Зрелость в периодизации человека. Этапы зрелости.

Гарькавский Александр Александрович – студент Инженерно-строительного факультета Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье описывается второй этап периодизации личности со всеми присущими ему признаками и свойствами. Показаны жизненные ценности людей. Также представлено разделение данного периода с подробным описанием каждого возрастного этапа жизни человека.

Ключевые слова: Личность, ценности, жизнь, возраст.

Возраст — промежуток времени от появления на свет живого организма до определённого момента его существования.

В психологии возраст делится на определённые периоды, которые являются своего рода этапами развития и становления индивида, как личности. Классификация данных этапов называется периодизацией человека.

Одним из таких периодов является зрелость. Развитие человека в социуме на данный этапе связано с вовлечением его в сферу общественного производства, началом семейной жизни, выражением личностного подхода к воспитанию детей, взаимодействиями с окружающими в профессиональной сфере, творчестве. Взрослые люди пытаются достичь определённого положения в обществе.

Зрелость — самый длительный этап периодизации, которому свойственна предрасположенность к достижению высоких показателей духовного, интеллектуального и физического прогресса человека. Эта характеристика является определяющей в этом возрасте, привлекает интерес представителей разнообразных областей науки, что явилось причиной становления акмеологии, как системе знаний, посвящённой этапу пикового расцвета, личностного роста, наибольшего выражения духовных сил.

Зрелость подразделяется:

1. Юность — этап в развитии индивида, который является переходом от отрочества к обособленной взрослой жизни. Юность в психологии имеет неопределённые временные рамки. Зачастую исследователи подразделяют юность на раннюю (14-17 лет), и позднюю (17-22 года). В этом возрасте завершаются процессы становления взрослого человеческого организма. Но в данном периоде степень личностной зрелости индивида значительно отличается от биологической зрелости. Психологический смысл этого этапа связан с формированием самосознания, преодолением трудностей личностного, а также профессионального самоопределения, первоначальной ступенью вступления во взрослую жизнь.

В юности главным образом пересиливается свойственная предыдущим этапам развития несамостоятельность и происходит обособленность личности. Такую эмансипацию разделяют на поведенческие, эмоциональные, моральные и ценностные аспекты. Инициативность молодёжи вести независимую от родителей жизнь, подразумевающая под собой ответственное поведение, которое является важным признаком успешности социализации личности, а также позитивного направления его развития. Юность — возраст поиска личного жизненного пути и формирование индивидуальной системы ценностей и взглядов на мир. Он подразумевает интенсивное межличностное общение, сравнение собственных убеждений с мнениями близких людей, а также представителей разных социальных и профессиональных групп. Для данных возрастных рамок характерным является юношеский максимализм в критических оценках общества старшего поколения, нахождение собственноличных идеалов, а также путей их воплощения в реальность. Трудные задачи, которые предстают перед индивидом в юношестве, при его скудном жизненном опыте в совокупности с непригодными социальными условиями могут являться причиной острых психологических конфликтов, сильных переживаний, а также приводить к кризисному протеканию юности и к широкому спектру отклонений в реакции людей на предписываемые общественные нормы.

Развитие большинства психических функций личности в юности достигает максимума. Но наиболее сложные психические процессы, например, мышление, продолжают развитие.

2. Молодость - это возрастной период с 22 до 30 лет в жизни молодежи, которые находятся между подростковыми годами и социальной зрелостью, имеющей предпосылку в виде биологической зрелости.

Также в молодости человека обретает активную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период самоутверждения личности в любви, карьере, семье, обществе. В этом возрасте происходит индивидуализация и осознание недействительности юношеских мечтаний. Формирование конкретных представлений о будущей жизни. Встреча с возможным супругом, брак, переход к рутинной жизни.

3. Зрелость – возраст социальной активности, во время которой человек обладает самым высоким потенциалом реализации своих возможностей. Особую роль понятие зрелости играет в гуманистической психологии. В этом возрасте индивид стремится достичь добра и истины. Зрелая личность налаживает взаимовыгодные отношения с другими людьми, является самодостаточной, её поступки направлены на достижение следующего уровня развития, и они демократичны.

Зрелость не связана с физиологией организма – она определяема присущими данному индивиду особенностями, которые способствуют адаптации к условиям окружающего мира. Окончанию данного этапа присущи: упадок жизненной активности и понижение уровня карьерной составляющей. Такие процессы возможны на других стадиях зрелости – это называется кризисом зрелости.

Считается, что он проявляется в 40-45 лет во время масштабных изменений социальных ролей человека и его организма. На данном этапе может присутствовать ощущение неимения жизненных сил и недостаточного количества мотивации, зачастую это приводит к депрессии. В этот период большую роль играют близкие люди и возвращение социальной активности человека на прежний уровень.

Таким образом, зрелость имеет самые большие возрастные рамки в периодизации человека. Каждый этап зрелости является качественно новым, а также представляет собой неотделимую часть данного периода и играет определённую исключительную роль в развитии и становлении взрослой личности.

Список литературы

  1. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана. Изд. Прайм-Еврознак, АСТ, 2010 г.
  2. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  3. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  4. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: