УДК 378.189

Студенческая жизнь

Бендов Александр Олегович – студент Дорожно-строительного факультета Донского государственного технического университета.

Халилов Мурад Джелович – студент Дорожно-строительного факультета Донского государственного технического университета.

Аннотация: Статья посвящена русским студентам, их жизни и студенчеству как периоду жизни в целом. В статье описываются особенности и преимущества студенчества.

Ключевые слова: Студенчество, период жизни, русские студенты, исследователи жизни, образовательная деятельность.

Неповторимая и увлекательная жизнь молодого человека как российского студента начинается, как только он увидит свою фамилию, красующуюся в списке поступивших. Именно тогда, как процедура оформления всех нужных бумаг завершается, вуз начинает преобразовывать его в студента, чтобы потом, через пару лет, выдать новоиспеченного специалиста обществу.

А вот где уже наш специалист применит свои навыки и знания, полученные в университете, не так уж важно. За это будет отвечать его судьба и дальнейшая жизнь, но уже совершенно другая — взрослая. Студенческая жизнь, подошедшая к концу, продолжает существовать только в памяти студента: в его воспоминаниях, рассказах, фотографиях. Так что же такое студенческая жизнь и чем же она так хороша?

Общеизвестно, что первыми студентами являются учащиеся у Аристотеля, греческого философа. Первый университет был создан в Каире в середине 10 века. В Европе первый университет был основан в 1088 году (Болонский), а на территории России — только в 1724 г. Согласно указу Петра I, в Санкт-Петербурге.

В эти периоды времени интеллектуалы проживали либо при дворе князя, правителя, короля, либо, то что происходило часто, в монастырях. Интеллектуалы нового вида проживали в городке и обучали всех, кто стремился к знаниям, которых становилось все больше и больше. Неслучайно образовавшуюся науку именовали школьной наукой. Была сформирована система, задающая метод операций в тех вариантах, когда взгляды авторитетов в различных случаях расходились. Этот момент был очень важным, так как в тот период времени ничего не происходило без влияния авторитетов.

С этих времен во многих государствах почти все поменялось: и концепция образования, и сами студенты, и их жизнь. Перемены не прекратились — они продолжаются каждую секунду, при этом, более того, скорость их стала гораздо выше, чем была пару веков назад.

Студенчество — это уникальная группа общества, с уникальными характеристиками, которые обычно присущи только студентам. Определим главные из этих характеристик:

  1. Активная внутренняя позиция.
  2. Жажда новых знакомств.
  3. Проявление интереса к моде и всему новому.
  4. Не богатое, но при этом разнообразное и довольно веселое существование.
  5. Желание заполучить новую информацию и навыки в профессии.
  6. Жизнерадостность в любых ситуациях. [3]

Писатель Дмитрий Быков, колумнист газеты "Известия", дает последующее утверждение равно как определения студента: «Студент – и в средневековой, и особенно в русской традиции – пылкий молодой человек, одержимый жаждой знаний, нетерпимый к любому унижению – и чужому, и собственному, – и при всем этом нонконформист, бунтарь, идеалист: он учится – а есть ли на свете более чистое занятие?» [5]

Это определение раскрывает суть точно и емко, но оно не полностью соответствует современным студентам, так как современное студенчество, бесспорно, сильно отличается от студенчества во времена советской власти, тем более — от студенчества 19 века.

Также существует мнение, что российского студенчества как такого сегодня нет. Непосредственно это связано с тем, что не существует больше такого единого и активного сообщества, которое готово к быстрому и сглаженному действию в политическом направлении и в направлении вуза. В данный момент русские ученики намного реже проявляют интерес в политике, не видят идеи в противостоянии. [5] Пассивность ко всем происходящим событиям заменила чувство ответственности и гражданственность. Эти факты говорят лишь о том, что произошли изменения в характере и привычках студента, но это вовсе не говорит об отсутствии студенчества как социальной общности. Эта ситуация дает возможность указать на произошедшие изменения студенчества в России: на формирование новых интересов, перемену в ценностях, но никак не об его исчезновении как "особого вида общества". Студенты по-прежнему существуют, вместе с системой образования развиваются, но при этом живут своей собственной жизнью. [4]

Так что же собой представляет жизнь среднестатистического студента?

Обычно студенты делятся на несколько типов: [2]

  1. студенты, которые идут на высшее образование преимущественно для получения навыков в определенной сфере, а сам диплом имеет чисто материальное значение, как награда за проделанную работу и атрибут, без которого не примут на высокооплачиваемую работу. Такие студенты осознают свой вклад, который нужно выделить учебе, и таким образом большинство своего времени они проводят, углубляясь в знания. В основном, такой тип студента характерный для бывших отличников или же для студентов, воспитанных в семье "интеллигенции".
  2. поступающие в ВУЗ с фразой "А куда еще идти?" или "Дальше видно будет...". Тем самым они берут время для дальнейшего выбора вида деятельности, способа заработка и способа жизни в целом. Так как такие студенты не ставят учёбу превыше всего, то у них остаётся много свободного времени. В этот период жизни всем хочется пробовать как можно больше нового, особенно это относится к тем студентам, которые поступили в ВУЗ далеко от дома и ощутили свободу от родительского контроля. Но тем не менее студенты все еще зависят от родителей финансово, что не способствует осознанию трудностей заработка, поэтому они не жалеют деньги и прожигают время в разных заведениях.

Именно такой образ возникает у людей, когда они представляют русского студента. Развлечения, новые знакомства, отдых — именно такие ассоциации характеризуют студенчество, студента, которого не так беспокоят политические споры, новые знания, как насущные потребности.

Поэтому и считается студенчество наилучшим периодом жизни.

Подытоживая, можно выделить несколько главных преимуществ студенчества. [1]

Во-первых, частичная или полная независимость от родителей. Студенты зависят только финансово, все свои решения они принимают сами, причем некоторые уже становятся полностью независимыми от родителей, когда они начинают работать.

Во-вторых, этот период жизни максимально подходит для изучения взрослой жизни. Появляется время для развлечений.

В заключении следует упомянуть, что это очень большая перемена в жизни, несущая множество новых знакомых, новых друзей, новый коллектив в учебе, а как утверждают факты: студенческая дружба самая крепкая и долговечная.

Таким образом можно сделать вывод и сформулировать определение для понятия студенчества как периода жизни:

Студенческая жизнь – это комплекс взаимоотношений, свойственных для обучающихся в ВУЗе или училище, задействованных в образовательном процессе, научной деятельности, в не учебных событиях, самоуправлении и в общении с другими учениками.

Список литературы

  1. Демкина, Е.В. Результаты исследования установок и стереотипов мышления и поведения современного российского студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. — 2013 г. — №3.
  2. Максимов, С.В. Характеристика ценностных ориентаций российского студенчества в современных условиях // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2006 г. — №3.
  3. Щевелева, Г.М., Зеленина, А.А. Исследование нравственных приоритетов студентов как составляющей их личностной духовной культуры // Интеграция образования. — 2011 г. — №2.
  4. Зборовский, А.Е. Образовательные общности и противоречия их темпоральных характеристик // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2016 г. — №2.
  5. Розанов, К.А. Понятие «студенческая жизнь» в современной России // История, теория и практика журналистики. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docplayer.ru/52451851-Ponyatie-studencheskaya-zhizn-v-sovremennoy-rossii.html.
  6. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  7. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: