевного состояния матери», отсюда можно и судить о качестве воспитания.

В-третьих, играет большую роль демография. Ведь там, где есть кому работать, детей с детством рано не разлучают и к самостоятельности их рано приучать не обязательно. В этом случае, детство более беззаботно проходит. Там же, где демография на порядок беднее, чем масштабы страны, там детям приходится работать рано и в основном там уже не до воспитания, а это уже минус в качестве педагогического процесс.

Теперь мы подошли к четвёртой причине: экономическое состояние страны. Ведь немаловажным остаётся материальное положение семьи: чем больше достаток, тем больше возможности. А чем больше возможности, тем «круче» желания, отсюда уже идёт наклонность к целеустремлённости. Экономическое состояние государства показывает и степень влияния, а значит и степень зависимости от преобладающего. Допустим, любое бедное государство будет зависеть от государства, финансирующего его, а значит, волей-неволею оно будет сходно с ним большинством количеств систем, в том числе и программой воспитания.

Пятая причина особенности воспитания относится к более индивидуальной, но тоже имеет место быть среди глобальных причин – это нереализованные мечты родителей. Ведь каждый родитель старается додать своему чаду то, чего ему в детстве не хватало, а взамен он требует стать кем-то, кем не стали сами родители и уметь то, чем сами овладеть не смогли. В этом факторе есть определённый минус, о котором говорила Алис Миллер в книге «Воспитание, насилие и покаяние»: «Приспособление ребенка к родительским потребностям зачастую приводит к превращению ребенка в «псевдоличность»».

Тем не менее, в любой культуре остаётся важным один факт: детей воспитывали, воспитывают и будут воспитывать с ранних лет. Поэтому период детства является самым важным у всех народов, независимо ни от чего.

Список литературы

  1. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М.Человек и общество (культурология). –Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.

Интересная статья? Поделись ей с другими: