Чувство в периодизации человека

Бухтияров Дмитрий Андреевич – студент Донского государственного технического университета.

Аннотация: Именно чувства, формируют границы человеческой личности, именно чувства организуют потребность. Наши чувства - это непрерывный процесс. Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность. У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Ключевые слова: Счастье, личность, возраст, ценности, инициация, синергия, жизнь, культура, смысл.

Мы, часто задумываемся - что же такое психология чувств? Это очень сложная тема, которой посвящена не одна диссертация.

В жизни все, с чем мы сталкиваемся, вызывает у нас какое-то отношение, чувства человека сложно устроены и многогранны.

Чувства - это величайший дар человеку и неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают человека и приносят радость другим. По мнению многих психологов, чувство - это внутреннее отношение человека к чему-то, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость - эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто смог овладеть своими чувствами, контролировать свое поведение и легко может находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем, будет богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний. Психологами доказано, что положительные эмоции, такие как радость, нежность, удовольствие и другие - являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость.

В этот мир человек приходит, не просто как бесчувственно существо, Жизнь каждого человека всегда насыщена чувствами, не смотря на все периоды жизни. В человеке ежедневно рождается неопределенное количество чувств, они могут быть разными негативными, так и позитивными. негативные-это страх, злоба, жажда мщения, обида, агрессия зависть и т. д. Позитивные - это чувства рождены любовью к окружающему мир всем живом.

Каждый человек проходит жизнь три периоды: детство, отрочество, молодость, зрелость, старость. Каждая стадия жизни сопровождается чувствами, на каждом периоде они встречаются и повторяются. Каждый период – это не простой период нашей жизни; её можно понимать шире, как цикл вмещающий в себя все и фазы развития человека. Чувства - это личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Мир чувств, очень сложен и многообразен.

Школьный и младший возраст

Для данного периода - на протяжении всего этого возраста наилучшим пониманием специфики чувств, характерных, возможно только при изучении изменений. Жизнь младенца эмоциональная сосредоточена на том, что связано с удовлетворением /неудовлетворением его потребностей, что выражается в испытываемых им чувствах по этому поводу. Для маленького ребенка характерна импульсивная реакция на неудовлетворение той или иной потребности, общения и т.д. Эта импульсивность меняется с годами под влиянием окружающих. В младенчестве формируется устойчивое эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.

Младенческий возраст

Считается, что дети относятся к наиболее эмоциональной возрастной группе. Чувства детей – искренние. Дети, не умеют и не считают нужным их скрывать. Родители, должны помогать ребенку развивать его чувства и, ни в коем случае, не скрывать или подавлять их. Очень важно, чтобы дети могли описывать свои чувства словами. Родители должны уметь понять ребенка и его чувства, показать малышу, что им небезразлично то, что он чувствует.

Чувства дошкольника.

По мере его развития ребёнок начинает по-новому воспринимать окружающую действительность, изменяются и его эмоциональные реакции. Ребёнок становится более самостоятельным. В формировании эмоциональной сферы личности, как и всей личности в целом, отмечается, что ведущую роль играет система общественного порицания или одобрения тех или иных действий. Большое место или роль в эмоциональной сфере дошкольного возраста занимают переживания, носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными, часто случайными впечатлениями. Игры, сначала предметные, а потом ещё и ролевые, также принимают огромное участие в формировании эмоциональной сферы.

Эмоциональная жизнь младшего школьника в рамках данного возраста от 7 – 8 до 11 – 12 лет характерен период и характеризуется интенсивным биологическим и психическим развитием. Все эти изменения непосредственно влияют на эмоциональную сферу. На данном этапе возникают новые социальные связи, появляются новые обязанности, усложняется поведение, в частности – способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. На протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность эмоционального поведения ребёнка. Непосредственность и живость проявления чувств младшим школьником говорят не только о его эмоциональной сфере, но и о том, что следует развивать, а что – искоренять.

В этом периоде у ребёнка интенсивно формируются моральные чувства. Все это происходит под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера, собственного действия – в общем, всего того, что задевает его эмоционально. Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают или можно сказать, основное или важнейшее место в его жизни и получают при этом иную форму, чем у дошкольника.

Вместе со всеми переменами, формирующегося психологического статуса, у младшего школьника развиваются и эстетические переживания. Примерно с 8 – 10 лет они становятся глубокими и стойкими.

В детстве все, что нас окружает воспринимается так ярко, свежо: еда вкуснее, солнце тепле. Дети, не отягощены чувствами взрослых и их не мучают проблемы, они свободны в своих чувствах и целиком и полностью ощущают счастье. Каждый из нас хотел бы вернуться обратно.

Чувства - одно из самых наиболее ярких проявлений личности человека и они играют большую роль в формировании его личности.

Подростковый кризис, отличается от других возрастных кризисов. Физические изменения, быстрый рост организма, которые фиксирует в себе подрост, вызывают формирование центрального личностного новообразования возраста - чувство взрослости.

Это чувство выражается через субъективное отношение к себе как к взрослому, представление себя все, что происходят в развитии подростка, помогают ему решать, на самом, такие задачи, которые не мог решать младший школьник. И к сожалению, эти изменения приводят к замкнутости подростка взрослым человеком.

Всегда, все новое лучше запоминается. Особенно когда впервые, что то испытываем оно ярче. Первые сопереживания для нас кажутся страшнее, и в основном сопереживания и приходят на подростковый возраст, а потом к этим чувствам привыкаем как и ко всему другому и уже нет таких ярких восприятий. Но, человек, который ещё не пережил хотя бы одного из всех этих чувств ,он их ощутит в будущем с тем с таким же трепетом.

Подросткам свойственна, жажда самостоятельности, и невозможность её полного удовлетворения со стороны взрослых, что порождают у подростка неприязненные чувства к взрослым, такие как недовольство, раздражение, холодность. Непонимание со стороны взрослых внутренней жизни подростков порождает так называемый «конфликт отцов и детей». Вероятно потому что – взрослые имеют тенденцию забывать о том, что сами когда-то были подростками. Отсюда нежелание и неумение поставить себя на место другого.

Чувство дружбы и коллективизма подростков. Потребность в общении и желание иметь друзей и, возникающая как бы в противовес замкнутости, обусловлена у подростка в основном от ощущения того, что ему открывается очень много нового в жизни. Хочется быть понятым, кому-то доверять. С лучшим другом, возможно подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Все это основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное "Я". Юность считается привилегированным возрастом дружбы.

С тягой к общению со сверстникам, нельзя забывать и о чувстве симпатии, о внимании к сверстникам другого пола. В условиях совместного обучения в подростковом коллективе у мальчиков и девочек возникает значительно больший интерес друг к другу, чем, например, у школьников 4 класса. Это период возникновения большой симпатии друг к другу, иногда и влюблённости той или иной потребности, общение и т.д. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что "настоящая дружба среди сверстников встречается часто". Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку в первую очередь мамой, близкими людьми. Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает, малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить.

Юношеская любовь - то чувство, о котором вспоминается всю жизнь. И не имеет значение, была ли она ответной или нет. Просто те чувства, которые испытываются в подростковом возрасте, не повторятся больше никогда. Искренность, нежность, самопожертвование, трепет - вот сопутствующие чувства первой любви.

Как мудро заметил М. М. Пришвин: "Любовь - это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем".[1, с.342]

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни

В каждом возрасте существуют и свои парадоксы, поскольку прежние возрасты продолжают в нас жить, более того, иногда они впервые пробуждаются, когда их время, казалось бы, уже давно прошло. В молодости порой не хватает времени на то, чтобы их пережить, испытать в полной мере, – зато подходя, например, к 50-летнему рубежу, можно, наконец, позволить себе побыть юным и беззаботным. Такая рокировка возрастов – вполне в духе нашего времени, когда зрелый человек может заново развернуть все свои возрасты и перечитать их заново не спеша, как книгу, – но уже не для того, чтобы сдавать экзамен на свою готовность к жизни, а просто потому, что это и есть его настоящая жизнь.

На мой взгляд, нельзя с точностью сказать, в каком возрасте человека может настичь настоящее, глубокое чувство, так как кому-то с этим везет в молодости, а кто-то может его испытать в полной мере уже в значительно более зрелом возрасте. Но все же можно предположить, что чувства, возникающие в зрелом возрасте часто оказываются значительно более крепкими, чем в молодости. В молодости у человека еще , как говорится, "ветер в голове гуляет" и он может оказаться попросту не способен оценить глубину чувств, либо же попросту не слишком беспокоиться на эту тему, считая, что вся жизнь еще впереди. А вот в зрелом возрасте человек куда более трепетно относится к серьезным чувствам, так как уже понимает, что если чувства пришли в столь позднем возрасте, то другого шанса на них уже может попросту не быть, и по возможности пытается ими насладиться, хотя частенько общество и близкие осуждают его за это и всячески стараются помешать.

В любом возрасте, абсолютно в любом. Зависит не от возраста, а от человека. Принято считать, что молодежь ветреная и их чувства нельзя назвать крепкими и серьезными, а вот в зрелом возрасте люди набираются опыта и у них чувства самые, что называется сильные. Да, зачастую это так и есть, но все таки много случаев (личные наблюдения), когда люди встретившись в отрочестве, живут потом вместе всю жизнь, а зрелые дяденьки и тетеньки признаваясь, друг другу в неземной любви, гуляют направо и налево. Так что зависит все от воспитания и личных качеств.

Некоторые чувства закрепляются, становясь доминирующими эмоциональными свойствами личности. Соответственно людей можно охарактеризовать как добродушных или гневливых, трусливых или смелых, любознательных или равнодушных, отзывчивых или черствых и т. д.

Чувства бывают разными – интеллектуальными, моральными, эстетическими, социальными и так далее. Например: чувство одиночества, чувство прекрасного, чувство достоинства, чувство уважения к взрослым, чувство вины, чувство удовлетворения от выполненной задачи, чувство стиля, чувство юмора.

Чувства могут быть выражены по-разному: интенсивность выражения эмоций в значительной степени зависит от самого человека — его воспитанности, уровня культуры личности, традиций и обычаев. Вы также догадались, что ваше здоровье зависит и от того, какие чувства и эмоции преобладают в вашей жизни.

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Жизнь и ее красота заключается в том, чтобы обращать внимание на такие мелочи не только в детстве, но и во взрослой осознанной жизни. Я вот думаю, чувства исходят из глубины нашей души, из нашего сознания. И без них бы наша жизнь просто была унылой и серой. Да, не все бывают чувства приятны. Чувства как тоска и грусть не красят нашу жизнь. Но и без них никуда!

Главное всегда помнить и не нужно зацикливаться на чём-то неприятном и просто нужно идти дальше, и думать что хорошего всегда больше чем плохого.

Радует одно - хороших чувств больше!

Список литературы

  1. Пришвин М.М. Незабудки. Вологда: Вологодское книжное издательство – 1960. С.342.
  2. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов. на/Д, 2014. – 138 с.
  3. Белоконев Г.П. Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб.пособие. Ростов. на/Д, Рост.гос. строит.ун-т.2005. 60 с.
  4. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф.дис.канд.фил.наук. Ростов. на/Д, 1998. – 24 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: