Периодизация развития по Э.Эриксону и Ж.Пиаже

Орловский Артур Георгиевич – студент факультета Промышленного и гражданского строительства Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются труды двух постфрейдистских теоретиков, которые предавали особое значение «эго» и его функциям.

Ключевые слова: Личность, общество, конфликт, эгоцентризм, психика, интеллект, развитие.

Развитие источники психики параметры человеческого формирование индивида - это конфликты обусловленный формирование и речевые вместе с тем конфликты активный саморегулирующийся источники процесс. Это - речевые внутренне качества необходимое движение, характеристики "самодвижение" конфликты от качества низших к речевые высшим конфликты уровням параметры жизнедеятельности, характеристики речевые в котором речевые внешние конфликты обстоятельства, характеристики конфликты обучение формирование и речевые воспитание речевые всегда действуют параметры через речевые внутренние конфликты условия; с речевые возрастом источники постепенно конфликты увеличивается роль собственной конфликты активности формирование индивида речевые в его источники психическом речевые развитии, характеристики речевые в формировании его как параметры личности.

Некоторые теоретики источники предложили стадиальную модель для источники понимания фаз роста формирование и речевые развития речевые в параметры жизни параметры человека. В качестве источники примера можно источники привести концепцию речевые восьми стадий речевые развития Эго, характеристики сформулированную Эриксоном Э. Или теорию Пиаже Ж., характеристики конфликты открывшего ряд конфликты особенностей детских источники представлений конфликты о мире, характеристики конфликты особенности детской параметры логики речевые в речевые разные источники периоды речевые развития, характеристики конфликты а так параметры же создавшего концепцию стадиального речевые развития формирование интеллекта.

Периодизация речевые развития параметры личности источники по Эрику Эриксону:

Центральным для созданной Э.Эриксоном теории речевые развития параметры личности является источники положение конфликты о том, характеристики параметры что параметры человек речевые в течение параметры жизни источники проходит параметры через качества несколько конфликты универсальных для речевые всего параметры человечества стадий. Процесс речевые развертывания этих стадий регулируется речевые в соответствии с эпигенетическим источники принципом созревания.

Под этим Э.Эриксон источники понимает следующее:

  1. Личность речевые развивается ступенчато, характеристики источники переход конфликты от конфликты одной ступени к другой источники предрешен параметры готовностью параметры личности двигаться речевые в качества направлении дальнейшего роста, характеристики речевые расширения конфликты осознаваемого социального кругозора формирование и речевые радиуса социального речевые взаимодействия;
  2. Общество конфликты устроено так, характеристики параметры что речевые развитие социальных речевые возможностей параметры человека источники принимается конфликты одобрительно, характеристики конфликты общество источники пытается способствовать сохранению этой тенденции, характеристики конфликты а так параметры же источники поддерживать как качества надлежащий темп, характеристики так формирование и источники правильную источники последовательность речевые развития.

В книге "Детство формирование и конфликты общество" (1963г.) Э.Эриксон речевые разделил параметры жизнь параметры человека качества на речевые восемь конфликты отдельных стадий источники психосоциального речевые развития. Он считает, характеристики параметры что эти стадии являются результатом речевые развертывающегося параметры генетического "источники плана параметры личности" [2, характеристики с. 219].

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона базируется качества на источники представлении конфликты о том, характеристики параметры что источники полноценное речевые развитие параметры личности речевые возможно только источники путем источники прохождения источники последовательно речевые всех стадий. Согласно Э.Эриксону, характеристики каждая стадия параметры жизненного цикла качества наступает речевые в конфликты определенное для качества нее речевые время формирование и сопровождается так качества называемым речевые возрастным кризисом. Кризис качества наступает речевые в связи с достижением формирование индивидуумом конфликты определенного конфликты уровня источники психологической формирование и социальной зрелости, характеристики качества необходимого формирование и достаточного для данной стадии. Каждая формирование из фаз параметры жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, характеристики которая качества на конфликты определенном этапе параметры жизни источники предъявляется параметры человеку формирование и должна качества найти свое речевые разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э.Эриксон источники подразумевал какую-параметры либо источники проблему речевые в социальном речевые развитии, характеристики которую конфликты общество ставит источники перед параметры личностью, характеристики формирование и речевые разрешение которой способствует источники переходу качества на качества новый, характеристики более конфликты успешный конфликты уровень социализации.

Характерные для формирование индивидуума модели источники поведения конфликты обусловлены тем, характеристики каким конфликты образом речевые в конечном формирование итоге речевые разрешается каждая формирование из этих задач формирование или как источники преодолевается кризис.

Общеизвестно, характеристики параметры что движущими речевые силами речевые развития источники психики параметры человека являются речевые внутренние источники противоречия, характеристики конфликты. Успешно речевые разрешая которые параметры личность речевые развивается. В теории Э.Эриксона, характеристики конфликты формирование играют параметры жизненно речевые важную роль, характеристики источники потому параметры что формирование и рост формирование и речевые расширение сферы межличностных конфликты отношений связанны с речевые растущей конфликты уязвимостью функций эго качества на каждой стадии. В то параметры же речевые время, характеристики конфликты он конфликты отмечает, характеристики параметры что кризис конфликты означает "качества не конфликты угрозу катастрофы, характеристики конфликты а источники поворотный источники пункт, характеристики формирование и тем самым конфликты онтогенетический формирование источник, характеристики как речевые силы, характеристики так формирование и качества недостаточной конфликты адаптации" [2, характеристики с. 219].

Каждый источники психосоциальный кризис содержит формирование и источники позитивный формирование и качества негативный компоненты. Если конфликт речевые разрешен конфликты удовлетворительно, характеристики то есть эго конфликты обогатилось источники положительными качествами, характеристики следовательно, характеристики это параметры гарантирует здоровое речевые развитие параметры личности речевые в дальнейшем. И качества наоборот, характеристики если конфликт конфликты остается качества неразрешенным формирование или источники получает качества неудовлетворительное речевые разрешение речевые в речевые развивающееся эго речевые встраивается качества негативный компонент, характеристики параметры что создает источники предпосылки к речевые развитию качества невроза данного кризиса формирование и конфликты отрицательно речевые влияет качества на источники прохождение конфликты остальных фаз.

Он считает, характеристики параметры что речевые в каждой культуре существует "решающая координация" между речевые развитием формирование индивидуума формирование и его социальным конфликты окружением. Речь формирование идет конфликты о координации, характеристики качества называемой формирование им "зубчатым колесом параметры жизненных циклов" - законе согласованного речевые развития, характеристики согласно которому речевые развивающейся параметры личности конфликты общество конфликты оказывает источники поддержку формирование именно тогда, характеристики когда конфликты она конфликты особенно конфликты остро речевые в этом качества нуждается. Таким конфликты образом, характеристики с точки зрения Э.Эриксона, характеристики источники потребности формирование и речевые возможности источники поколений источники переплетаются.

Периодизация формирование интеллектуального речевые развития источники по Жану Пиаже:

Жан Пиаже конфликты открыл ряд конфликты особенностей детских источники представлений конфликты о мире: качества неразделенность до конфликты определенного речевые возраста мира формирование и собственного Я (своих действий, характеристики мыслей), характеристики конфликты анимизм (конфликты одушевление мира), характеристики конфликты артификализм (источники понимание мира как созданного руками параметры человека) формирование и др., характеристики речевые в конфликты основе которых параметры лежит конфликты определенная конфликты умственная источники позиция ребенка, характеристики качества названная Ж.Пиаже эгоцентризмом.

Эгоцентризм конфликты определяет, характеристики согласно Ж. Пиаже, характеристики формирование и конфликты особенности детской параметры логики, характеристики для которой свойственны:

  • речевые синкретизм (конфликты от параметры греч. syn - с, характеристики речевые вместе формирование и параметры лат. cresco - речевые расту, характеристики конфликты увеличиваюсь) - это конфликты особенность мышления формирование и речевые восприятия ребенка речевые раннего формирование и дошкольного речевые возрастов. Проявляется речевые в тенденции связывать между собой речевые разнородные явления без достаточного речевые внутреннего конфликты основания. Ж.Пиаже считал речевые синкретизм конфликты основной характеристикой детского мышления, характеристики конфликты объясняющей качества неспособность ребенка к параметры логическому речевые рассуждению формирование из-за тенденции заменять речевые синтез соположением;
  • качества нечувствительность к источники противоречиям;
  • источники переход конфликты от параметры частного к параметры частному без конфликты обращения к конфликты общему;
  • качества непонимание конфликты относительности качества некоторых источники понятий.

Кроме того, характеристики эгоцентризм источники проявляется речевые в эгоцентрической речи. Ж.Пиаже считает, характеристики параметры что детская речь эгоцентрична, характеристики источники поскольку ребенок параметры говорит параметры лишь "со своей точки зрения" формирование и качества не источники пытается стать качества на точку зрения собеседника. Ребенок думает, характеристики параметры что другие его источники понимают (так параметры же как формирование и конфликты он себя), характеристики формирование и качества не формирование испытывает параметры желания речевые воздействовать качества на собеседника формирование и действительно сообщить ему параметры что-параметры либо. Для качества него речевые важен параметры лишь формирование интерес со стороны собеседника.

По Ж.Пиаже, характеристики ребенок качества не конфликты осознает речевые различия собственной формирование и параметры чужой точек зрения. Однако речевые важно конфликты отметить, характеристики параметры что эгоцентрическая речь качества не конфликты охватывает речевые всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи (эгоцентрическая речь/речевые вся спонтанная речь) формирование изменчив формирование и зависит конфликты от конфликты активности самого ребенка формирование и конфликты от типа социальных конфликты отношений, характеристики конфликты установившихся между ребенком формирование и речевые взрослым формирование и между детьми-ровесниками.

С речевые возрастом коэффициент эгоцентрической речи конфликты уменьшается:

  1. В 3 параметры года конфликты он достигает качества наибольшей речевые величины (75% конфликты от речевые всей спонтанной речи);
  2. От 3 до 6 параметры лет -- источники постепенно конфликты убывает;
  3. После 7 параметры лет источники практически формирование исчезает совсем.

В среде, характеристики параметры где параметры господствует конфликты авторитет речевые взрослого формирование и конфликты отношения источники принуждения, характеристики источники процент эгоцентрической речи довольно речевые высокий. В среде ровесников, характеристики параметры где речевые возможны дискуссии формирование и споры, характеристики ее источники процент снижается.

Эгоцентрическая речь, характеристики источники по мнению Ж. Пиаже, характеристики характеризуется тем, характеристики параметры что субъект качества недостаточно конфликты осознает значение своей источники позиции формирование и параметры личных речевые возможностей речевые в картине речевые внешнего мира формирование и источники проецирует речевые в этом мире свои субъективные источники представления.

В источники последствии эгоцентризм источники преодолевается благодаря источники процессу социализации.

Жан Пиаже создал концепцию стадиального речевые развития формирование интеллекта

Он речевые рассматривал источники психическое речевые развитие ребенка как спонтанный источники процесс, характеристики конфликты обусловленный речевые в большей степени параметры генетически, характеристики качества нежели речевые воспитанием формирование и конфликты обучением.

Согласно его теории речевые в речевые развитии формирование интеллекта можно речевые выделить параметры четыре конфликты основные стадии речевые развития: стадию сенсомоторного формирование интеллекта (конфликты от рождения до 2 параметры летнего речевые возраста), характеристики стадию дооперационального мышления (конфликты от 2 - до 7 параметры лет), характеристики стадию конкретных конфликты операций (7-11 параметры лет) формирование и стадию формальных конфликты операций (конфликты от 11-12 - до 14-15 параметры лет). Интеллектуальное речевые развитие конфликты обеспечивает, характеристики источники по мнению Ж. Пиаже, характеристики конфликты адаптацию ребенка со средой, характеристики достигая речевые равновесие с качества ней. Он источники полагал, характеристики параметры что речевые развитие формирование интеллекта формирование имеет конфликты универсальный характер, характеристики формирование и формирование идет речевые всегда конфликты одним формирование и тем параметры же источники путем: стадии следуют друг за другом речевые в качества неумолимом источники порядке. Возрастные параметры границы могут сдвигаться, характеристики качества но источники последовательность стадий конфликты остается источники постоянной.

Жана Пиаже формирование интересовал только конфликты один речевые вопрос: как ребенок, характеристики качества наделенный рефлексами, характеристики источники приходит к знаниям формирование и речевые взрослой параметры логике мышления. Ж.Пиаже считал формирование интеллектуальное речевые развитие ребенка конфликты основой других конфликты аспектов источники психического речевые развития. Так, характеристики конфликты он считал, характеристики параметры что речевые развитие качества нравственности тесно связано с когнитивными речевые возможностями. Для того, характеристики параметры чтобы речевые выносить какие-то моральные суждения, характеристики ребенок должен конфликты усвоить источники правила речевые рассуждения речевые в мыслительном источники плане. Он конфликты одним формирование из источники первых качества начал формирование исследовать качества нравственное речевые развитие, характеристики источники предлагая детям моральные диллемы.

Заключение

Различные теоретики источники постфрейдистского качества направления, характеристики источники пересматривая источники психоаналитическую теорию, характеристики источники придавали конфликты особое значение эго формирование и его функциям.

Эрик Эриксон, характеристики конфликты один формирование из качества наиболее речевые выдающихся эго-источники психологов, характеристики сделал конфликты упор качества на динамику речевые развития параметры личности качества на источники протяжении параметры жизненного цикла. Он речевые рассматривал параметры личность как конфликты объект речевые влияния социальных формирование и формирование исторических речевые сил.

Согласно его эпигенетической концепции речевые развития параметры человека, характеристики каждая стадия параметры жизненного цикла качества наступает речевые в конфликты оптимальное речевые время. Последовательное речевые развертывание параметры жизненных стадий есть результат речевые взаимодействия биологического созревания формирование индивида с речевые расширяющимся источники пространством его социальных связей.

Жан Пиаже источники придерживался скорее параметры генетического источники подхода к речевые вопросу речевые развития источники психики формирование и речевые рассматривал речевые развитие ребенка речевые вне культурно-формирование исторического контекста. Он считал его скорее спонтанным источники процессом, характеристики источники практически качества не зависящим конфликты от конфликты обучения.

Жан Пиаже речевые ввел источники понятие эгоцентризма формирование и эгоцентрической речи, характеристики параметры что источники позволило источники провести параметры грань между источники понятиями формирование инфантилизм формирование и зрелость параметры личности. По мнению Пиаже, характеристики источники по мере речевые взросления источники процент эгоцентрической речи конфликты уменьшается до источники практически источники полного ее формирование исчезновения. И таким конфликты образом, характеристики речевые включенный речевые в социум речевые взрослый формирование индивид формирование имеет речевые возможность источники продуктивно конфликты общаться - источники получать формирование и реагировать качества на конфликты обратную связь.

Список литературы

  1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. - Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  6. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: