Деятельность и человеческая жизнь

Келеп Ян Владимирович – студент Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В статье ведется рассуждение о юности, молодости и зрелости каждого человека. Данные периоды жизни напрямую связаны с деятельностью. В статье рассмотрены кризисы этих возрастов, приведены качества и особенности, которые человек приобретает в эти годы.

Ключевые слова: Мироощущение, осознание, индивидуальность, взаимоотношения, мышление, личность, восприятие, общение.

Введение

Деятельность - психологическое понятие, раскрывающее процесс активного взаимодействия с окружающей средой с целью удовлетворения собственных потребностей. Далее будут рассмотрены основные периоды жизни человека, в которых преобладает деятельность.

Юность

Юность может быть обозначена как ранняя юность (14-17 лет) и поздняя юность (18-21 лет). Юность относится к студенческой или учебной стадии жизни человека, а также означает чувственное мироощущение, преобладание эмоций и рефлексии, стремление к приспособлению к порядкам внешнего мира, происходит осознания своей индивидуальности. В этом периоде происходит формирование логических образов, образование и зарождение личностных качеств, зарождение определенных мировоззренческих принципов и взглядов, также происходит профессиональное и личностное самоопределение. Это возраст для создание дружеских и любовных отношений. Взаимоотношения с противоположным полом являются выражением его чувств. Завершение юношеского периода может быть связано с кризисом юности. Трактовка этого кризиса – встреча реальности с ее индивидуальным представлением. Принятие объективной реальности, невозможности развития всех событий «как мне угодно» провоцирует разного рода внутренние переживание. Помогают преодолеть кризис готовность юности к масштабным переменам в жизни, выражающаяся в спокойном восприятии происходящих изменений и возможность подстроить поведение в соответствии с ними, а не расценивать ситуацию изменения как крушение всех своих планов

Молодость

Молодость (20-30 лет) относится к наиболее основному и ценному периоду в жизни человека. Основной задачей молодости является формирование семейных отношений, освоение и приобретение супружеских прав и обязанностей. Молодость характеризуется развитием абстрактного и теоретического мышления, интеллектуальных и физических способностей, творческих направленностей, формирование нестандартного и небанального мышления, потребностью в самоутверждении (стремление влиять на других людей, навязывание своих интересов и принципах окружающим), стремление расширить опыт и упорядочить знания о мире. Большую роль в молодости играет общение, проявляется стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с людьми. Если кризис юности В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев характеризуют как кризис рождения, то кризис молодости – это кризис развития. В этом периоде продолжается формирование логических образов. В молодости идет оценка прожитых лет, осознание, что юность миновала, а также происходит начало нового этапа индивидуальной жизни. Кризис третьего десятилетия жизни не носит формального или биологически обусловленного характера, но является возможным и закономерным. Важным аспектом кризиса является размывание представлений о самом себе, кажущая невозможность разобраться в своих желаниях и возможностях. Отсутствие жизненного опыта может приводит юношество к тому, что оно путает идеалы и иллюзии, фактором преодоления этого может служить умение освобождаться от иллюзий и в тоже время сохранять в душе идеалы.

Зрелость

Зрелость можно отождествлять со взрослостью, или же завершающим этапом развития личности. Данный период характеризуется принятием и осознанием собственного Я, возможностью принимать решения, нести ответственность за сказанное и содеянное, отстаивание личностных интересов и жизненных позиций, возможность сопротивляться разного рода проблемам с уже развитой силой воли, стремление влиять на окружающую действительность и передавать жизненный опыт последующим поколениям. Зрелости присущ рационализм, реализм, уверенность в себе и в своем будущем. Наиболее важным аспектом зрелости является личностная зрелость человека, достигаемая в процессе личностного роста, который предполагает прохождение и переход через все периоды человеческой жизни до непосредственно самой зрелости. Зрелость относится к «производственной» части жизни человека, или же к его работе.

«В проведенном нами исследовании были получены данные о происходящих в середине жизни преобразованиях в ценностно-смысловой сфере в сторону большей толерантности, терпимости, причастности гуманистическим ценностям, что является важной характеристикой личностной зрелости. Выявлены личностные изменения при приближении к сорокалетию в сторону большей рефлексивности и осознанности взрослых в плане осмысления собственной жизни...» [1]

Заключение

Таким образом, анализирую данный период человеческой жизни хочется отметить чувственный, характерный и волевой подтекст данного времени жизни человека. Этот период наиболее важен из-за формирования личностных, интеллектуальных, духовных, физических, творческих качеств. Проходя каждый «этап» субъект приобретает определенные личностные качества, опыт, учиться быть самостоятельным, преодолевать трудности, знакомится и дружит, любит и заводит семью, формирует мировоззрение и укрепляется в собственном понимании жизни, получает образование, занимается разного рода трудовой деятельностью. В жизни человека, на мой взгляд, это самый насыщенный период, и не только потому, что он самый продолжительный. Также при жизни человек может сталкиваться с разными кризисами, характерными данному периоду. Преодолевая все трудности и решая собственные проблемы человек познает себя. Этот период, на мой взгляд, дан человеку, чтобы полностью разобраться в прошлом, настоящем и увериться в своем будущем.

Список литературы

  1. Склярова Т.В. «Возрастная психология: молодость» [http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44216.php?sphrase_id=130138]
  2. Склярова Т.В. «Психология юности» [http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44009.php]
  3. Ильин Е.П. «Психология взрослости» [https://psy.wikireading.ru/58151]
  4. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  5. Под обш. ред. Головей Л.А. «Психологическая зрелость личности», Санкт-Петербург, 2014 год, стр. 142) [1]
  6. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: