Анализ прибыли и рентабельности предприятия и пути повышения его финансовых результатов
Конева Олеся Владимировна – студентка Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
Аннотация: В данной статье приведены основные теоретические и практические аспекты формирования прибыли и рентабельности предприятия. Сформулированы основные направления максимизации прибыли и рентабельности.
Ключевые слова: Прибыль, финансовые результаты, анализ, методы, рентабельность, резервы роста прибыли.
Актуальность темы исследования финансовых результатов предприятия обосновывается тем, что в современных условиях прибыль занимает ведущее место. Именно она является источником формирования основных ресурсов организации. В рамках анализа финансового состояния любого предприятия определяют слабые и сильные стороны его финансовой деятельности. На практике одной из слабых сторон российских предприятий является низкий уровень получаемой чистой прибыли. Анализ прибыли и рентабельности — неотъемлемая часть финансовой работы организаций.
В общем виде прибыль представляет собой разницу между совокупной выручкой и совокупными издержками. Величина прибыли является основным показателем при оценке конкурентоспособности предприятия и эффективности его деятельности. С позиции государства, в современных условиях прибыль служит основным источником накопления, и пополнения доходной части его бюджета. Что касается самого предприятия, то здесь значение прибыли состоит в том, что она выступает главным источником финансирования расширенного воспроизводства, социального и научно-технического развития организации, а также материального поощрения и стимулирования работников. [1]
Савицкая Г.В. дает следующее определение рентабельности в своих трудах, «рентабельность — это относительный показатель, который определяет уровень доходности бизнеса». Так, показатели рентабельности определяют эффективность деятельности организации в целом, доходность по различным сферам деятельности (производственная, коммерческая, инвестиционная и другие), характеризуют итоговые результаты деятельности. Их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами [2].
Анализ прибыли и рентабельности рассмотрим на примере АО «Окская судоверфь». Наиболее обобщенные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках в годовой бухгалтерской отчетности.
Проанализируем изменения основных показателей отчета о прибылях и убытках за 2014-2016 гг. (Таблица 1)
Таблица 1. Анализ показателей отчета о прибылях и убытках.
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Темп роста % |
Выручка |
1696965 |
2302898 |
3841170 |
226,4 |
Себестоимость продаж |
1349556 |
2177478 |
3662210 |
271 |
Прибыль от |
347403 |
125420 |
178960 |
51,5 |
Прибыль (убыток) до |
-491747 |
-498408 |
116097 |
23,6 |
Чистая прибыль |
-431802 |
-514343 |
42927 |
9,9 |
По данным таблицы 1 можно сказать, что выручка от реализации продукции АО «Окская судоверфь» постоянно растет, темп прироста 126,4%. Это значит, что предприятие постоянно наращивает свой производственный потенциал, увеличивает объем продаж.
По показателю чистой прибыли наблюдается убыток до 2015 года. Отрицательная величина чистых активов предприятия за 2015 год связана с получением убытка предприятия, и как следствие, увеличением накопленного убытка за предыдущие периоды. В 2016 году наблюдается прирост прибыли на 557270 тыс.руб. Себестоимость продаж за 3 года увеличилась, темп прироста 171%. На увеличение себестоимости продаж повлияли высокие затраты на сырье и материалы и рост отходов из-за медленного обновления оборудования. Соответственно, себестоимость продаж за анализируемый период увеличилась. В связи с чем уменьшилась бухгалтерская прибыль.
Благодаря показателям рентабельности можно изучить интенсивность использование ресурсов предприятия, его способность получать доходы и прибыль.
Рентабельность активов:
РА 2014 (-491747/3218062)•100= -15,2%
РА 2015 (-498408/4757256)•100 = -10,5%
РА 2016 (116097/4958169)•100 = 2,3%
Рентабельность активов в 2014 и 2015 году была отрицательной. Это говорит о том, что предприятие не эффективно осуществляло свою деятельность. В 2016 году коэффициент показывает, что получено 2 копейки бухгалтерской прибыли на 1 рубль активов.
Рентабельность оборотных активов:
Ро.а.2014 = (-431802 / (3334798 + 1443205) / 2) •100=-18%
Ро.а.2015= (-514343 / (4307659 + 3334798) / 2) •100=-13,4%
Ро.а.2016 = (42927 / (3889170 + 4307659) / 2) •100 =1%
Коэффициент показывает, что 1 копейка бухгалтерской прибыли получена на рубль оборотных средств в 2016 году. В 2014 и 2015 году рентабельность оборотных активов была отрицательной.
Рассмотрим рентабельность продаж как отношение прибыли от продаж к выручке за соответствующий период:
Рпр.2014 = (347409 / 1696965) •100 = 20,5%
Рпр.2015 = (125420 / 2302898) •100 =5,4%
Рпр.2016 = (178960 / 3841170) •100 =4,7%
Данный коэффициент отражает, что 4,7 копеек прибыли от продаж было получено предприятием на 1 рубль реализованной продукции в 2016 году. Данный показатель можно охарактеризовать, как неудовлетворительный. Это свидетельствует о невысокой способности предприятия контролировать издержки. Спад рентабельности продаж является неблагоприятной тенденцией. С 2014 года по 2016 год рентабельность падала, несмотря на возрастание выручки.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы о проблемах финансового состояния АО «Окская судоверфь»:
- динамика всех рассмотренных показателей рентабельности следующая: значения показателей рентабельности продаж предприятия существенно снизились в 2016 году по сравнению с 2014 годом; показатели рентабельности активов, рентабельности оборотных капиталов и рентабельности собственного капитала в 2014-2015 году имели отрицательные значения. Это демонстрирует процент убыточности производства или продаж на каждый вложенный рубль в товар. Получается, что себестоимость продукции выше, чем прибыль от ее реализации, а цена недостаточно высока для покрытия всех издержек. В 2016 году показатели рентабельности имеют положительное значение.
- рост себестоимости продукции также связан с износом оборудования, большая часть которого устарела как физически, так и морально.
Перечисленные обстоятельства ставят перед предприятием задачу повышения конкурентоспособности АО «Окская судоверфь», скорейшей ее адаптации к современной ситуации на рынке судостроительной промышленности.
Поскольку на сегодняшний день предприятие является единственным изготовителем понтонных парков ПП-91, за рубежом имеются только аналоги, у него имеется хороший резерв повышения прибыли за счет модернизации имеющегося оборудования. Для этого следует разработать стратегию развития компании, основными мероприятиями в которой будут:
- Расширение рынков сбыта продукции. Интерес к понтонным паркам ПП-91 проявляют покупатели из европейских стран, США, государств Южной Америки, Юго-Восточной Азии. Спрос на них устойчив во времени, так как осуществляемые такими судами перевозки сравнительно слабо зависят от общей конъюнктуры мировой торговли.
- Увеличение клиентской базы. Данное мероприятие достигается за счет: участия в профильных выставках; размещения информации и рекламы продукции предприятия в различных справочниках, журналах, газетах, на телевидении, радио и в сети Интернет; участия в тендерах и конкурсах по основным направлениям деятельности предприятия.
- Улучшение качества выпускаемой продукции. Для реализации данного мероприятия следует постоянно повышать результативность и совершенствовать систему менеджмента качества, ее соответствие требованиям МС ГОСТ ISO серии 9001-2011 и стандарту ГОСТ РВ 0015-002-2012.
- Разработка мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции, за счет повышения производительности труда, соблюдения режима экономии ресурсов на всех участках производственной деятельности предприятия, снижения затрат на обслуживание и управление производств.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что финансовые результаты – это системное понятие, которое отражает совместный результат от производственной и коммерческой деятельности предприятия в виде выручки от реализации, а также чистой прибыли. Результаты проведенного анализа позволили выявить резервы улучшения финансовых результатов деятельности организаций, наметить пути повышения финансовой устойчивости организаций, точно оценить сложившуюся финансовую ситуацию и принимать правильные управленческие решения.
Список литературы
- Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Г. Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 703 с.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 425 с.
- Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 111-113
- Крылов Э. И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции [Текст]: учеб.пособие. 2014. № 38. с. 36–44.